Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Гусарова Анастасия Владимировна

Рабочая программа  на 2017-2018  учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы  авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого («Школа России.. В 2 ч.– М.: «Просвещение», 2011) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего  образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx70.57 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ  ЯЗЫК» 4 КЛАСС

  Рабочая программа  на 2017-2018  учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы  авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого («Школа России.. В 2 ч.– М.: «Просвещение», 2011) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего  образования.

Содержание рабочей  программы полностью соответствует требованиям  Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

-   формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского

языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.

                                 обучающиеся должны уметь:

   орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

   производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

   производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

   производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

    определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

    определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;

   писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

    в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  КУРСА

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (9 ч)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а. но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными  членами.

Слово в языке и речи (21 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное ( 43 ч) .

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (30 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Личные местоимения (7ч)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Гпагол (34 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение (15 ч)

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция)тенета.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Изложение (подробное, сжатое) текста по «эглвгтвмо или самостоятельно составленному плану.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Повторение

11

2

Предложение

9

3

Слово в языке и речи

21

4

Имя существительное

43

5

Имя прилагательное

30

6

Личные местоимения

7

7

Глагол

34

8

Повторение

15

Итого:    170 часов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС 170 ЧАСОВ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

ПОВТОРЕНИЕ (11ч)

11

Наша речь и наш язык (1 ч)

1

1

Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык(вводный).

1

Текст (3 ч)

3

2

Текст. План текста.

1

3

Текст. Р\р. Подробное изложение повествовательного текста «Первая вахта»

1

4

Текст. Типы текстов.

1

Предложение (3 ч)

3

5

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания .

1

6

Виды предложений по эмоциональной окраске

1

7

Предложение. Входная  контрольная работа(диктант) .

1

Обращение (1ч)

1

8

Работа над ошибками. Обращение.

1

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. (2ч)

2

9

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1

10

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1

Словосочетание (1 ч)

1

11

Словосочетание. Проверочная работа №1 по теме «Повторение»

1

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9ч)

9

Однородные члены предложения (5 ч)

5

12

Однородные члены предложения (общее понятие)

1

13

Связь однородных членов предложения: при помощи интонации перечисления и союзов (и, а, но)

1

14

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но

1

15

Запятая между однородными членами, соединенными союзами

1

16

Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Р/р. Составление текста по репродукции картины

И. И. Левитана «Золотая осень»

1

Простые и сложные предложения (4 ч)

4

17

Простые и сложные предложения.

1

18

Простые и сложные предложения.

1

19

Р/р. Письменное изложение повествовательного    текста по самостоятельно составленному плану

1

20

Проверочная работа №2 по теме «Предложение» Диктант.

1

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (21ч)

21

Лексическое значение слова (4 ч)

4

21

Лексическое значение слова.

1

22

Лексическое значение слова.

1

23

Лексическое значение слова.

1

24

Лексическое значение слова. Р/р Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка, составление текста по рисунку и фразеологизму.

1

Состав слова (10 ч)

10

Значимые части слова ( 3ч)

3

25

Состав слова. Значимые части слова

1

26

Состав слова. Значимые части слова

1

27

Состав слова. Значимые части слова

1

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова (4ч)

4

28

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

1

29

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 

1

30

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

1

31

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

1

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков ( 3 ч)

3

32

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков

1

33

Контрольный диктант  по теме «Лексическое значение слова. Состав слова»

1

34

Работа над ошибками.  Р/р. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления

1

Части речи (7 ч)

7

35

Повторение и углубление представлений о частях речи.

1

36

Повторение и углубление представлений о частях речи.

1

37

Повторение и углубление представлений о частях речи. Словарный диктант

 № 1.

1

38

Наречие. Наречие как часть речи

1

39

Наречие. Наречие как часть речи

1

40

Наречие. Проверочная работа № 3 по теме «Части речи»

1

41

Р/р. Сочинение - отзыв по  репродукции картины

В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»

1

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (43ч)

43

Изменение по падежам  (5 ч)

5

42

Изменение по падежам

1

43

Изменение по падежам

1

44

Изменение по падежам

1

45

Изменение по падежам

1

46

Изменение по падежам

1

Три склонения имен существительных (8 ч)

8

47

Три склонения имен существительных

(общее представление).

Первое склонение имен существительных 

1

48

Падежные окончания имён существительных первого склонения.  

1

49

Р/р. Составление сочинения по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»  

1

50

Второе склонение имен существительных 

1

51

Падежные окончания  имен существительных второго склонения

1

52

Третье склонение имен существительных

1

53

Падежные окончания  имен существительных третьего склонения

1

54

Р/р Составление сочинения - отзыва  по репродукции картины

В. А. Тропинина «Кружевница»

1

Правописание безударных  падежных окончаний имен существительных в единственном числе (20 ч)

20

55

Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных 

1

56

Именительный и винительный падежи

1

57

Родительный падеж

1

58

Родительный падеж

1

59

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

1

60

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

1

61

Дательный падеж

1

62

Дательный падеж

1

63

Дательный падеж

1

64

Творительный падеж

1

65

Творительный падеж

1

66

Предложный падеж.

1

67

Предложный падеж. Словарный диктант №2.

1

68

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

69

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

70

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

71

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

72

Р/р Подробное     изложение повествовательного  текста
по самостоятельно составленному плану

1

73

Контрольная работа №2 по теме «Правописание безударных окончаний

имен существительных во всех падежах»

1

74

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

Правописание безударных окончаний имен существительных во множественном числе (8 ч)

8

75

Общее представление о склонении  имен существительных во множественном числе.

1

76

Именительный падеж

1

77

Родительный падеж

1

78

Родительный падеж

1

79

Винительный падеж одушевленных имен существительных  

1

80

Дательный, творительный, предложный падежи  

1

81

Дательный, творительный, предложный падежи  

1

82

Контрольный диктант   по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

1

Обобщение знаний об имени существительном (2ч)

2

83

Работа над ошибками. Р/Р Подробное

изложение

повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

1

84

Обобщение знаний об имени существительном. Проект «Говорите правильно!»

1

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (30ч)

30

Повторение сведений об имени прилагательном как части речи (6 ч)

6

85

Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных

1

86

Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных

1

87

Род и число имен прилагательных. Р/р Сочинение - описание поличным наблюдениям «Моя любимая игрушка»

1

88

Начальная форма имён прилагательных. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»

1

89

Изменение по падежам имен прилагательных  в единственном числе

1

90

Р/р Составление текста-рассуждения  по репродукции картины

В. А. Серова «Мика Морозов»  

1

Правописание безударных падежных окончаний

имен прилагательных (24 ч)

24

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода

в единственном числе (10ч)

10

91

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

92

Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

1

93

Родительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

1

94

Дательный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

1

95

Именительный, винительный, родительный,  падежи имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

1

96

Именительный, винительный, родительный,  падежи имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

1

97

Творительный и предложный падежи имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода 

1

98

Окончания имён  прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей

1

99

Р/р Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания

1

100

Контрольная работа  по теме «Имя прилагательное».

1

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе (7ч)

7

101

Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе

1

102

Именительный и винительный падежи имен

прилагательных женского рода в  единственном числе

1

103

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи  имен

прилагательных женского рода в  единственном числе

1

104

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи  

1

105

Упражнение в правописании   падежных окончаний имен прилагательных женского рода 

1

106

Упражнение в правописании  падежных окончаний имен прилагательных женского рода 

1

107

Р/р Письмо по памяти сравнительного описательного текста.

1

Склонение имен прилагательных во множественном числе (5ч)

5

108

Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

109

Именительный  и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. Р/р Составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости»

1

110

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа

1

111

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.

1

112

Р/р Подробное

изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

1

Обобщение знаний об имени прилагательном (2ч)

2

113

Обобщение знаний об имени прилагательном Р/р Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием  репродукции картины  И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

114

Контрольный диктант  по теме «Падежные окончания имен

прилагательных и имен

существительных в единственном и во множественном числе»

1

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ(7ч)

7

115

Работа над ошибками. Роль личных местоимений  в речи.

1

116

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.

1

117

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

1

118

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.  

Р/р Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога.

1

119

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

1

120

Р/р Подробное изложение повествовательного текста. Составление поздравительной открытки.

1

121

Окончания личных местоимений в косвенных формах.  Проверочная работа № 4 по теме «Изменение личных местоимений по падежам»

1

ГЛАГОЛ (34ч)

34

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (8 ч)

8

122

Значение глаголов в языке и речи

1

123

Значение глаголов в языке и речи

1

124

Время глаголов. Изменение глаголов по временам

1

125

Неопределенная форма глагола

1

126

Неопределенная форма глагола

1

127

Неопределенная форма глагола

1

128

Неопределенная форма глагола. Словарный диктант № 3.

1

129

Р/р Письменное изложение по самостоятельно составленному плану

1

Спряжение глаголов. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. (5 ч)

5

130

Спряжение глаголов. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

1

131

Лицо и число глаголов. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего. и будущего времени

1

132

2-е лицо глаголов. Правописание окончаний  глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе

1

133

2-е лицо глаголов. Правописание окончаний  глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе

1

134

Р/р Сочинение  по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

I и II спряжения глаголов (3 ч)

3

135

I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени

1

136

Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I и II спряжения

1

137

Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Наши проекты. «Пословицы и поговорки»

1

Правописание глаголов. Правописание глаголов

с безударными личными окончаниями (8 ч)

8

138

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

1

139

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

1

140

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

1

141

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

1

142

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

1

143

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

1

144

Контрольная работа по теме : «Глагол»

1

145

Работа над ошибками. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

Правописание возвратных глаголов (3 ч)

3

146

Возвратные глаголы (общее представление)

1

147

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени 

1

148

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Р/р Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста

1

Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч)

3

149

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

1

150

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов

1

151

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов

Р/р  Составление текста на спортивную тему

1

Обобщение по теме «Глагол» (4 ч)

4

152

Обобщение по теме «Глагол».

1

153

Обобщение по теме «Глагол».  Словарный диктант №4

1

154

Обобщение по теме «Глагол». Р/р Подробное изложение повествовательного текста

1

155

Контрольный диктант  по теме «Глагол»

ПОВТОРЕНИЕ ( 15ч)

1

156

Работа над ошибками. Повторение. Предложение и словосочетание.

1

157

Повторение. Текст. Типы текстов

1

158

Контрольное тестирование

1

159

Работа над ошибками. Повторение. Предложение и словосочетание

1

160

Итоговая комплексная работа

1

161

Повторение. Предложение.  

1

162

Контрольное изложение повествовательного текста

1

163

Повторение. Слово и его лексическое значение. Р/р Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»

1

164

Повторение. Значимые части слова. Словообразование

1

165

Повторение. Правописание гласных и согласных в корне слов

1

166

Повторение. Части речи. Морфологические

признаки частей речи

1

167

Повторение. Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

168

Повторение. Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

169

Повторение. Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

170

Повторение. Звуко - буквенный и звуковой разбор слов

1

ИТОГО

170



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...