Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Светлана Геннадьевна Филиппова

Рабочая программа по русскому языку по программ "Школа России" 3 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

 _________

 /_Филиппова С.Г./

Протокол № 1

от 28.08.2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_________/Балданова Д.В./

«3» 09. 2018г.

«Утверждено»

Директор школы:

________ /Тугаринов А.С./

Приказ № 42

от «3»09. 2018г.

Рабочая программа

Предмет: русский язык

Класс:  3 а

Количество часов: 170

Количество часов в неделю: 5

Учитель: Филиппова Светлана Геннадьевна

Должность: учитель начальных классов

Стаж: 27г.

Квалификационная категория: первая

2018


Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); Примерной программой начального образования по предмету «Русский язык» под редакцией Канакиной В.П.; М. – Просвещение, 2011г.; Учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 31.08.2018г. № 41;  Федеральным перечнем учебников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 (с изменениями и дополнениями); Положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от27.08.2011г. № 71.

Программа адресована учащимся третьих классов МБОУ «Булыкская СОШ».

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Концепция (основная идея) программы: реализация основных целевых установок начального образования:

  • становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
  • формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

 Обоснованность (актуальность):

 Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Новизна в том, что она предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

 Предмет «Русский язык»  входит в предметную область « Филология»

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика курса

Рабочая программа по русскому языку разработана на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» и на основе авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык». (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011)

При реализации рабочей программы используется УМК «Школа России» Канакина В.П. Русский язык. – М.: Просвещение, 2012г.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Для реализации системно-деятельностного подхода используются следующие

  • методы (репродуктивные, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, проектный);
  • технологии (здоровьесберегающие, проблемно-диалогического обучения, ИКТ)
  • формы организации учебной деятельности (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая).

Место курса в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675ч. На изучение русского языка в 3 классе  отводится   170 ч (5 ч в неделю)  34  учебных недели.

Описание ценностных ориентиров содержания  учебного курса

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:                                                                                                  

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Национально-региональный компонент

Включение национально-регионального компонента в содержание обучения младших школьников через использование на уроках материалов:

- бурятского фольклора;

 -художественных текстов;

- музейных материалов;

- традиций народных праздников;

- флоры и фауны Бурятии;

- народных промыслов;

- этнологии и этнографии Бурятии.

Организация творческо-поисковой деятельности учащихся в области регионального и местного краеведения позволяет не только осуществлять усвоение традиционных народных знаний и умений, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры (направленности, выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях, способностях, дарования, волю, нравственные качества ученика).

Планируемые результаты освоения программы

  В результате изучения русского языка в 3 классе дети научатся:

· понимать – предложение – это основная единица речи;

· понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

· различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

· различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

· различать главные члены предложения;

· понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

различать словосочетание и предложение;

· понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

· понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

· различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

· использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

· понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

· различать деление слов на слоги и для переноса;

· понимать влияние ударения на смысл слова;

· различать звуки [и] и  [й] и буквы, их обозначающие;

· различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

· понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

· верно употреблять прописную букву.

Третьеклассники получат возможность научиться:

· орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 классы;

· проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

· производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

· производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

· распознавать части речи и их грамматические признаки;

· изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

· интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

· вычленять в предложении основу и словосочетания;

· производить элементарный синтаксический разбор предложения;

· определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

· определять тип текста;

· писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

В результате изучения русского языка во 3-ем классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

 выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

составления предложений на заданную тему;

 употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

орфографической грамотности речи учащихся;

проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

деления слов на слоги и переноса слов;

обозначения мягкости согласных на письме;

написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

употребления прописной буквы в именах собственных;

работы со словарём (использование алфавита);

каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих результатов изучения курса «Русский язык»:

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
  4. Принятие  и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств  
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях
  8. Формирование установки на здоровый образ жизни, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
  3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач
  4. Использование различных способов поиска информации
  5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
  6. Овладение логическими действиями
  7. Готовность слушать собеседника и вести диалог
  8. Готовность конструктивно разрешать конфликты

Предметные результаты

  1. Формирование первоначального представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания
  2. Сформированность позитивного отношения к правильной устной  и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека
  3. Овладение первоначальными  представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета
  4. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное
  5. Освоение первоначальных научных представлений и системе и структуре русского языка

Критерии оценивания по русскому языку

Диктант:
-   отметка «5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

 -   отметка «4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

-  отметка «3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

-   отметка «2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

• нарушение правил орфографии при написании слов;

•пропуск и искажение букв в словах;

• замену слов;

• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

 За ошибку не считаются:

• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;

• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

- повторение одной и той же буквы в слове;

- недописанное слово;

- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

 Грамматическое  задание:

 оценка «5»  – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

  оценка«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

  оценка «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

  оценка «2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

Словарный диктант.  Количество слов (оценивается  строже контрольного диктанта):

  оценка «5» – нет ошибок;

  оценка «4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; 2 класс – 10 – 12 слов;

  оценка «3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;

  оценка «2» – 5 – 7 ошибок;

Контрольное списывание:

 -  оценка «5» – нет ошибок;

-  оценка «4» –1 ошибка или 1 исправление;

-  оценка «3» 2 ошибки и 1 исправление;

-  оценка «2» –3 ошибки;

Сочинения и изложения.

Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.

Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность

Оценка содержания и речевого оформления:

 оценка  «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.

оценка  «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).

оценка  «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).

Оценка за грамотность:

«5» - допускается несколько исправлений;

«4» - допускается 3 орфографических ошибки, 1 пунктуационная;

«3» - допускаются 4 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.

«2» - допускают более 6 орфографических ошибок


Содержание программы  170 часов

Язык и  речь (2 часа)

Наша речь. Виды речи

Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)

Текст. Типы текстов. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложения с обращением. Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложение. Словосочетание

Слово в языке и речи.  (19 часов)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное. Однокоренные слова. Звуки и буквы. Гласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

Состав слова  (16 часов)      

Корень слова. Сложные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова 

Правописание частей слова  (29 часов)

Слова с безударными гласными в корне. Слова с глухими и звонкими согласными в корне. Слова с непроизносимыми согласными в корне. Слова с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Разделительные твердый и мягкий знаки.

Части речи (76 часов)

Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол.

Повторение  (14 часов)

        


Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1. Технические средства обучения

Компьютер

2. Экранно-звуковые пособия

Канакина В.П. и др. Русский язык 3 класс. Электронное приложение.

3. Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.


Литература 

для учащихся:

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Часть 1,2. М.: Просвещение, 2013.
  2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 3 класс. Часть 1,2. М.: Просвещение, 2013.

для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.
  3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс. М.:Просвещение, 2013.
  4. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.
  5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Часть 1,2. М.:Просвещение, 2013.
  6. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 3 класс. Часть 1,2. М.:Просвещение, 2013.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Входной диктант №1

Гроза.

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

Грамматические задания

  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
  2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
  3. Разделите слова для переноса.

Сильный, длинный, пыль.

Контрольный диктант №2  по теме «Предложение»

Осенью.

     Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание:

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
  2.  Слова русский, листья разделите для переноса.
  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью.

     В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

     Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении  подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
  2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

  Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова»

     В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

     Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

Слова для справок: постоянно, клевать.

Грамматическое задание:

  1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
  2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
  3. Выпишите из текста два глагола с приставками.  Приставки выделите.

   Контрольный диктант №5 по теме «Правописание корней слов»

Снеговик.

     Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

     Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
  2. Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.
  3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости – звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

    Контрольный диктант №6   по теме «Правописание частей слова»

     Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берез и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья.

     Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для  справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание:

  1. Разберите предложения по членам:  вариант  1– третье,  вариант 2 – десятое.
  2. Разберите по составу слова осинка, переход.
  3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант по теме №7   «Имя существительное»

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание:

  1. Запишите по два имени существительных женского, мужского, среднего рода.
  2. Запишите пять имен существительных с шипящим звуком на конце.
  3. Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.

Контрольный диктант по теме №8    «Правописание окончаний имен существительных»

     Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днем летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

     Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала  опасные места.  Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

Грамматическое задание:

  1. Определите падеж имен существительных в последнем предложении.
  2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
  3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант №9 по теме «Имя прилагательное»

     Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

     Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

  1. Подчерните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 – четвертое, вариант 2 – пятое.
  2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
  3. Определите род, число, падеж имен прилагательных в словосочетаниях: сосновую шишку,  крепким клювом.

   Контрольный диктант №10   по теме «Глагол»

Весеннее утро.

     Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели.Снегом покрыли поля и холмы.  На деревьях сосульки развесили.

     Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматическое задание:

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – седьмое, вариант 2 – девятое.
  2. Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, березки; вариант 2 – развесили, веселый, местечко.
  3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

Итоговый контрольный диктант №11

     Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

     Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне.  Рядом запишите проверочные слова.
  2. Выпишите из текста два слова с приставками.  Приставки выделите.
  3. Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

        


Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внесшего запись

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса

Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...