Открытый урок русского языка во 2 классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Чудакова Светлана Николаевна

 Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме " Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"  с использованием современных педагогических технологий, таких как: здоровьесберегающая, работа с информацией, проблемно-диалогическая, исследовательская,  технология сотрудничества и оценивания учебных успехов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx46.39 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс 2 «А»

Дата проведения: 30.10.2017 г.

Тема

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

Цели

Образовательные:

1. Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных.

2. Закрепить навыки правописания изученных орфограмм.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление и речь учащихся.

Воспитательные:

1. Воспитывать  любовь к родному краю, аккуратность и старание.

Тип урока

Закрепление и обобщение пройденного материала

Термины и  понятия

Имена собственные и нарицательные, непроверяемая безударная гласная.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Освоение социальной роли обучающегося;
  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;
  • Формирование основ гражданской идентичности;
  • Формирование адекватной позитивной  осознанной самооценки и самоприятия.

Познавательные:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Постановка и формулирование проблемы;
  • Построение сообщения в устной форме;
  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Регулятивные:

  • Постановка учебной задачи урока;
  • Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя;
  • Выполнение задания в соответствии с требованиями учителя;
  • Оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные:

  • Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
  • Формулирование своего мнения и позиции;
  • Понимание возможности различных позиций и  точек зрения у  различных людей.

Предметные:

учащиеся обобщат знания  об употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепят навыки правописания изученных орфограмм.

Организация образовательного пространства

Средства ИКТ

Ресурсы

Компьютер, проектор, экран, нетбуки для учащихся, электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной и др. «Русский язык. 2 класс»

Информационный материал

Учебник «Русский язык. 2 класс». Авторы В. П. Канакина, В. П. Горецкий

Демонстрационный материал 

Презентация в формате Microsoft Office Power Point

Интерактивный  материал

Карточки с индивидуальными дифференцированными заданиями.

Доска.

Сердечки из бумаги.

Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной и др. «Русский язык. 2 класс»

Технология изучения темы

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1

Оргмомент.

Психологический настрой на урок.

Обращается к учащимся: «Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне».

Обмениваются улыбками.

Личностные:

  • Освоение социальной роли обучающегося

Регулятивные:

  • Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя;

Пальчиковая гимнастика.

Подготовка руки к письму.

Проговаривает и показывает движения гимнастики:

Дружат в нашем классе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются ритмично в замок),

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноимённых пальцев обоих рук)

Раз, два, три, четыре, пять (ритмичное касание одноимённых пальцев обоих рук)

Стали ручки танцевать (вращение кистями в одном, а затем в разных направлениях)

Повторяют движения за учителем.

2.

Актуализация знаний

Мотивировать школьников на учебную деятельность.

Учитель обращается к учащимся: «Ребята, я приглашаю вас в виртуальное путешествие по главному городу нашей области.  Как он называется?»

Дети отвечают: «Город называется Самара».

Личностные:

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;
  • Формирование основ гражданской идентичности.

Регулятивные:

  • Принимать учебную задачу урока;
  • Выполнение задания в соответствии с требованиями учителя.

Коммуникативные:

  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • Формулировать своё мнение и позицию;
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Познавательные:

  • Построение сообщения в устной форме;
  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Минутка чистописания.

Формировать каллиграфический навык.

Привлечь внимание учащихся к проблеме здоровьесбережения.

Учитель: Откройте  тетради и запишите дату нашей экскурсии, а также слова "Классная работа".

Слайд 1

Пишут в тетради.

Учитель: Путешествие будет удачным только при соблюдении одного важного условия. А назовёте вы его, если догадаетесь, какое слово спряталось в пословице. Прочитайте пословицу на доске и выберите верный вариант. Что дороже богатства: сила, здоровье или красота?

Сила

Здоровье        дороже богатства.

Красота

Дети отвечают: «Здоровье дороже богатства»

Учитель: Верно, ребята. Здоровье нельзя купить ни за какие деньги.  Из согласных букв этого слова мы сейчас составим цепочку и запишем её в тетрадь.

Слайд 2

Итак, у нас получится запись Здрв. Повторите в тетрадях. (Пауза) А в следующей цепочке первой и заглавной  становится буква В, а все остальные буквы остаются на своих местах. Получаем цепочку Вздр. (Пауза)  Следующая цепочка Рвзд. (Пауза)  И последняя - Дрвз. (Пауза) Закончите эту работу дома. А мы приступаем к следующей строке. На ней составим цепочки из гласных букв. Первая Оое  (Пауза), вторая Еоо (Пауза), третья Оео (Пауза). Молодцы, закончите дома.

Пишут в тетради.

3

Самоопределение к деятельности.

Создать проблемную ситуацию, которая поможет учащимся сформулировать тему урока.

Учитель: Какое же путешествие без экскурсовода? Его обязанности сегодня буду выполнять я. Запишите, пожалуйста, в тетрадь моё полное имя. Вдруг у вас возникнут ко мне вопросы во время экскурсии.

Как вы напишете?

Какое правило примените?

Дети отвечают:

 «С большой буквы»

«Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы».

Познавательные:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Постановка и формулирование проблемы;
  • Построение сообщения в устной форме.

Регулятивные:

  • Принимать учебную задачу урока.

Предметные:

  • Учащиеся обобщат знания  об употреблении заглавной буквы в именах собственных.

Физкультминутка

Снять мышечное напряжение и усталость.

Учитель: Пора начинать наше путешествие. Раз мы отправляемся в город, то нелишним будет повторить правила дорожного движения, ведь их несоблюдение угрожает нашей жизни и здоровью.

Учитель читает стихотворение и показывает движения учащимся.

 "Светофор".

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали мы писать!

В "Светофор" мы поиграем,

Руки, ноги разминаем.

Красный свет нам "Стой!" кричит,

Ждать зелёного велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперёд.

Влево, вправо поворот.

Вот и жёлтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем,

Начинаем, детвора!

Вверх поднимем, вниз опустим,

Пролетим, как самолёт.

Вот зелёный загорелся,

Можно нам идти вперёд.

Левой, правой,

Левой, правой,

Смело мы идём вперёд.

Светофор - помощник славный

Уставать нам не даёт.

Учитель: Если вы не устали, то давайте продолжим нашу игру. Если я покажу красный кружочек, то вы стоите, если жёлтый - приседаете, если зелёный - шагаете на месте.

Повторяют движения за учителем.

Играют с учителем.

Самоопределение к деятельности (продолжение)

Повторить правило написания имен существительных с заглавной и строчной букв.

Учитель: Чтобы путешествие было удачным, нужно составить правильно маршрут.  Помогите мне, пожалуйста.

На доске записаны слова:

 (Г,г)ород, (С,с)амара,  (У,у)лица  (М,м)олодогвардейская,  (П,п)роспект  (М,м)еталлургов, (У,у)лица  (Л,л)енинская.

Учитель:  По какому принципу  эти слова можно распределить на две группы? Я думаю, что буквы в скобках вам подскажут.

Дети отвечают: «Слова, которые пишутся с большой буквы и слова, которые пишутся с маленькой буквы».

Регулятивные:

  • Постановка учебной задачи урока;
  • Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя;
  • Выполнение задания в соответствии с требованиями учителя.

Познавательные:

  • Построение сообщения в устной форме;
  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Коммуникативные:

  • Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
  • Формулирование своего мнения и позиции;
  • Понимание возможности различных позиций и  точек зрения у  различных людей.

Предметные:

  • Учащиеся обобщат знания  об употреблении заглавной буквы в именах собственных.

Учитель: Запишите их в два столбика.

Записывают слова в тетрадь.

Учитель:  Вы догадались, какую орфограмму будем повторять?

Дети отвечают: «О правописании слов с большой и маленькой буквы».

4

Учебно-познавательная деятельность

Снять напряжение и усталость с органа зрения.

Учитель: Наше путешествие виртуальное, а,  значит, труднее всего придётся нашим глазкам. Давайте их подготовим. Закройте глаза, поморгайте ими быстро-быстро, а теперь зажмурьте, сверху приложите ладошки. На счёт 5  можно открывать.

 

Выполняют гимнастику для глаз.

Повторить орфограмму  «Непроверяемая безударная гласная»

Учитель: Посмотрите на экран. Вы узнали это здание?

Слайд 3

Учитель: Мы оказались в цирке. Вы любите цирк?

Учитель: А зачем люди ходят в цирк?

Учитель: Правильно, ребята. Цирк всегда дарит нам хорошее настроение, из цирка мы всегда выходим с улыбкой. А какие артисты там сегодня выступают, вы скажете мне сами. Сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста.

Одного ученика учитель приглашает к доске, накрывает ему лицо платком, а остальным даёт инструкцию.

Учитель: Сейчас я покажу вам картинку с изображением животного, а вы должны молча показать увиденное.

Учитель показывает картинку с изображением медведя, открывает лицо отгадчика и вместе с детьми изображает медведя. Отгадчик называет животное.

Учитель: А теперь давайте запишем это слово на доске и в тетрадях с маленькой буквы.

Учитель: Проверьте запись на доске. Если верно - похлопайте, если нет - потопайте.

Аналогично отгадываются слова собака и петух, которые записываются в столбик.

Учитель:  На какую  орфограмму эти слова?     Давайте выделим орфограмму.

Дети отвечают:       « Это цирк».

Дети: Конечно, любим.

Дети: Там интересно, выступают дрессированные звери, клоуны, фокусники.

Встают на своих местах.

Один  ученик выходит к доске.

Изображают увиденное животное.

Вызванный ученик отгадывает, о ком идет речь и записывает слово-отгадку на доске.

Остальные учащиеся пишут слово в тетрадь.

Выполняют проверку записи на доске.

Дети отвечают: «Словарные слова» и выделяют её в словах.

Личностные:

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Познавательные:

  • Построение сообщения в устной форме;
  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Регулятивные:

  • Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя;
  • Выполнение задания в соответствии с требованиями учителя.

Коммуникативные:

  • Формулирование своего мнения и позиции;
  • Понимание возможности различных позиций и  точек зрения у  различных людей.

Предметные:

  • Учащиеся закрепят навыки правописания изученных орфограмм.

Повторить и закрепить правило правописания кличек животных с заглавной буквы.

Учитель: Что ещё у них общего?

Учитель: Правильно.  Давайте дадим им клички. Для этого разделимся на три группы: зелёные, синие и красные. С какой буквы пишутся клички?

Слайды 4,5,6

Учитель обращает внимание детей на карточки, лежащие у них на партах. Карточки раздаются  перед уроком в соответствии с уровнем подготовленности каждого ученика.

Красная карточка (низкий уровень)

Выберите кличку для каждого животного.

Забияка

Винни - Пух

Рекс

Синяя карточка (оптимальный уровень).

Выберите  кличку для каждого животного.

Тузик

Крикун

Зорька

Копатыч

Мурка

Каркуша

Зелёная карточка (высокий уровень).

Образуйте от слов клички и дайте их животным.

смелый

топтаться

друг

копать

крик

шар

 

Учитель: Запишите  клички рядом с названием животного.

Дети: Это животные.

Дети записывают клички, затем выполняется коллективная проверка.

Физкультминутка

Снять напряжение и усталость

Учитель: Что-то мы засиделись в цирке. Так хочется на свежий воздух.

Учитель показывает учащимся движения и читает стихотворение.

"Мы туристы"

Мы туристы, мы в пути.

Веселей шагайте ноги,

Легче выдох, глубже вдох

Путь не близок, не далёк.

Впереди течёт ручей -

Перепрыгнем поскорей.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки,

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Повторяют движения за учителем.

Личностные:

  • Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Учебно – познавательная деятельность (продолжение)

Обобщить  материал урока.

Учитель: К, сожалению, ребята, нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать. Вот мы и дома. Какие правила мы повторили в пути?

Учитель: Какие же важные дела у большой буквы? Давайте их ещё раз перечислим.

Во время ответов детей на слайде 7 появляется перечень  “важных дел” большой буквы.

Дети отвечают: «Мы повторили правила правописания имён собственных»

Дети рассказывают правило о правописании имен собственных.

5

Рефлексия деятельности.

Формировать адекватную  осознанную самооценку.

Учитель: А теперь я предлагаю вам  проверить свои знания по названной теме.  На ваших нетбуках  в электронном приложении «Русский язык» для 2 класса есть проверочная работа . Выполните три задания и  запишите свой результат в тетради с помощью смайлика

Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математикиВсё правильно!

Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики Хорошо!

Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики Нужно поработать ещё!

Выполняют задания проверочной работы на нетбуках.

Записывают результат работы в тетрадь.

Личностные:

  • Формирование адекватной позитивной  осознанной самооценки и самоприятия.

Регулятивные:

  • Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя;
  • Выполнение задания в соответствии с требованиями учителя;
  • Оценивание качества и уровня усвоения материала.

6

Итог урока

Снять эмоциональное напряжение.

Учитель: Вам понравилось наше путешествие?

Учитель: Мне тоже очень понравился наш урок. Спасибо вам. А теперь возьмите бумажные сердечки, которые лежат на ваших партах,  напишите на них своё имя и фамилию и подарите мне на добрую память о нашем путешествии.

Дети отвечают на вопрос учителя.

Пишут своё имя и фамилию на сердечке и дарят учителю.

Коммуникативные:

  • Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
  • Формулирование своего мнения и позиции;
  • Понимание возможности различных позиций и  точек зрения у  различных людей.

7

Домашнее задание.

Создать ситуацию для самостоятельного применения знаний по теме «Имена собственные»

Учитель: Запишем домашнее задание.  Вам нужно будет записать три предложения, в которых встречаются слова, пишущиеся с большой буквы. Мы называем их ещё именами собственными. Предложения можно придумать самим или переписать из книг, газет, журналов.

Записывают домашнее задание.

Предметные:

  • Учащиеся обобщат знания  об употреблении заглавной буквы в именах собственных;
  • Закрепят навыки правописания изученных орфограмм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Открытый урок русского языка 4 класс

Закрепление знаний об однородных членах предложения...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...