Конспект к уроку Русского языка 2 класс тема - «Звук [й] и буква -й»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гирш Анастасия Валерьевна

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Звук [й] и буква -й»

 

 

Цели деятельности учителя: формирование умения различать букву -й, обозначающую согласный звук, и букву -и, обозначающую гласный звук.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь различать букву -й, обозначающую согласный звук, и букву -и, обозначающую гласный звук.
  • Уметь давать характеристику согласному звуку -й

Личностные:

  • Проявлять интерес к учебной деятельности;
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_y_2_klass.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 05.10.2018 г.                                                                                                       ФИО учителя: Миронова Е. Н.

Школа: 104                                                                                                                           ФИ студента: Гирш А.В.

Класс: 2 «А»                                                                                                                 ФИО методиста: Галиуллина Н. К.

Кабинет: 207

Время занятия: 9:30

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Звук [й] и буква -й»

Цели деятельности учителя: формирование умения различать букву -й, обозначающую согласный звук, и букву -и, обозначающую гласный звук.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь различать букву -й, обозначающую согласный звук, и букву -и, обозначающую гласный звук.
  • Уметь давать характеристику согласному звуку -й

Личностные:

  • Проявлять интерес к учебной деятельности;
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация.

Этап урока

 Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка

-Посмотрите на экран. Прочитайте предложение про себя

«Сила человека в его знаниях»

-Как вы понимаете эту пословицу?

-А вы хотите быть такими же «сильными» в знаниях?

-Чтобы достичь этого надо постараться каждому. Я желаю вам успехов, надеюсь, что вы будете хорошо работать, всё у вас получится.

Готовят рабочее место

-что если у человека много знаний, значит он сильный

-да

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: каллиграфическое упражнение

Игровой: «угадай слово»

1 мин

2 мин

Минутка чистописания.

-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

-Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

- Кто скажет, какое сегодня число?

- Верно. Сегодня у нас пятое октября. Классная работа. Откройте тетради и запишите число. Не забывайте, что в слове «классная» удвоенная буква –с. Кто записал, руку на локоток.

-Давайте перед тем как начать нашу минутку чистописания, мы с вами вспомним правила правильной посадки.

-Покажите-ка мне, как нужно правильно сидеть? Как нужно правильно класть тетрадь? И как правильно держать ручку? Молодцы. Сидим ровно, спинку держим прямо, не сутулимся. Угол тетради смотрит в живот. Ручку держим правильно.

-Посмотрите внимательно на экран.

Леночка, полей-ка

Лилии из лейки,

Лук нам для салата,

А салат не надо.

-Прочитайте медленно скороговорку по слогам. Постепенно увеличивайте темп, уже читаем вместе целыми словами. Прочитайте скороговорку быстро. Прочитайте орфографически.

-  Отгадайте, какую букву будем сегодня писать на чистописании.

-Верно, сегодня на чистописании будем писать букву Л.

-Постарайтесь также безотрывно, каллиграфическим почерком списать с доски

ЛЛ лал ЛЛ лал ЛЛ

Словарная работа.

-Ребята, что мы делаем после минутки чистописания?

-Верно.

- Послушайте и отгадайте загадку:

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.

- Верно. Сейчас посмотрите на экран и отгадайте анаграмму:

ГЕЙРО

-Давайте прочитаем слова по слогам. Какой слог ударный?

- Прочитаем теперь с ударением.

-Какая орфограмма в первом слове?

-Какая орфограмма во втором слове?

-Молодцы. Запишите эти слова к себе в тетрадь. Соблюдайте правильное соединение букв в словах. Подчеркните  орфограммы.

-с минутки чистописания

-вырабатываем красивый почерк

- 5 октября

Повторяют правила правильной посадки

Находят отгадки

Чтение скороговорки

Прописывают буквы

-проводим словарную работу

Находят отгадку

- заяц

-герой

За-яц, ге-рой. Второй слог

- это словарное слово, его написание надо запомнить

- безударная непроверяемая гласная в корне слова (слов.слово)

Подчеркивают орфограммы

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Словесный: рассказ

3 мин

- Ребята, представьте, что вы сильно ударились.

- Как вы вскрикните?

-Какой звук вы произносите в конце этого слова?

-Подберите слова со звуком «Й» на конце.

-Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? С какой буквой и каким звуком мы будем сегодня работать?

- Ребята, подумайте, чему мы будем учиться на уроке?

- Что вы можете сказать о звуке [й']?

- Послушайте сказку:

“ Жила была буква И. ходила она и постоянно пела песенки. Я Но однажды споткнулась, упала и набила большую шишку. От страха она стала заикаться и петь уже не могла. Да и шишка на голове осталась. Подумала буква, подумала и пошла жить к согласным буквам. Но с гласными она и до сих пор дружит.”

- Ай! Ой!

-[й`].

-дуй, май, музей, людей, яркой, целый, сухой.

-Тема урока «Звук [Й`], буква [Й]».

1) Учиться слышать в словах звук [й'].

2) Научиться определить, какими буквами обозначается звук [й'], записывать слова с этим звуком

-согласный ( при произн. струя воздуха встр. преграду), звонкий (закрывая уши мы слышим вибрацию) мягкий звук

 

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Работа с книгой

Практический: упражнение (лексич.,

устн.,коллект.,

тренир.,словесное,

зрительное,

продуктивное)

4 мин

2 мин

2 мин

-Чем, по-вашему, различаются буквы -Й и -И?

-Верно ли утверждение, что кроме черточки сверху, никаких других различий между буквами нет?

-Какой звук обозначает буква Й?

-А буква И?

-Как произносятся согласные звуки?

-Как произносятся гласные звуки?

-Какие звуки могут образовывать слог?

-Расскажите о букве И.

-А теперь о букве Й

- Откройте учебники на стр. 51. Найдите упр. 65

- Посмотрите на образец: лить-лейка.

- Связаны ли по значению слова?

- А теперь давайте образуем слова по образцу и запишем их.

-Подчеркните во всех словах букву «Й»

-Молодцы, ребята.

Дети выдвигают свои версии ( в написании;значении)

- нет, й предназначена для обозначения мягкости, а и – для твердости

- согласный

- гласный

- согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока.

- гласные звуки произносятся легко, нараспев, не встречают никаких преград

- сколько в слове гласных - столько и слогов.

- гласная, мягкая (указ. мягкость предыдущего согл.)

- буква й, обозначает согласный, звонкий, мягкий звук.

- Читают задание

- Да

-Подбираем слова-родственники

-Подчеркивают букву

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Динамическая пауза

Практический

1 мин

-Вы наверное устали? Давайте немного разомнемся.

- Я буду называть слова. Если звук [й,] вначале слова, то хлопаем над головой. Если в середине – перед собой, а если в конце, то хлопаем в ладоши внизу.

Яблоко, воробей, лайка, семья, ёжик, сарай, йога, йогурт, майор, майка, ястреб, зайчик

-Молодцы, все справились.

Повторяют движения

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

Конструирование, составление предложений и обобщение

Словесный: беседа

4 мин

-Мы немного размялись. Давайте продолжим нашу работу.

-Откройте рабочие тетради на с.21 и прочитайте упр.35 (спрашиваю одного ученика вслух)

-Повторите задание, что нужно сделать?

-Приступайте. Правильность выполнения упражнения проверим коллективно.

-Какие слова у вас получились?

- Какие предложения вы составили?

- Молодцы, ребята!

-изменить слова так, чтобы в них появился звук Й + составить 3-4 предложения с получившимися словами

-моЙ, твоЙ, змеЙ, своЙ, попугаЙ, трамваЙ

-мой папа-герой, у меня есть попугай, я сел на трамвай, твой учебник у меня

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

упражнение

Практический: классификация

8 мин

-Посмотрите упр. 39. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-На выполнение этого задания я вам даю 5 минут. Задание выполняете самостоятельно! Приступайте.

-Давайте проверим.

-Какие слова у вас получились? Читаем по цепочке.

-Молодцы!

-по образцу изменить слова так, что в них появилась буква Й

-поЙ, рисуЙ, играЙ, прилежныЙ, веселыЙ, хорошиЙ

Р: осуществление

Итогового контроля;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VIII. Включение в систему знаний.

Практический: доп.задание

Словесный: беседа

7 мин

-Ребята, на экране вы видите несколько слов.

скаме_ка, ма_ка, мураве_ник, зате_ник, за_ка, ла_ка.

Какая буква пропущена в этих словах?

-Есть ли среди этих слов незнакомые вам слова?

-Кто такой затейник?

-Что такое муравейник?

Спишите слова. Вставьте пропущенную букву Й. Подчеркните ее.

- Запомните, что –й стоит в конце слога!

Обобщают изученный  материал.

Муравейник, затейник

- затейник – это организатор досуга.

- муравейник – это дом муравьев.

Р: осуществление

итогового контроля;

Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

IX. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3 мин

-Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги нашего урока.

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли эту цель?

-Мы научились слышать в словах звук Й?

-Молодцы!

-У кого возникли трудности в понимании этой темы?

- Запишите домашнее задание: Раб.тетр. с.22 упр.36

-Спасибо  за урок,  до свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

-Тема урока «Звук [Й`], буква [Й]».

1) Учиться слышать в словах звук [й'].

2) Научиться определить, какими буквами обозначается звук [й'], записывать слова с этим звуком

Высказываются

-да

Высказываются

Записывают домашнее задание

Р: оценка результатов работы

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия