Имена прилагательные и их употребление в речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок закрепления изученного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_26.01.07.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Урок русского языка

Тема урока: «Имена прилагательные и их употребление в речи».

Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи;

развивать внимание, мышление, воображение, устную и письменную речь, обогащать словарный запас детей, учить вести коллективный учебный диалог;

 воспитывать любовь к русскому языку, интерес к его изучению, культуру речи, чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование: таблицы с высказываниями К.Г. Паустовского, для минутки чистописания, словарной работы, репродукция картины Л. Бродской «Таежный мороз», карточки «Состав слова», рисунок охотника, таблица для проверки правильности выполнения графического диктанта, информационная карта урока.

                                                               Ход урока

  1. Организация внимания учащихся

  1. Проверка готовности к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Делу – время, делу – время,

А потехе час, -

Вот такое золотое

Правило у нас.

  1. Сообщение задач урока. Актуализация опорных знаний.

  Эпиграфом к нашему уроку будут слова К.Г. Паустовского: « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

  • Слова какой части речи подчеркнуты в высказывании?
  • Что такое имя прилагательное?
  • Что оно обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • С какой частью речи связано в предложении?
  • Каким членом предложения является?

Тема: «Имена прилагательные и их употребление в речи».

  • Угадайте, о каком времени года будем говорить сегодня.

Кругом всё белое и синее,

Всё в тонком кружеве теней.

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней.

                         ( Г. Скребицкий).

  • Любите ли вы это время года? За что?

  1. Каллиграфическая минутка

  • Оформим начало работы в тетради.
  • А сейчас давайте отгадаем загадки. Они помогут нам вспомнить признаки зимы.

      Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

      Вился, вился белый рой,

Сел на землю, стал горой. (Сугроб)

      Голубой платок, жёлтый клубок

По платку катается, людям улыбается. (Солнце)

     Ледяная бахрома

Разукрасила дома. (Сосульки)

  • Я предлагаю сегодня отправиться на прогулку в зимний лес.

  1. Орфографическая минутка

Пуш…стым к…вром сне… л…ж…т на доро…ках и тр…пинках.

  1. Словарная работа

  • Надо одеться теплее. Выпишите из словаря слова, обозначающие одежду и обувь.

                            Словарь: пальто, сапоги, валенки.

  • Слова какой части речи выписали?
  • В каком числе даны существительные сапоги, валенки? Образуйте единственное число.

-    Назовите  существительное «пальто» в единственном числе, во множественном числе.

  • Пользуясь рисунком, объясните, в каком случае нужно употребить глагол одеть,

      а в каком – надеть.

  • Сопровождать нас в пути будет сама красавица Зима.

Физкультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

           

  1. Разбор предложения по членам

  • Впереди видна проложенная кем-то лыжня.
  • Значит, следующее задание – разбор предложения по членам.

Стоят ясные морозные деньки.

         

  1. Графический диктант

  • Смотрите, дальше лыжный след прерывается. Осторожно, здесь глубокая яма, и в ней кто-то сидит. Я знаю этого человека! Он летом выкопал яму – ловушку для поимки зверей, а зимой сам в неё угодил. Давайте поможем человеку. Не оставлять же его в беде!
  • Если вы без ошибок напишите графический диктант, то мы сможем вытащить из ямы этого горе – охотника.

-   Яму копал?

  • Копал.
  • В яму упал?
  • Упал.
  • В яме сидишь?
  • Сижу.
  • Лестницу ждешь?
  • Жду.
  • Яма сыра?
  • Сыра.
  • Как голова?
  • Цела.
  • Значит, живой?
  • Живой!
  • Ну, вылезай, не стой!
  1. Разбор слов по составу

  • Идем дальше. Впереди видна избушка лесника.

Зимушка, лесной, снежинка.

  1. Работа с учебником

- Сейчас у нас появится возможность понаблюдать за зимними изменениями в природе.

 С. 26 упр. 9.

  • Выпишите имена прилагательные.

9.  Творческая работа

  • Вот мы и оказались в лесной чаще.
  • Внимательно рассмотрите картину Л. Бродской.
  •  Где побывала художница?
  • Что привлекло ее внимание?
  • Какое настроение возникает при взгляде на эту картину?
  • Какой день изобразила художница?
  • По каким признакам это определили?
  • Краски каких цветов она использовала?
  • Какие деревья изображены на картине?
  • Опишите их, используя имена прилагательные.
  • С чем можно сравнить снег? Какой он?
  • Мы рассмотрели зимний лес. Пора возвращаться домой.

                             Физкультминутка

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу –

Проложи себе дорогу.

  • Представьте, что вы, вернувшись с прогулки, делитесь впечатлениями с родителями.
  • Напишите о том, что вы видели.

Пришла … зима. Стоят … морозы. Дует … ветер. На речке … лёд.

  1. Самостоятельная работа. Проверка

Проверка и краткое обсуждение написанных детьми работ.

Итог урока

  • Что такое имя прилагательное?
  • На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
  • Что они обозначают?

  • У писателя  К.Г.Паустовского есть такое высказывание: «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».
  • Я считаю, что автор сказал эти слова, имея в виду прежде всего имена прилагательные.
  • Как вы думаете, для чего в речи нужны слова, обозначающие признаки предметов?

 (Мы убедились в том, что именно прилагательные делают нашу речь точной, яркой, разнообразной, выразительной)

                                                            *   *   *

  • В этом году зима тёплая. Ученые говорят о том, что это – результат глобального потепления. Но все же в ближайшие дни синоптики обещают  похолодание.
  • В старину люди использовали заклички – слова, призывающие зиму. Давайте и мы позовем ее. Может быть, она услышит нас и придет.                                          

   Зазимка.

                                    Приходи, зима!

Приходи красна!

С морозами трескучими,

Со снегами сыпучими,

С ветрами вьюжными,

С метелями дружными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому и английскому языку в 3 классе "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи".

Целью урока является развитие умений наблюдать за собственной речью, оценивать её, формировать и развивать у учащихся навыки  употребления прилагательных в письменной и устной речи....

Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи

Углубить знания об имени прилагательном как части речи. Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль. Развивать речь, орфогр...

Урок русского языка в 3 классе УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СОЧЕТАНИЯМ СЛОВ.

В разработке представлен вариант работы над развитием речи учащихся 3-го класса. Дети рассказывают о своих вспечатлениях от похода в лес за грибами, какие грибы им знакомы, какие нельзя собирать (связ...

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...