Урок русского языка "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Абраменко Елена Валерьевна

Урок русского языка по теме «Перенос слов» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом  2 класса (УМК «Школа России». Конспект урока  предназначен для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   Перенос слов                          

Класс: 2 класс.

Тип урока: урок открытия  новых знаний через создание проблемной ситуации 
Дата проведения: 24. 10. 2018 г

Цели урока:

     - Знакомство с  правилами  переноса слов;

     - Формирование умения переносить слова с одной строки на другую;

     - Развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения);

     - Обогащение  словарного запаса;

     - Развитие  самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля.
Задачи: 
обучающие: 
- формировать новые способы действий;

- обеспечить в ходе урока усвоение знаний о переносе слов;

развивающие: 
- формировать умения логически рассуждать, выделять главное; 
- развивать воображение, мышление, речь учащихся; 
воспитательные: 
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; 
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью. 
- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ. 

Планируемые результаты: 
Личностные УУД:

- умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- проявление творческого отношения к процессу обучения; 
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. 
Метапредметные связи: окружающий мир, развитие речи 
Познавательные УУД: использует знако-символические средства при оформлении правил переноса; 
Коммуникативные УУД:

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока  

 - умение слушать и понимать других; 
Регулятивные УУД:   

 - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  

 - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 
Предметные:  

 - умение   переносить слова с одной строки на другую по   алгоритму 
Технологии:  элементы технологии интерактивного обучения и здоровьесберегающей технологии.    

Методы: 

 частично-поисковый

 проблемный

 репродуктивный

 работа с книгой, тетрадью.

Формы работы: 

 парная работа;

 групповая работа.

Оборудование:

 учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина "Русский язык", 2класс;

 рабочая тетрадь;

 карточки;

 мультимедийный проектор, экран;

 компьютер;

 электронное приложение к учебнику

                                                   

                                               Ход урока                                слайд № 1

                                                                                        Если хочешь много знать,

                                                                                                                Многого добиться,

                                                                                                                Значит, грамотно писать

                                                                                                                Должен научиться!

                              Прозвенел опять звонок,                
                              Он зовёт нас на урок.
                              На уроке не зевать,
                              А работать и писать!

  1.  Минутка чистописания   

Запишите:           24 октября

                            Классная работа

     Ее

Если есть труд – значит, будет и успех!

- Прочитайте пословицу.

- Как вы ее понимаете?

(Чтобы пришел успех, необходимо прикладывать усилия, трудиться. )

- С каким настроением вы приметесь за работу? ( С хорошим, радостным)

- Почему важно приступать за работу с хорошим настроением?

(Чтобы быстро справится с работой)

- Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить знания русского языка, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь, и я желаю вам удачи! В добрый путь за знаниями!

- Урок начнем с повторения. Все ли будем повторять на уроке?

(Нет, повторяем только те знания, которые нам пригодится на этом уроке)

- Чему вы учились на последних уроках?

(Мы учились делить слова на слоги и находить в них ударный слог)

- Что общего в перечисленных вами темах? (Работа над словом.)

2. Словарная работа

- Сегодня на уроке вы продолжите работу со словами, а все ваши знания обязательно вам пригодятся. Учебник с.72 упр.109.

                                Заглянула осень в сад -                                  слайд № 2

                          Птицы улетели.

                          За окном с утра шуршат

                          Жёлтые метели.

                                                            Владимир Александрович Степанов          

- Прочитайте шепотом. Кто хочет прочитать выразительно?

- Придумайте заголовок?

- Какие слова употреблены в переносном значении?

- Назовите синоним к слову «Золотые»? (золотой, лимонный, янтарный, соломенный)

- Какое осеннее явление природы автор назвал желтой метелью? (Листопад).

- Узнайте слово из этого четверостишия, по его лексическому значению:

       Имеющий окраску одного из основных цветов спектра,  среднего между оранжевым и зеленым, цветом яичного желтка, золота? (Жёлтый).

-Какая буква в слове жёлтый пишется не так как слышится? (ё)

- Это новое словарное слово. Запишите. Подчеркните «опасное место в слове».

- Подберём к слову «желтый» однокоренные слова?

        1. Окруженное белком густое желтое вещество птичьего яйца (желток)

       2. Так говорят о птенцах с желтизной около клюва  (перен. значение -  

           Ещё совсем неопытный,  наивный). (желторотик),

       3. Яркий желтый цвет, оттенок – т.е. … (желтизна)

       4. Приобрели желтый цвет, став желтыми или более желтыми, т. е……  

          (пожелтели)
- Запишите слова.

- Как называется общая часть родственных слов? (корень)

- Выделите в словах корень.

- Какая буква чередуется в корне? (е-ё). Подчеркните букву ё.

3.  Создание проблемной ситуации                             слайд № 3

      Видеоролик «Сказка о Чёрточке»

  -В чудесной стране, которой правила Грамматика, была улица, на которой жили СлогиСлоги  жили очень дружно, и поэтому в стране Знания было много… Слов. Каждый день слоги образовывали новые Слова, а Слова переселялись на словесные деревья. Оказываясь рядом на одном дереве, соединялись в предложения. Вот и в этот раз Слова на одном дереве решили составить предложение.

 НАШЕМ, РЕБЯТА, В, КЛАССЕ, ДРУЖНЫЕ

  В нашем классе дружные ребята. 

Вот и у Слова произошло то же самое, у них не хватало строчки, чтобы записать всё предложение.

   - Что же делать?- заплакало Слово. - Ведь без меня не получится предложение, а если будет написана только часть слова, то никто ничего не поймёт.

Учитель:

- Как поступить, если при написании слово не помещается на строке?

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(Мы будем изучать правила переноса слов с одной строки на другую)

  Слово плакало так громко, что его услышала маленькая добрая девочка Чёрточка:  

   - И, действительно,  она помогла.

   Но сначала она сказала Слову:

    - Разделись на слоги.

  И Слово разделилось.

  Тогда Чёрточка сказала:

   - Я могу встать между любым из вас, а оставшуюся часть перенести на другую  строчку.

    -Как могла бы перенести Чёрточка слово «ребята»? Поработайте в парах и подумайте, как  можно перенести это слово?

   -  Ре-бята, ребя-та.

  -С тех пор маленькая Чёрточка всегда помогала Словам.

Не уместится Слово «ДРУЖБА», а  Чёрточка встанет и перенесёт его.

4. Определение темы урока 

- Давайте повторим, какая тема нашего урока?

(Мы будем изучать правила переноса слов с одной строки на другую.)

- Конечно, иногда, при записи слов, мы пользуемся переносом, так как слово не помещается на строке. Но что бы это сделать, надо знать правила. Тогда у нас не будет проблем.

 - По какому плану будем работать?  

      1. Узнаем правило переноса.  

      2. Поупражняемся в переносе слов.  

      3. Будем учиться применять новое знание.

- Посмотрите ещё раз на эту пословицу, как вы думаете, сможем ли мы уместить на одной строчке всё предложение?
- Тогда придётся … (переносить с одной строки на другую)
                           В на-шем  клас-се  друж-ные  ре-бя-та.

- Действительно в нашем классе все ребята дружные, смышленые, талантливые…  Обратите внимание на нашу выставку работ, наши дружеские шаржи на самих себя.

- В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому, к сегодняшнему уроку я подобрала поговорку: «Всё тайное становится явным».

- Как вы понимаете эти слова?

(Фраза (фразеологизм) употребляется в прямом смысле - как бы ни пытались что-либо скрыть или утаить, это всё равно, рано или поздно, станет известно). 

- Сегодня мы раскрываем  «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Каждая тайна обозначена знаком вопроса.

(На доске таблички с 5 вопросительными знаками)

5. Актуализация знаний

Учитель открывает 1 правило под первым вопросительным знаком – «Слова переносятся по слогам».

Вспомним стихотворение-правило о переносе слов.

      Сколько в слове гласных – Столько и слогов.

      Это знает каждый из учеников.

                                                       Перенос веди толково

                                                       Чтобы дело шло на лад

                                                       Раздели на слоги слово

                                                       Как на дольки шоколад.

- Послушайте стихотворение-шутку  Александра Александровича Шибаева «Как я перенёс слова»  (1923 – 1979)

              Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва 
Я перенёс:
Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
 И получил
За это «КОЛ».
Опять 
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
 Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ».

- А вы как думаете, ребята, какую отметку получил ученик за последний перенос? Почему?                                                                           слайд № 4                                                          

Проблема. Разрешение проблемы.

- Мы раздели слова на слоги, значит, так их все и нужно переносить?

- Но почему-то, буквы заплакали, когда мы заговорили об их переносе в таком виде.

- Буквы плачут, почему? Объясните что к чему? 

- В каких словах не совпадает деление слова на слоги  и перенос слова?

- Молодцы! Вы сами до всего додумались.

- А теперь, все, что вы выяснили, объедините в одно правило.

- Какой вывод сделаем? (слово опять нельзя разделить для переноса, т.к. одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую.)

- Давайте выведем правило, как переносить слова с одной строки на другую? 

Лексическое значение слов.

- Всем понятно лексическое значение слова ЕДВА?

   (Насилу, с трудом. Едва добежал дистанцию.)

- А лексическое значение слова ОПЯТЬ? 

   (Еще раз, снова. Прозвенел опять звонок.)

 Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять настроке и переносить одну букву».

- Вы согласны?

вернёмся к нашей пословице. Давайте разделим каждое слово для переноса.

Ес-ли есть труд – зна-чит, бу-дет и ус-пех!

Осень, якорь, иней.

- Эти правила мы с вами уже знали, не так ли?

- Но все ли знакомы с правилом № 3?

- Давайте познакомимся с ним в учебнике. с. 71

Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь не переносятся на следующую строку».

Пальто, крыльцо, маленький, сильный, платье, льёт.

Паль-то, крыль-цо, силь-ный, пла-тье?! (проблема), льёт, пись-мо.

- Давайте поразмышляем,  почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной?

- Что обозначает мягкий знак? 

Проблема. Разрешение проблемы

- Можно ли сказать, что согласный звук и мягкий знак после нее обозначают один мягкий согласный звук? 

- Можно ли разделить звук?

- Сделайте вывод.

  4 правило под четвёртым вопросительным знаком – «Буква й не переносится на следующую строку».

Клей, стройка, улей, лейка, плойка.

Клей, строй-ка, улей, лей-ка, плой-ка.

Последнее правило сначала прочитаем в учебнике.

 5 правило под 5 вопросительным знаком – «Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом».

Касса, аллея, рассказ, суббота.

Кас-са, ал-лея, рас-сказ, суб-бо-та.

- Молодцы, ребята! Все вопросительные знаки открыты. дело движется к завершению.

6. Обобщение изученного.

- Как определить, поняли вы новую тему или нет? (поработать самостоятельно)

Возьмите лист с самостоятельной работой.

- Ваша задача – разделить слова для переноса.

Карточки со словами:

    Арбуз, подъезд, русский, Россия, майка, группа, ягода, лейка, огурец, коньки, сумма, отъезд, чайка.

                                                                                                                                  слайд № 5

Проверка.

- У кого возникли трудности?

- В чём причина?

- Не огорчайтесь, у вас ещё будет возможность отработать эти правила.

- Кому все удалось? Молодцы. Поставьте «+».

7. Итог урока

Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый день копилку знаний,
Непременно пополнять.

- Надеюсь, нашу копилку знаний мы тоже пополнили новыми сведениями.

- Мы ответили на вопрос урока? Задачи урока выполнили?

- Давайте озвучим эти правила.                                             слайды № 6-10 

- Цель урока достигнута?

- Проверю сейчас.

На доске:        Мы изуч-аем пер-енос слов.

- В чём моя ошибка?

- А как правильно разделить эти слова для переноса?

                       Мы изу-ча-ем пе-ре-нос слов.

Вернёмся к началу урока, к первому предложению

                           В на-шем  клас-се  друж-ные  ре-бя-та.

- А в жизни нашего класса такие отношения нужны?             слайд № 11

 (Дружба, забота, внимание, аккуратность, помощь, труд, ум, лень)

- Какое слово лишнее?

- Разделите эти слова для переноса устно.

- Как вы думаете, для чего нужно уметь переносить слова с одной строки на другую? (мы становимся образованными, грамотными и экономим место на строке, экономим лист в тетради, а следовательно экономим бумагу и бережём лес.)

- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

8.  Самооценка                       

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Поднимите карандаши

трёх  цветов:

hello_html_m7e324dec.jpg-Я все понял, могу объяснить другу.

hello_html_250d5f47.jpg- Я понял, но мне ещё нужно тренироваться.

hello_html_m51f367e8.jpg - У меня еще не все получается, но я постараюсь           слайд № 12

                                     Дополнительный материал.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

- Как вы думаете, все ли случаи деления слов для переноса мы рассмотрели?

- Значит, вы еще отправитесь к вершинам знаний. Хотите?

- Вы сегодня молодцы. Справились со всеми заданиями.

Хорошее дело, часто заканчивают песней или стихи на ум приходят.

Попробуйте сочинить стихотворение – двустишье к нашему уроку.

Зарифмованы уже последние строчки, вам нужно сочинить только их начало. 

1).

________________вопрос

2).

_____________________с переносом

________________перенос.

_____________________ с носом.

Карточки:

ТЕСТ

Ф.И.________________________________________________

1. Как переносятся слова?

            а) по слогам
           б) как поместятся

2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?

            а) да;
           б) нет

3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?

            а) да;
           б) нет

4. можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?

            а) да;
           б) нет.

1. Уровень.

Раздели слова для переноса по образцу: шко-ла

   Берёза, яма, стол, пальма ,дождь, лайка.

___________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2.  Уровень.

  Найди в каждой строчке лишнее слово, подчеркни его.

         Заяц, медведь, лев.

         Юла, мяч, кубик.

3.  Уровень

   Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса.    

   Запиши, раздели. Придумай свои два примера.

Дом - ________________,       клён - ________________, …

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

1).

________________вопрос

2).

_____________________с переносом

________________перенос.

_____________________ с носом.

1).

________________вопрос

2).

_____________________с переносом

________________перенос.

_____________________ с носом.

1).

________________вопрос

2).

_____________________с переносом

________________перенос.

_____________________ с носом.

1).

________________вопрос

2).

_____________________с переносом

________________перенос.

_____________________ с носом.

1).

________________вопрос

2).

_____________________с переносом

________________перенос.

_____________________ с носом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слово и предложение" 1 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Планета знаний". Урок построен по методикесубЪективизации с использованием краеведческого материала....

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...