Урок русского языка "Звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Абраменко Елена Валерьевна

Урок русского языка "Звуки и буквы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока24.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Русский язык.

            Тема урока: Звуки и буквы. 2 класс.

Цели: формировать умение четко различать буквы и звуки, обобщить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать умение различать согласные и гласные звуки, производить  их звуковой анализ; воспитывать любовь к природе, прививать чувство прекрасного.

                                     Ход урока:

1. О.н.у.

   - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся к ним и поздороваемся.

  - Готовы к уроку?  На вас надеюсь я, друзья

                                   Мы хороший, дружный класс

                                   Все получится у нас.

   - Я очень хочу чтобы урок получился интересным, познавательным. Чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

2. Сообщение темы урока.

  - Какую тему урока мы сегодня будем повторять и закреплять? (Звуки и буквы)

- Что же такое буква?

- Что же такое звук?

- На какие две группы делятся все звуки в русском языке?

- Какие звуки называются гласными?

 - Какие звуки называются согласными?

- Может ли согласный звук сам по себе образовывать слог? А гласный звук?

                                               Мы – не буквы, мы – звуки речи.

                                               Изучает фонетика нас.

                                               Мы – не буквы, мы – звуки речи.

                                               Произносят и слышат нас.

                                               Дыхание свободно в каждой гласной,

                                               В согласных прерывается на миг.

                                               И только тот гармонии достиг,

                                               Кому чередованье их подвластно.

                                               Воздух свободно идет через рот,

                                               Нет препятствий разных.

                                               Голос участвует, голос зовет –

                                               Звук получается гласный.

                                               Гласные тянутся к песенке звонкой,

                                               Могут заплакать и закричать,

                                               Могут в кроватке баюкать ребенка,

                                               Но не желают свистеть и ворчать.

                                               А согласные согласны

                                               Шелестеть, шептать, скрипеть,

                                               Даже фыркать и шипеть,

                                               Но не хочется им петь.

3. Работа по теме урока.

   - На доске у нас записаны какие-то числа. Многим родителям они не понятны, ведь у нас урок русского языка, а не математики. Давайте блеснем умом и покажем чему же мы научились.

33, 10, 21, 2; - буквы     6, 5, 5, 4; -гласные звуки     36, 6, 3, 3 – согласные звуки

     Звуко-буквенный разбор (фонетический)

Отгадайте загадку:       Приходит по луже,

                                       Уходит по стуже.        (Осень)

- Разберите слово ОСЕНЬ.

                                                       Осень – 5 б. 4 зв. 2сл.

                                                       о –  [ о ] – глас. ударн.

                                                       с –  [ с ] – согл., парн., глух., мяг.

                                                       е –  [ э ] – глас. безуд.

                                                       н –  [ н ] – согл., непарн., зв., мяг.

                                                       ь –  [ - ]

- Послушайте стихотворение Браткова Вадима :

                     Разноцветная осень.

        Пришла к нам осень в сентябре.

        Прохладней стало на дворе.

        Деревья, выстроившись  в ряд,

        Решили поменять наряд.

        Они теперь одеты

        Как яркие конфеты.

        Все в красном, желтом, золотом.

        Стал ярче лес – деревьев дом.

- Запишите первое предложение. Подчеркните главные члены предложения.

- А какое письмо мы называем красивым?

- И мне нравится, когда у вас в тетрадях написано красиво. Приятно, когда тебя окружает красота.  К. Д. Ушинский, известный вам, как писатель, говорил: «Чувство красоты необходимо человеку, как зрение и слух, как здоровье и умение разговаривать».

- Давайте же будем стараться, чтобы каждый урок в наших тетрадях жила красота.

4. Работа с текстом.

  - Сегодня на уроке мы повторим все изученные правила  о гласных и согласных.

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните свой выбор . Восстановите текст.

      Краси_  ру__кий лес в _сенние дни! На з_л_том фоне листвы видны яркие пятна клёнов, осин. Тихо падают на землю ле_кие листья. От дерева к дереву прот_нулись серебристые нити паутины.    

     Чист и прохладен х_лодный воздух. Прозрачна и вода в л_сных ручьях. Ещё з_лёный ст_ит в л_су старый ду_. Но уже ог_лились в_ршины б_рё_.

Презентация фотографий и картин об осени.

Назовите все звуки в словах:        яркие  [ й, а, р, к, и, й, э ]

                                                         листья [ л, и, с, т, й, а ]

                                                         берёз   [ б, и, р, о, с ].

5. Фразеологизмы.

  - Какая листва представлена в этом тексте? (золотая). Это слово многозначное. Как вы понимаете фразеологизмы с этим прилагательным?

Золотые горы сулить ( Обещать, сулить сказочное богатство )

Золотая голова ( Способный, даровитый человек, светлый, ясный ум )

Золотой дождь (Большие денежные суммы )

Золотое время терять ( Терять время ценное для каких-либо других занятий )

- Какие фразеологизмы вы знаете?

6. Физминутка.

        Ежик топал по тропинке (ходьба на месте)

        И грибочки нес на спинке (руками достаем до спины)

        Ежик топал не спеша (ходьба на месте)

        Тихо листьями шурша ( ладошками показываем шелест листьев)

        А навстречу ему скачет зайка, (скачут на месте)

        Длинноухий попрыгайка (ладонями изображают уши зайки)

        В огороде чьем-то ловко

        Раздобыл косой морковку. (показывают как тащат морковку)

7.Парные согласные на конце слова.

Прочитайте словосочетания. Определи орфограмму. Вставь пропущенные буквы.

      Широкий пру__,  запах тра__,  проливной дож__ь,  выйти на бере__,  пушистая шу__ка,  белый лебе__ь,  грибной су__,  старый пенё__,  птицы улетают на ю__.

8. Словарная работа.

- А теперь, ребята, скажите, вся наша работа сегодня на уроке связана с каким временем года?

- Что у нас получилось?

- А можно сказать, что у нас получилась картина?

- Действительно, мы с вами создали картину.

- Прочитаем слово. Сколько слогов в этом слове? ( Назовите их.)

- Какой слог ударный? ( Поставьте ударение )

- Какие варианты могут быть на месте безударного гласного? ( о, а )

- Да, ребята, именно поэтому слово «картина» является словарным словом, написание безударной гласной «а» невозможно проверить и нужно запомнить. Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните и запомните безударную гласную букву.

9. Итог урока.

Доскажи фразу:

- Все звуки русского языка делятся на … и ….

- Звуки на письме обозначаются …

- Слог может образовать только … звук.

- Я попрошу встать тех ребят, кто считает, что сегодняшний урок помог им научиться

различать звуки и буквы.

- Ребята, вчера был такой сильный ветер, что у  меня произошли неприятности. С дерева, которое я нарисовала, ветер сорвал все листья, и оно совсем оголилось. Предлагаю вам совершить маленькое чудо и вернуть осеннюю красоту нашему клену. Вашим домашним заданием было обвести свою ладошку и вырезать из цветной бумаги ее форму. Напишите, пожалуйста, свою фамилию и имя на наших импровизированных листьях и прикрепить их к дереву. Наша картина завершена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных"

Тема: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»Цель: Обобщить знания и умения по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»Задачи:o   Обобщение...

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных"

Нестандартный урок в виде игры-путешествия в СТРАНУ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся,...

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных"

Нестандартный урок в виде игры-путешествия в СТРАНУ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся,...

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо  букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм...

Открытый урок русского языка "Большая буква в именах собственных" 2 класс.

Знакомство учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц, деревень, городов. Учить распознавать имена собственные, прививать любовь к с...

урок русского языка 2класс "Буква ь в конце и в середине слова"

урок русского языка 2 класс  с презентацией для интерактивной доски  по теме "Буква ь в конце и в середине слова" программа "Школа 2100"...