Изменение имен прилагательных по падежам
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Доджиева Наталья Чантаевна

Изменение имен прилагательных по падежам

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Урок русского языка в 4 классе . «Коллекция заморочек»

 по теме «Изменение имен прилагательных по падежам»

Цель: в игровой форме повторить и обобщить знания, полученные в результате изучения темы «Изменение имен прилагательных по падежам».

Задачи урока:

  1. Совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского, среднего рода. Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, как части речи, его изменении по родам, числам и падежам.
  2. Развивать орфографическую зоркость учащихся.
  3. Продолжить работу по развитию речи учащихся, активизации словаря; воспитывать чуткое и внимательное отношение к слову.
  4. Формировать навыки работы в группе, учить самостоятельно, планировать свою деятельность.
  5. Развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться.

Формируемые УУД:

1. Предметные: а) обобщить и систематизировать знания учащихся о падежных формах склоняемых частях речи, их морфологических признаках; научить находить начальную форму;

 б) установить глубину и прочность усвоения пройденного материала учащимися;

2. Личностные: а) воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению; внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей;

б) воспитывать любовь и уважение к родному языку;

3. Метапредметные: а) развивать практические умения: работать по алгоритму индивидуально и в группах;

б) развивать орфографическую зоркость, словесно - логическое мышление;

 в) развивать творческие способности детей (воображение, наблюдательность, память).

Ход урока

  1. Орг. момент

Снег летает и сверкает  

В золотом сиянье дня

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок

Начинаем наш урок

У: Откройте тетради, запишите дату урока.

У: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я предлагаю вам свою коллекцию заморочек.

  1. Словарная работа

У: Назовите лексическое значение слова КОЛЛЕКЦИЯ. (Систематизированное собрание предметов). У нас  с вами это задания.

Сколько в слове букв? Сколько в слове звуков? Почему?

Какая это часть речи?

Что вы можете о ней рассказать?

Что означает слово ЗАМОРОЧЕК? Образовалось от слова «морочить», что означает вводить в заблуждение, обманывать.

Какие орфограммы встретились в словах?

Вывод: Коллекция заморочек – это задания, способные запутать человека.

  1. Тема урока

У: Я прочитаю загадку, а вы определите, на какую тему собраны заморочки.

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое сильное, самое звучное,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое

Оно уменьшительное или ласкательное

Ещё называют его ……. (прилагательное)

Для уточнения выполним экспресс - тест.

Найдите ключевое слово по буквам угаданных ответов

1.Что обозначает имя прилагательное?

А) Предмет            С) признак предмета          В) действие предмета

 2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

Т) кто? что?          Л) что делает?          К) какой? Какая? какие?

3.Как определить род прилагательного?

М) по вопросу          Л) по существительному связанному с ним

4. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

А) ая,  яя          О) ое, ее          И) ый, ий, ой

5.Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

Т) главным           Н) второстепенным

6.Как изменяется имя прилагательное?

А) по родам и числам           Е) по родам, числам, падежам           О) по падежам

7.С чем связано прилагательное в предложении?

Н) с существительным          Т) с глаголом            С) с наречием

8. Прилагательных больше всего в текстах –

А) повествования          И) описания           Е) рассуждения

9. Прилагательное это:

О) часть слова            И) член предложения            Е) часть речи

У: Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)

Группа, правильно выполнившая задание получает жетон.

У: Что такое склонение?

Итак, тема нашего урока: Изменение прилагательного по падежам

  1. Тренировочные упражнения
  1. Чистописание.

У: в моей коллекции заморочек есть такая строчка:

ая, ое,  яя, ой, ие, ый, ее, ий, ые

Что напоминает эта строка?

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке:

1 группа – м.р.

2 группа – ср.р.

3 группа – ж.р.

4 группа – мн.ч.

Расскажите об окончаниях и определите вид соединений

  1. У: Следующее задание из моей коллекции состоит в том, чтобы дописать окончания в имена прилагательные, определить их род и падеж.

1 гр.– со снежн…  погодой, на ранн…  зиму, по зимн…  лесу

2 гр. – с сильн…  морозцем, на снежн…  человека, в зимн…  скверике

3 гр. – с сильн…  ветром, в морозн…  денечки, от мокр…  снега

4 гр. – к хмур…  тучам, в трескуч…  мороз, зимн…  ночью

Проверка работы, выдача жетонов.

В этих словосочетаниях выделите  все известные вам орфограммы.

  1. У: Прочитайте стихотворение Ивана Бунина. Он попытался запутать, заморочить головы своим читателям. Что в нём не так?

Густая зеленый ельник у дороги,

Глубокая пушистый снега.

В них шел олень, могучая, тонконогие,

К спине откинув тяжкий рога.

У: Исправьте ошибки, выделите окончания.

Проверка работы, выдача жетонов.

У: Что нужно помнить о написании падежных окончаний имен прилагательных?

  1. Физминутка

Физминутка в моей коллекции тоже необычная. Нужно определить часть речи. Если услышите прилагательное – вставайте, если услышите существительное – садитесь

Столовая посуда

Школьная столовая

Учительская закрыта

Учительский журнал

Пришел больной

Больной палец

Зашел полицейский

Полицейский участок

Дежурный по классу

  1. В следующем задании даны слова, из которых надо составить предложение, добавив в него прилагательные:

1 гр. – метель, началась, вдруг   (сильная)

2 гр. – облако, плыло, низко, над землёй     (белое)

3 гр. – посыпалась, с неба, крупа     (колючая)

4 гр. – звезды, сверкают,  на небе     (яркие)

Проверка работы, выдача жетонов.

У: Разберите предложения по членам предложения. Каким членом предложения является прилагательное?

  1. «Собери пословицу» следующая заморочка. Объясни её смысл.

Зимой, летом, хлеб, снег, глубокий, высокий.

Проверка работы, выдача жетона.

  1. Последняя заморочка заключается в том, чтобы вы попробовали написать коллективное сочинение на тему «Зимняя природа» по началу и плану:

Начало: Настали чудесные, солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное.

1гр. – небо, воздух

2 гр. – зимний лес

3 гр. – земля, покрытая снегом

4гр. – животные зимой

Конец: Весной спящая красавица-природа проснется.

В работе используйте карточки - помощницы:

НЕБО – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, раскинулось шатром.

ВОЗДУХ – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, жжёт, колется.

ДЕРЕВЬЯ – большие, красивые, нарядные, могучие, гордые, пушистые ветки, снежная кайма, белая бахрома, жемчужным инеем, лес окаменел.

ЗЕМЛЯ – покрыта снегом, великолепным ковром, блестит на солнце, снежные пригорки, густым ковром, искрящийся на солнце, тёплое покрывало, снег, как соль, рассыпчатый.

ЖИВОТНЫЕ – спрятались от холодов, спят насекомые, питаются ветками и корой, охотятся на …

Проверка работы, выдача жетонов.

  1. Подведение итогов

У: Коллекция моя  закончилась, подходит к концу и урок.

По какой теме мы сегодня работали? Что нового узнали? Чему научились?

Посчитайте жетоны, и мы определим, какая группа сегодня работала на «отлично». Выставление оценок.

Домашнее задание: упр. 8 стр. 57

Рефлексия

А заканчивается моя коллекция притчей:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А ты что делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал так, как первый человек – поднимите чёрный камень

-Кто работал добросовестно – зелёный квадратик

- Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – цветок.

Спасибо за работу!

                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по падежам"

Урок проведён по УМК "Перспектива" в 3 классе с использованием презентации и самоанализом...

"Изменение имен прилагательных по падежам"

Презентация по русскому языку. 3 класс...

Изменение имен прилагательных по падежам

Конспект урока по технологии деятельностного метода в 4 классе....

презентация по русскому языку, 3 класс "Изменение имен прилагательных по падежам. Закрепление"

данная презентация предусмотрена, как дополнительный материал при закреплении темы "Изменение имен прилагательных по падежам"...

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...