Творчество обучающихся на уроках русского языка
материал по русскому языку

Алексеева Елена Владимировна

доклад на МО начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

«Творчество есть не более как проекция детских качеств

на жизнь  взрослых... если бы процессы, с которыми

они связаны, - удивление и любопытство, тяга к пробам,

 поискам и находкам — можно было бы предохранять от

возрастного увядания, если бы можно было бы добиваться

того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда

мы бы победили в важной битве — битве за творчество»

Д. Морис

    В наше время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников к сожалению, остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Как отмечают учёные, ориентация на формирование, в большей мере, эмпирического репродуктивного мышления приводит к тому, что многие из завтрашних выпускников начальной школы, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к общению и творческому анализу. Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро, тем более, что исследования последнего времени выявили у детей значительно большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, творчески подходить к решению проблемы, применять знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

  Цель нашей работы, учитывая выше сказанное, направлена на подготовку широко образованно, интеллектуально развитой личности, способной к творческой деятельности в различных областях науки и практики.

    В своей работе я стараюсь развивать творческие способности учащихся введением в обход системы специальных развивающих средств, познавательных задач, при решении которых у ребёнка появляется не только интерес к знаниям, но и способам их приобретения. Дети соприкасаются также и с эстетической стороной умственного труда, когда они учатся сравнивать несколько способов решения одной проблемы как по правильности, рациональности, так и по «красоте», изяществу, лаконизму. Ещё А. Дистерверг писал, что больше пользы приносит рассматривание одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем изучение десяти предметов с одной стороны.

   Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся. Этого можно достичь на любом учебном предмете. Русский язык считается наиболее трудным и не совсем благодатным предметом в этом отношении, но это заблуждение. Детям младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языкам. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями.Без особого труда у них формируется речевой слух, артикуляция. Однако возможность овладеть языковыми формами  с годами явно уменьшается. Моя задача заключается в том, чтобы правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний, развития творческих способностей каждого ребёнка и, конечно, воспитания интереса к предмету и любви к родному языку. Учёные отмечают, что развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Я стараюсь систематически, из урока в урок использовать задания, позволяющие формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности. Огромное значение для развития творческих способностей имеет уровень развития психологических механизмов — памяти, внимания, воображения. Именно эти качества, по данным психологии, являются основой продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.

   Я стараюсь использовать в своей работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы обучения русскому языку, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. При этом важно, чтобы за «скучной грамматикой» и «однообразной орфографией» не потерялся наш великий русский язык. Стараюсь не давать готовое, а направляю на то, чтобы дети находили большее количество вариантов анализа. Это достигается через:

- введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы;

- увеличение масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока;

- расширение объёма работы с понятиями и терминами;

- включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательного и познавательно-исследовательского характера;

- введения нового этапа урока — мобилизующего;

- различные виды работ в малых группах, парах;

- использование различных форм исследований (погружение в проблему, метод мозаики);

- комбинированные творческие работы: диктанты-изложения (когда диктуется первая часть предложения, а вторую учащиеся должны придумать или диктуется часть текста, другую — придумать), диктант-сочинение; рассказ от первого лица;

- задания с ограниченным временем на выполнение;

- задания с отсроченным вопросом (при изучении новой темы).

    Можно перечислять ещё долго, главное же в умении настроить учащихся на продуктивную творческую деятельность. С этой целью в начале каждого урока проводится мобилизующий  этап. Это позволяет научить учащихся сопоставлять, сравнивать, классифицировать. Вместе с этим мобилизует внимание, наблюдательность, сообразительность. На начальном этапе могут даваться задания, имеющие однозначное решение, а затем задания, которые имеют вариантность решение. Виды упражнений могут быть самые разнообразные: чтение зашифрованных слов или зашифровать слово, задачи логического характера.

Итак, я на уроке стараюсь каждую минуту общения с обучающимися превратить в сотрудничество.

                                                                                Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 22

                                                                                 Алексеева Е.В.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность обучающихся на уроке русского языка "Род существительных"

Аннотация урокаТема урока «Род существительных».  Тип урока: комбинированный.  Форма проведения урока: урок-исследование.  Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательск...

Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"

Презентация на тему  "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"....

Формирование положительной мотивации учения у обучающихся на уроках русского языка.

В статье идёт речь  о технологии развития критического мышления, которая позволяет проводить уроки в оптимальном режиме.  Дан урок по этой современной образовательной технологии....

Самооценка обучающихся на уроках русского языка в 4 классе

Мастер -класс, проводимый на муниципалном уровне для учителей начальных классов. Моё выступление и презентация....

Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках русского языка".

Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельность обучающихся на уроках русского языка"Приемы, применяемые учителем для управления познавательной деятельностью на уроке:- актуализирует тре...