урок "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хутияйнен Татьяна Фёдоровна

Русский язык , тема урока : Однородные члены предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Части речи (повторение), 3 класс

Цели: 1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи. 
2.Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости. 
3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности. 
Оборудование: интерактивная доска , разноуровневые задания на карточках , тесты 
Тип урока: обобщение. 
Методы: проблемный 
частично – поисковый 
наглядный 
игровой 
Формы работы: фронтальная 
индивидуальная 
групповая 
Технология: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифференциации

  1. Вводно – мотивационный этап. 

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, меня зовут Татьяна Фёдоровна, я сегодня проведу у вас урок русского языка.
1. Психологический настрой 

«Золотая рыбка»

На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.

 У: Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого загадать желание на сегодняшний урок и поймать свою «золотую рыбку».

В дальнейшем, на протяжении всего урока, за правильный ответ вы будите получать из аквариума по 1 рыбке. В конце урока мы с вами посмотрим кто заработал больше рыбок.

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этих «золотых рыбок» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
II. Актуализация знаний.  
1. Выход на тему и цель урока. 
У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете. 
Представление гостей. 
а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые. 
Как зовут нашего гостя? (Имя существительное) 
1рыбка
Наш гость дедушка имя существительное.
2слайд
– Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы. 
3слайд

(Что? солнце, тучка, дерево. Кто? кот, собака) 
R: Итак: Что обозначает существительное? 
На какие вопросы оно отвечает? 
2рыбка
б) Встречайте второго гостя 
Художницу нашу знает весь свет 
Раскрасит художница всякий предмет. 
Ответит всегда на вопросы такие: 
Какой? Какая? Какое? Какие. 
Оно с существительным живёт на редкость дружно, 
Изменит окончание, когда ему нужно. 
Оно его не бросит в воде и на земле: 
Стоит в одном с ним роде и в одном числе. 
– Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное) 
3рыбка
Правильно, ребята – это художница имя прилагательное  
4слайд
А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному? 
5слайд
▪ Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое. 
4рыбка
▪ Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый. 
5рыбка
R: Итак: Что обозначает имя прилагательное? 
На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 
6рыбка
в) Встречайте третьего гостя 
Я, страшное дело, какой деловой, 
В любые дела ухожу с головой. 
Задачи решаю, на скрипке играю, 
Сынишку соседки в коляске катаю, 
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, 
И на стадионе голы забиваю, 
Укроп поливаю, кусты подстригаю, 
И чисто – пречисто весь двор подметаю. 
Дорожки в саду я песком посыпаю, 
А после работы в тени отдыхаю. 
Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол) 
7рыбка
Дядюшка глагол
6слайдделает так много дел сразу. Он весь в движении. 
Так какие действия выполняет глагол? 
(Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.) 
8рыбка
R: Итак: Что обозначает глагол? 
На какие вопросы отвечает глагол? 
9рыбка
Какое общее название можно дать всем этим гостям?
7слайд
(Части речи) 
Значит, что мы будем сегодня повторять? 
8слайд
2. Обобщение (работа в группах) 
А сейчас давайте обобщим все, что вы знаете о частях речи. Для этого мы разделимся на три группы. Я раздам вам опорные слова и схемы, которые вы должны заполнить. Затем представитель от каждой группы расскажет по схеме о частях речи.

Итак выходит представитель от первой группы….9слайд

3. Каллиграфическая минутка. 
Открыли тетради, записали дату, название работы, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки. 
Продолжим урок выполнением каллиграфической минутки. 
С какой целью мы её проводим? 
(Отрабатываем навык красивого письма) 
Посмотрите запись на доске.
 10слайд
весна – в 
ранняя – р
наступила – ? 
Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите. 

11слайд
Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв:
в р н 

12слайд
Определите последовательность букв в данном ряду и продолжите до конца строки. 
врн нрв врн… 
Какое соединение будет следующим?

5. Физкультминутка 
А сейчас ребята отдохнём и поиграем. 
Встали, вышли из – за парт. 
Если я буду называть глагол – вы садитесь (приседаете), если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – показываете волну рукой. 
Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются. 
- О чем говорится в этих предложениях? (о весне) 
- Какие признаки весны были перечислены? 
- Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)

6. Обобщение и систематизация знаний. 

13слайд
1) Игра «Расставь по своим местам» (на интерактивной доске) 

тетрадь

Ученик

Пенал

Карандаши

Школьный

Классная

Умные

Трудного

Учиться

Думать

Решать

Пишут


- Что объединяет все эти слова?

8. Самостоятельная работа 

14слайд
Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

3 класс 
Тема: Части речи (обобщение) 
1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова: 
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
веселье – … , … . 
шум – … , … . 
лес - … , … .

  1. Контроль усвоения знаний и умений.

15слайд

Тест по русскому языку

3 класс 
Тема: Части речи (обобщение) 
1. Что обозначает имя существительное? 
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
2. Что обозначает имя прилагательное? 
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
3. Что обозначает глагол? 
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
4. Из данных слов выбери имена существительные. 
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 
5. Из данных слов выбери прилагательные. 
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 
6. Из данных слов выбери глаголы 
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

Работа в парах. Взаимопроверка по ключу. 16слайд
Ключ: 1 – а 4 – в 
2 – б 5 – а 
3 – в 6 – б Выставление оценок за тест.

Дополнительные задания 
(на внимание, логику и сообразительность)

Игра «Дополни словечко» 
Посмотри как связаны между собой первые два слова и догадайся, какое слово должно стоять вместо вопроса. Докажи. Определи части речи слов. 
небо – птица, река – ? белый – чёрный, утренний – ? 
человек – нос, слон – ? повысил – понизил, заплакал – ?

Рефлексия. 17слайд

А сейчас я предлагаю оценить свое состояние на уроке. У вас на столе лежат смайлики: зеленый смайлик говорит о том, что на уроке вам было КОМФОРТНО И  ВСЕ ПОНЯТНО, желтый смайлик – НА УРОКЕ НЕМНОГО ЗАТРУДНЯЛИСЬ И НЕ ВСЕ ПОНЯЛИ, красный смайлик – НА УРОКЕ ВАМ БЫЛО ТРУДНО И ВЫ НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛИ. Выберите смайлик и поднимите его.

Давайте подсчитаем кто сколько заработал рыбок.

У: Ребята, мне очень приятно было с вами работать на уроке, вы все активно отвечали, большое вам спасибо!!!! И в знак благодарности, вам за урок хотелось бы подарить вот таких рыбок( рыбки- ластики). Пусть ваши желания всегда осуществляются!!!!

Большое спасибо, урок закончен!!!

Задание: заполните схему по опорным словам.

Имя существительное.

  1. Что обозначает.
  2. Отвечает на вопросы.

Задание: заполните схему по опорным словам.

Имя прилагательное.

  1. Что обозначает.
  2. Отвечает на вопросы.

Задание: заполните схему по опорным словам.

Глагол.

  1. Что обозначает.
  2. Отвечает на вопросы.


Предварительный просмотр:

Паспорт по теме «Части речи» (урок повторения)

Цели: 

  • Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи. 
  • Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости. 
  • Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности. 

Планируемые результаты обучения :

  1. Предметные – актуализировать знания учащихся о частях речи.
  2. Метапредметные 
  • Развивать навыки переработки информации: анализа, оценки, умение систематизировать материал в виде схемы (сворачивать информацию в схему);
  • Формировать умение предлагать свои способы решения проблемы;
  • Развивать навыки коммуникативного взаимодействия.
  1. Личностные – формировать мотивацию к учению и познанию, развивать внимание и память, формировать умение объективно оценивать свои достижения, способствовать воспитанию человека, умеющего учиться, осознающего ценность учения.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии. 

 Методы обучения:

  • Проблемный(выдвижение способов решения задач)
  • Поисковый
  • Творческий

Формы организации учебно- познавательной деятельности обучающихся:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Самостоятельная

Метапредметные темы :

  • «Знание»- развитие умения воспроизводить полученную ранее информацию по теме.
  • «Знак» - обучение технологии «чтения» и обработке необходимой информации с помощью опорных схем, графической информации.

Планируемый сценарий урока :

Этапы урока:

  1. Вводно- мотивационный этап.

Создание комфортной психологической обстановки с помощью игрового приема «Золотая рыбка».

  1. Актуализация знаний.

Использование карточках с вопросами для развития метапредметного умения- переноса информации из словесной формы в графическую. Коммуникативная деятельность на этом этапе осуществлялась через работу в группах.

  1. Каллиграфическая минутка.

Отрабатывается навык красивого письма, паралельно развивается логическое мышление.

  1. Физкультминутка.

Реализация здоровьесберегательной технологии на уроке.

  1.  Обобщение и систематизация знаний

Формирование навыка переработки информации посредством самостоятельной работы (игра «Расставь все по своим местам»).

  1. Самостоятельная работа.

Формирование положительной мотивации учения на уроке с помощью разноуровневых заданий, выбранных учениками самостоятельно.

  1. Контроль усвоения знаний и умений.

Решение тестового задания, взаимопроверка по ключу.  

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оценка деятельности учащихся и продуктивности урока в целом.

Паспорт урока

по русскому языку

            «ЧАСТИ РЕЧИ»

(урок закрепления пройденного материала)

C:\Users\Мила\Desktop\russian01.jpg

Хутияйнен Татьяна Федоровна

Учитель начальных классов

МБОУ «Юркинская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...