Тема Однородные члены предложения. Постановка запятых при однородных членах предложения.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Венера Галимхановна Касаткина

Технологическая карта урока  русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока  русского языка.

    Класс – 3 Б

    Учитель – Касаткина Венера Галимхановна

    УМК – «Начальная школа XXI века»

     

Тема

Однородные члены предложения. Постановка запятых при однородных членах предложения.

Цель темы

 

  Предметные:

-систематизировать знания об однородных членах предложения;

- совершенствовать умение   находить в предложении однородные члены, упражняться в расстановке запятых при однородных членах предложения, определять, какими членами предложения они являются;

- работать  над развитием речи обучающихся через конструирование предложений с однородными членами предложения.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Формировать умение извлекать информацию из схем, текстов; представлять информацию в виде схемы; уметь на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.

Формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь устанавливать деловые отношения, эффективно сотрудничать в паре, группе.

Формировать умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формировать умение высказывать своё отношение, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией., развивать навык самоконтроля.

Планируемый результат

Знать и уметь находить главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения;  

Уметь расставлять запятые при однородных членах предложения,  составлять схемы предложений с однородными членами .

Основные понятия

Понятия:  

  • главные члены предложения

-второстепенные члены предложения

-однородные члены предложения

  • схема  

Межпредметные связи  

Окружающий мир, русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

  • основные
  • дополнительные

 «Русский язык»

Тема: «Однородные члены предложения»

 Наглядный материал, ИКТ

Технология обучения

Технология проблемного обучения, учебного сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, личностно ориентированного обучения

Тип урока

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Организация пространства  

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

 

 

Технология

проведения  

 

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

 

I этап.  

Организационный момент.

Цель         – активизация учащихся.

 

 

Проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания. 

Эмоциональная  готовность к уроку. 

I этап.  Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Девочки за парты сели,

Мальчику за парты сели.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце :

«Все рабята – молодцы!»  

II этап.

Актуализация знаний.

Цель - упражняться,  

в умении     находить однородные члены предложения; -развивать орфогра-фическую зоркость;

- обогащать

словарный запас, развивать речь.

Организация фронтальной работы по нахождению главных членов предложения, однородных членов пред-ложения; создание условий для повторения признаков одно-родных членов предложения; включение учащихся  в обсуждение проблемных вопросов.

Работа с

информацией,  

участие в обсуждении проблемных вопросов, формулировка собственного мнения и его аргументирование.

Озвучивают понятие «предложение», «однородные члены предложения». Работа с оценочным листом (инструкция по данному уроку)

Слушают, дают характеристику  предложению, анализируют на наличие главных членов предложения.

II этап. Актуализация знаний.

1.         Создание проблемной ситуации для определения темы урока и целеполагание. 

Слайд 1                                                                                 Понятие однородные члены предложения.

Учитель открывает первый снизу прямоугольник

- Что мы знаем о предложениях?

   -Предложение –группа слов, выражающих законченную мысль.

   -По цели высказывания предложения бывают  повествовательные, вопросительные, побудительные.

  -По интонации выделяют восклицательные и невосклицательные предложения.

 -По наличию второстепенных членов предложения бывают  распространенные и нераспространенные.

 -По наличию главных членов предложения бывают  простые и сложные.

Учитель открывает второй снизу прямоугольник

-Что вы знаете о членах предложения?

 -Члены предложения могут быть главными и второсте-пенными.

-Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.

-Второстепенными членами предложения могут быть дополнение, обстоятельство, определение.

-Кто догадался, какое слово скрывается за третьим прямоугольником?

 Учитель открывает третий прямоугольник

-Назовите тему урока.

            - Однородные члены предложения.

2. Постановка цели урока.

-Как вы думаете, какая цель нашего урока?

            -учиться распознавать предложения с однородными ленами, повторить расстановку запятых при однородных членах предложения.

- Какие 2 задачи стоят перед нами?

Слайд 2

                 -Что надо знать и что надо уметь.

-Что же надо знать?

                 -Признаки однородных членов.

Назовите их.

                 -Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, связаны интонацией перечисления или союзами.

-Что надо уметь?

                 -Находить однородные члены, расставлять запятые.

3.  Отработка умения находить главные члены  предложения.

Слайд 3

-Прочитаем вполголоса отрывок из стихотворения.

-Кто прочитает вслух отрывок из стихотворения? Напомните автора и название стихотворения.

                 -Отрывок из стихотворения А.Пушкина «Зимний вечер».

-Дадим характеристику предложению.

-Определим главные члены предложения.

4. Пробное применение знаний. Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, расставлять запятые.

-Что мы заметили?

                - В предложении однородные сказуемые. Надо расставить запятые.

6. Создание проблемной ситуации.

- Всегда ли при однородных членах надо ставить запятую?

                -Запятая не ставится, если однородные члены связаны союзом и.

Слайд 4. Работа по таблице «Запятая при однородных членах предложения.

III этап.

Постановка учебной задачи. 

Цель – развивать умение находить

однородные

члены         в

предложении, расставлять запятые. 

Физминутка

Организация практической парной и групповой работы по нахождению однородных членов в предложении, расстановке запятых. 

Обеспечение контроля за выполнением  задания.

 

Включение учащихся  в обсуждение проблемных вопросов.   

Выборочно проверяет и оценивает работу 3-х учеников.

Участие в практической

работе  по нахождению однородных членов в предло-жении 

 Осуществление взаимного контроля и оказывание в сотрудничестве необходимую  помощь   

 Оценивание правильности выполнения заданий. 

В листе самооценки, за сотрудничество выставляется 1 б.,  за ответ  - 2б.

Выставляют по 1 б. в оценочный лист.

Составяют из группы слов предложения, расставляют знаки препинания.

В листе самооценки, за сотрудничество выставляется 1 б.,  за ответ  - 2б.

Разобирает предложение по главным и второстепенным членам, определяет однородные члены предложения, составляет  схему.

1.Упражнение в отработке умения находить однородные члены предложения, расставлять      запятые.  

а).Создание проблемной ситуации. Работа в паре

Слайд 5. (Желтые конвертики)

1 пара – обучающиеся 1-4-х парт,2 пара – обучающиеся 2-5-х парт ,3 пара – обучающиеся 3-6-х парт.

Найди однородные члены предложения, расставить запятые, исправить ошибки.                                           

 На дворах и домах                                                                                                              Снег лежит полотном                                                                                                                  И от солнца блестит                                                                                             Разноцветным огнём.                                                                                  Этот отрывок из стихотворения ____________________,                                              автор _________________________

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Этот отрывок из стихотворения ____________________,                                              автор _________________________

И навестим поля пустые,                                                                                                     Леса недавно столь густые,                                                                                                  И берег, милый для меня.                                                                                Этот отрывок из стихотворения ____________________,                                              автор _________________________

Проверка.Оценивание.

б). Самостоятельная работа. (1-3 на оценку)

Работа по учебнику, стр.127, упр. 3

Проверка. Текст выведен на интер.доску.

в) Создание проблемной ситуации. Работа в группе.

Продолжим работу. Работать будем в группах.

Напоминаю правила работы в группе. Слайд 6

Задания для групп.

Составить из группы слов предложение.

Дать характеристику.

Составить схему предложения.

1 группа

Метель, дорожки, налетела, все, замела.

2 группа

Прочь, каркнула, крыльями, и хрипло, полетела, взмахнула, ворона.

 3 группа

Мы, хлебные, садах, крупу, в, парках, туда, повесили, семечки, крошки, скворечники, и, насыпали.

4 группа

Пушистым, снег, ночь, и, дома, землю, белым, шел, всю, укрыл, одеялом, деревья.

5 группа

Катались, санках, мы, снеговика, играли, на, снежки,  в, лепили, коньках, и, долго, бегали, на.

6 группа

Снег, в, переливается, лучах, сверкает, солнца.

7 группа

Мороз, щеки, начинает, щипать, на, забирается, уши, и ,воротник, за, шубы.

Проверка. Оценивание результата работы группы. Задания групп, возможные варианты ответов выводятся на интер.доске.

г) Запись под диктовку (на доске и в тетрадях).

Мы долго катались на санках, бегали на коньках, играли в снежки и лепили снеговика.

Разобрать предложение по главным и второстепенным членам, определить однородные члены предложения, составить схему.

 IV. Итог урока. Рефлексия деятельности

Соотносит цели и результаты урока.

Оценивают результат деятельности на уроке.

 - Подведем итог нашей работы. Вспомним цель нашего урока. Как вы считаете достигли мы цели? (Светофорики)

- Кто испытывал затруднения при выполнении заданий?

- Кто знает , как найти в предложении однородные члены, расставить правильно запятые и сможет объяснить другому?

- Кто достаточно хорошо уяснил, в каких случаях ставится или не ставится запятая?

-Обратите внимание на оценочные листы. Кто из вас получил 7 и более баллов-это оценка 5, 5,6 баллов-оценка 4, 3,4 балла – оценка 3.

- Все ребята молодцы.

V. Домашнее задание.

Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания .

Осуществляют возможность выбора.

Домашнее задание з-х уровневое (стандартный минимум, повышенный, творческий).

1 уровень – стандартный. К данным схемам составить предложения, выделить однородные члены.

2 уровень – повышенный. К данным схемам составить предложения, выделить однородные члены. Используя данные предложения, составить текст.

3 уровень – творческий.  К данным схемам составить предложения, выделить однородные члены. Используя данные предложения, составить текст. Дополнить текст 2-3-мя предложениями.

Скоро прозвенит звонок,

И закончится урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

Урок русского языка в 4 классе на тему "Однородные члены предложения. Однородные дополнения".

Данный урок в 4 классе составлен с учетом новых ФГОС начального образования. Учащиеся в игровой форме знакомятся с новым учебным материалом....

Запятая между однородными членами предложения при одиночном союзе» (закрепление). 4 класс

Урок закрепления полученных  знаний. Цели. 1. Создание условий для закрепления правописания знаков препинания между однородными членами предложения при одиночном союзе.2. Развитие навыков са...

Конспект урока "Предложения с однородными подлежащими, сказуемыми. Употребление запятых между однородными членами". 4 класс. УМК «Планета знаний»

Конспект содержит задачи, планируемые результаты, к каждомуэтапу урока- задачи по развитию УУД....

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....