Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Куплевацкая Виктория Владимировна

Тема « Речевой этикет: слова просьбы и благодарности.

Слова, отвечающие на вопросы «кто? Что?»,

знаки препинания в конце предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_1klass.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Речевой этикет: слова просьбы и благодарности.

Слова, отвечающие на вопросы «кто? Что?»,

знаки препинания в конце предложения.

Цели: учить соблюдать правила этикета; формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы «кто? Что?»; Развивать навык каллиграфического письма; воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас!                 Встали все у парт красиво,

Все зашли спокойно в класс.                 Поздоровались учтиво.

2. Актуализация пройденного

3. Вступительное слово учителя.

- Главный работник в речи – это слово. Речь каждого человека начинается с его первого слова. Кто знает, какое слово вы сказали первым? Назовите его.

- Вот видите, какие разные слова были у вас первыми. Сегодня нам предстоит разговор о словах.

4. Сообщение темы урока. Постановка целей.

- Итак посмотрите пожалуйста на доску:

Эй! Дай мне быстро вон тот мяч

Маша дай мне пожалуйста ручку!

Спасибо большое.ты очень добра!

Давай мою тетрадь обратно

Светка!Возьми свой карандаш обратно

- Зачеркните предложения которые не красиво использовать в нашей речи и объясните свой ответ.

- Бывают ситуации, когда надо что-то попросить, за что-то извиниться, от чего-то отказаться. Какая же будет наша задача сегодняшнего урока? Задача урока – выяснить, как это сделать вежливо, стараясь не обидеть собеседника.

5. Работа по теме урока.

а) Работа по учебнику.

- Рассмотрите первую картинку. Подумайте, как сказать другу, что вещь чужая и мальчик не может ее отдать?  

- Рассмотрите вторую картинку. Какая ситуация изображена?

- Проверьте себя, прочитав текст к рисунку.

- Кем из вас такое случалось?

- Как вы себя вели?

- Какое решение должен принять мальчик?

Работа по группам.

- «Озвучьте» эту картинку..

Вывод: воспитанный человек, к которому обращена просьба или приглашение, чаще всего пытается выполнить просьбу или принять приглашение, а если по каким –то причинам не может, то отказывает. Но помните, отказывать надо так, чтобы не обидеть человека, объяснить причину своего отказа, извиниться, поблагодарить, выразить сожаление. Добрые слова – верные, надежные помощники в этом непростом деле.

Словарная работа «Доскажи словечко».

Если словом или делом

Вам помог кто- либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: …..  (спасибо) 

- Откуда явилось это слово?

- В былые времена, когда хотели поблагодарить кого-то за добрые дела, говорили: «Спаси вас Бог!» Со временем это словосочетание сократилось до слова « спасибо» Забывать это слово никогда не следует.

- Придумайте предложение со словом «спасибо»

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

- Послушайте стихотворение «Вежливое слово».

- Какие слова выделены в тексте стихотворения?

- Когда их говорят? (учебник )

- Прочитайте, как «покупал» билет каждый персонаж стихотворения.

- Кто вел себя у кассы комично? (медвежонок) 

- Прочитайте его слова еще раз.

- В каких ситуациях обычно говорят эти слова?

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

- Будь вежлив с товарищами, не давай им прозвищ, разговаривая, не кричи, не забывай говорить добрые слова, здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

- Как вежливо попросить, отказаться? Извиниться?

- Какие задания надо выполнить письменно? Прочитайте.

- Какие знания для этого понадобятся?

Задания выполняются самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь. Коллективная проверка.

1. Упражнение «Дорисуй»

- Отгадайте загадку:

Какой зверь опасный ходит в шубе красной,

Снег разгребает, мышек хватает?  (лисица) 

- Что вы знаете о лисице? (У лисицы очень острый слух. Она может услышать, как под снегом пищит мышка)

 2. Упражнение «Чистописание».

- Назовите правильно буквы.

- Чем эти буквы похожи и чем они отличаются?

- Напишите красиво.

- Лисица приготовила для вас задание – выполните звуковой анализ слов.

На стр.18 рабочая тетрадь № 3

- Что вы видите на картинках? (Оружие, из которого стреляют – лук, пространство, покрытое травой и цветами – луг, животное – лиса, лес, тянущийся на много километров – леса)

- Произнесите эти слова. Сделайте вывод. (Звучат одинаково, следовательно, имеют одинаковую звуковую модель)

- Здесь кроется секрет русской орфографии, который вам еще предстоит раскрыть: глухой звук на конце и безударный гласный не стоит торопиться обозначать буквами, опираясь на произношение. А пока сказка – подарок лисицы за хорошую работу

  1. Как звуки научились превращаться в буквы.

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками. Но зато любили петь.

Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему в ней так понравилось, что он решил поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился.

Но он все-таки был волшебник, причем очень добрый. И он решил каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как этот звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен.

- Как вы думаете, звуки обрадовались волшебным платьям?

- Как они поблагодарили волшебника?

- Вспомните, как пишутся словарные слова, которые вы выучили.

- Впишите пропущенные буквы.

- Проверьте себя.

- Запишите слова.

- Придумайте с каждым словарным словом предложение. (Самое интересное предложение можно записать в тетрадь под диктовку учителя)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

«Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

- На физминутке будут звучать слова, отвечающие на вопросы «кто? Что?». Услышав слово, отвечающее на вопрос «кто?», вы встаете на носочки, поднимаете руки вверх, тянетесь к солнышку. А услышав слово, отвечающее на вопрос «что?», приседаете и вытягиваете руки вперед.

Слова: акула, волна, осьминог, курица, гриб, трава, зерно, аист.

  1. Знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто?, что?

- Прочитайте слова первого столбика. Задайте устно вопрос к каждому слову. Если вопрос задан верно, хлопните в ладоши один раз, а если неверно – два раза. Итак, если слово будет называть вещь, какой вопрос зададите?

- А если людей, животных?

- Запишите вопросы к словам первого столбика.

- Прочитайте слова второго столбика.

- Задайте к ним вопросы и запишите самостоятельно.

По окончании работы проводится самопроверка по записи на доске.(приготовить доску с правильными ответами.)

- Решите задачу: задача не на сложение, а на правило уважения.

«Одна девочка жалуется маме:

- Во дворе один мальчишка такой невежа, зовет меня Танька!

- А ты его как зовешь?- спросила мама.

- А я его вообще никак не зову,- ответила Таня. - Я ему просто кричу: «Эй, ты».

- Скажите, права ли Таня?

Запись на доске: Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Списывание предложения.

5. Итог урока.

- Вежливым человек не рождается, а становится. От вас требуется умение следить за собой, понимать, как необходимо вести себя в разных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....