Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Петухова Ольга Михайловна

Конспект открытого урока с презентацией, проведенного в 3 классе,  на тему "Звуки и буквы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект25.83 КБ
Office presentation icon Презентация955.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3г классе

Обобщение и закрепление изученног по теме «Звуки и буквы»

Тип урока: закрепление изученного материала. 

Цели:

- актуализировать знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка;

- совершенствовать умение различать звуки и буквы, правильно произносить звуки и правильно называть буквы;

- сформировать представление о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;

- научить использовать приобретённые знания в практической деятельности;

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно передавать звуки буквами; повторят основные единицы языка – звуки и буквы; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: проектор, экран, карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Ход урока.

1.Организационное начало 3 мин.

Прозвенел уже урок

Начинается урок

Вы друг к другу повернитесь

И, конечно, улыбнитесь

Пожелаю вам, друзья, я ни пуха ни пера!

– Ребята, сегодня у нас на уроке гость. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте гостя.

-Тихо сели.

-Домашнее задание я проверю у вас, собрав тетради в конце урока.

- Сели правильно. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату (14 октября. Классная работа.)

2. Минутка Чистописания.  3 мин

-Отгадайте загадку:

Дальше всех, совсем в конце,

В алфавите буква ...     (Я)

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву Яя заглавную в соединении с маленькой.

(Слайд 1.)

3. Словарная работа. 7 мин.

-Откройте орфографический словарь в конце учебника]на стр. 150 и выпишите через запятую все слова на букву Я, разделяя их черточкой для перноса, там где он возможен. Поставьте ударение и подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить.  

-

Проверим, как разделили слова для переноса.

(Слайд 2.)  (Яб-локо, ябло-ко, яб-лоня, ябло-ня, яго-да, язык, ян-варь). Поднимите красный светофор, кто ошибся.

-Дайте характеристику букве, которая объединяет все записанные слова.

 (буква Я обозначает звук [а], если стоит после согласной, 2 звука  [й][а], если стоит в начале слова, после гласной буквы, после ь и ъ знаков..)

4. Самоопределение к деятельности. 2мин.

-Какой раздел науки о языке изучает буквы? (графика)

- Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика)

-Кто сформулирует тему нашего урока?

-Сегодня на уроке повторим и обобщим ваши знания о звуках и буквах, будем делать транскрипцию и звуко-буквенный разбор слов, вспомним правописание изученных орфограмм.

5. Работа по теме. 2 мин.

- Всегда ли слова пишутся также, как произносятся?

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слова? (Увидеть орфограмму и проверить её.)

- Какие орфограммы вы знаете? (Безударная гласная, парная согласная, удвоенная согласная, непроизносимая согласная, сочетания ЖИ-ШИ и др., большая буква в именах собственных, ь знак, разделительные ь и ъ знаки.)

6. Комментированное письмо. 4 мин.

- Сейчас мы под диктовку будем записывать слова с изученными орфограммами.

(Я диктую слова, ребята с комментированием записывают слова в тетрадь, называя орфограммы и подчеркивая их.)

      Молодой, лодка, грязь, пробка, большой, грядка, рукав, снежинка.

7. Физкультминутка для глаз. 1 мин.

(Слайд 3)

8. Упражнение в транскрипции слов. (Слова на карточках для работающих у доски) 5 мин

Работа в парах.

- Сейчас поработаем в парах. Задание для 1 и 3  ряда:

1)

- Сделать транскрипцию слов с орфограммами. (Слайд 4)

На карточке слова:   грядка           большой              рукав

(1 ученик (Ратушный Влад)  у доски, остальные в тетрадях делают транскрипцию данных слов.)

[гр'атка]             [бал'шой']                [рукаф]

 -Задание для 2 ряда.

2)

– По данной транскрипции слова записать его буквами.

На карточке слова:     [д'ир'эв'й'а]         [зупк'и]              [й'агатка]

(1 ученик (Ваганова Диана) у доски, остальные в тетрадях записывают слова буквами.)

Деревья, зубки, ягодка.

Проверка. (1 и 2 ряд, 1 ряд)

-У кого были ошибки, поднимите красные светофоры.

- Какие орфограммы были в словах? (Безударные гласные, парные согласные, сочетание ЖИ, разделительный Ь, Я.)

- Отличается ли у слов с орфограммами звукозапись от буквозаписи?

- Что это значит? (Что слышатся слова не так, как пишутся, Их написание надо проверять.)

9. Упражнение в звуко-буквенном разборе слов. 5 мин

Индивидуальная работа по карточкам.

- Отгадайте загадку.

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается.   (Утюг.)

- Сделаем звуко-буквенный разбор этого слова. (1 ученик (Карамян А) на доске записывает транскрипцию слова, остальные – в тетрадях. Далее я записыаю характеристику звуков на доске, а ребята с места комментируют.)

-Индивидуальные карточки получают Салахетдинов (1), Самусь (2), Лобода (3), Глухов (4)

у/тюг         [ут'ук]- 2 слога

у - [у] – гласн., безударн.

т - [т'] – согл., глух. парн, мягк. парн.

ю - [у] – гласн., ударн.

г - [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.

4 б., 4 зв.

 Собираю карточки.

10. Физкультминутка. (Слайд 5) 1 мин

-Если на экране появляется существительное, то танцуют девочки, а
если глагол- мальчики.

(ночь, играет, поет, книга, читать, буква, говорить, звук) 

-Тихо садимся. Продолжаем работать.

11. Самостоятельная работа с учебником. 4 мин.

Упр. 4 стр. 71

-Самостоятельно прочитайте задание.

-Кому не понятно, что нужно делать, поднимите красные светофоры я к вам подойду. Кто понял, выполняет.

 Взаимопроверка.

12. Восстановление деформированного текста. 5 мин (Слайд 6)

 (Ветер шуршит осенними листьями.)

- Какое сейчас время года?

-Какой главный признак наступления осени? (листопад)

-Листья осенние закружили в своем вальсе предложение, которое я вам подготовила. Все слова в нем перемешались. Нам необходимо восстановить его.

-Дайте характеристику этому предложению. (по цели высказывания- повест., невосклиц, простое, распростр.)

-Спишите это предложение, подчеркните главные члены предложения.

- Назовите словосочетание в этом предложении.

- Сейчас приготовьте карточки с номерами. На экране появляются вопросы теста, вы выбирая правильный вариант ответа поднимаете соответствующую цифру.

13. Тесты. ( Слайд 7- ) 4 мин.

1.Сколько в русском алфавите гласных звуков?

  1. 10 звуков
  2. 6 звуков
  3. 21

2. Какие буквы имеют только мягкий согласный звук

  1. Ж, Ш, Ц
  2. А, У, О, Ы, Э
  3. Щ, Ч, Й

3.Выдели слово, в котором все согласные мягкие

  1. письмо
  2. каша
  3. сирень

4. Выдели слово, в котором звуков меньше, чем букв

  1. ветка
  2. стулья
  3. лось

5. В каких случаях гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука? Когда стоят...

  1. в начале слова
  2. после согласной
  3. после гласной буквы

6. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

Когда стоят...

  1. в начале слова
  2. после гласной буквы
  3. после согласной буквы

7. Найди слово с непроизносимой согласной

  1. рассказ
  2. лестница
  3. дуб

8.  Найди слова с парной согласной

1.        рассказ

2.        лестница

3.        дуб

14.  Итог урока. Рефлексия. 2 мин

- По какой теме работали?

- Поднимите  (Слайд )

зеленые светофоры- на уроке было комфортно и все понятно

желтые- на уроке немного затруднялся, не все понятно.

Красные- было трудно, ничего не понял.

Выставление оценок.

Д/з- не задано!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Минутка чистописания

Слайд 2

Яб-ло-ко, яб-ло-ня, яго-да, язык, ян-варь.

Слайд 4

грядка большой рукав [д’ир’эв’й’а] [зупк’и] [й’агатка] 1 РЯД И 3 РЯД 2 РЯД

Слайд 5

[гр’атка] [бал’шой’] [рукаф] деревья зубки ягодка

Слайд 6

Физкультминутка

Слайд 7

Восстановите деформированное предложение Осенними, шуршит, листьями, ветер.

Слайд 8

Восстановите деформированное предложение Ветер шуршит осенними листьями .

Слайд 9

1 . Сколько в русском алфавите гласных звуков? 1 . 10 звуков 2. 6 звуков 3. 21 звук

Слайд 10

2. Какие буквы имеют только мягкий согласный звук? 1. Ж, Ш, Ц 3. Щ, Ч, Й 2. А, У, О, Э, Ы

Слайд 11

Я учился … Я узнал, что … Меня удивило… Я порадовался за… Я хочу поблагодарить … за … Итог урока Я могу похвалить себя за… Мне понравилось…

Слайд 12

Спасибо за работу! Дальнейших вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Открытый урок по русскому языку.2 класс .Непроизносимый согласный звук-нулевой звук.ПНШ

План открытого урока по русскому языку с применением сингапурских структур....

Открытый урок по чтению в 1 классе по теме "Звук [ ж], буквы Ж, ж."

Конспект открытого урока (с технологической картой) по чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме Звук [ ж], буквы Ж, ж. Презентация прилагается. Урок по программе Школа России....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения".

УМК «Школа России»  В.П. Канакина, Горецкий В.Г,   Цель  урока:   Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним; формирование опыта применения...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...