«Правописание глаголов».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кожевникова Юлия Витальевна

Обучающая:

повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов; познакомить с орфограммой «Буква ё после шипящих в окончаниях глаголов»; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus._yaz._v_4_klasse._pravopisanie_glagolov.docx236.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Русский язык» по УМК «Начальная школа 21 века»

(автор Иванов С.В.)

Учитель начальных классов: Кожевникова Юлия Витальевна

Класс: 4 «В» 

Тема: «Правописание глаголов»

Тип урока:         систематизация и обобщение знаний

Цель: закрепление знаний по теме правописание глаголов.

Задачи:                                

1). Обучающая:

повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов; познакомить с орфограммой «Буква ё после шипящих в окончаниях глаголов»; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей; обучать учащихся приёмам самооценивания.

2) Развивающая:

развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;

активизировать словарный запас.

3) Воспитывающая:

воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Предметные УУД: уметь определять спряжение глаголов, правильно писать безударное окончание глагола, определять лицо и число глаголов.
  • Метапредметные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение 
  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

Методы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая работа, дифференцированная.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть 1 (автор Иванов С.В.и др.), тетрадь№1 «Пишем грамотно» (автор Кузнецова М.И.), карточки с индивидуальными заданиями, презентация.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

 (1минута)

-Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

Прозвенел звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

и друг другу улыбнулись.

Тихо сели.

Отвечают на приветствие учителя.

 

Регулятивные: осуществлять самоконтроль;

Личностные: проявляют положительный настрой на работу

  1. Актуализация знаний.  

(2 минуты)

- Отгадайте загадку:

Что без меня предметы?
Лишь названья,
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья.

Цветут сады,
И рожь в полях растёт.

- О какой части речи говорится в загадке?

- Почему вы так решили?

- Сформулируйте тему урока.

-Правильно, сегодня на уроке мы  будем совершенствовать свои навыки в правописании глаголов.

-о глаголе

-Глагол обозначает действие, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

(дети самостоятельно определяют тему урока)

-правописание глаголов

Личностные: осознание процесса учебной деятельности.

Познавательные: используют имеющиеся знания в новой ситуации.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

Регулятивные: планируют действия в соответствии с поставленной задачей

III.Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

 (8 минут)

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме: спинку держим прямо.

- Прочитайте слово на доске (ЗВОНИШЬ)

- Дайте характеристику этому слову  

- Запишите это слово в тетрадь.

- Оцените свою работу

-Прочность своих знаний  о глаголе вы покажете выполнив маленький тест (презентация).

Оцените свою работу в карте самооценивания.

Записывают число в тетради.

Записывают слово в тетрадь, в картах самооценки оценивают свою работу

Характеризуют слово:

Звонишь - глагол 2 лица, ед.числа, 2 спр., после шипящих в глаголах пишется Ь знак.

Записывают слово в тетрадь, в листах самооценки оценивают свою работу.

Выполняют тест

Оценивают работу

Регулятивные: определяют и формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками учебную задачу.

Личностные: Забота о здоровье.

Коммуникативные: обосновывают высказанные мнения. Оформляют свои мысли в устной и письменной речи.

 Познавательные: узнают какая буква пишется после шипящих в окончаниях глаголов.

Не кричал, улыбаться, печёт, беречь, волнуется. (эти слова на слайде)

- Прочитайте слова. Найдите лишнее слово.

- По какому принципу выделили лишнее слово, докажите.

- Исходя из задания, сформулируйте цель.

- Поставим учебные задачи:

- Прочитайте текст, выберите глаголы (слайд).

Наступила зима. Идёш_ по заснеженному лесу и глазам (не)вериш_. Кругом пушистые сугробы! А в домике на опушке тепло и уютно. Хозяюшка там старае[ца], готови [ца] к празднику, пирожки печ_т.

-Какое знание необходимо вспомнить?

-Запишите глаголы красиво и грамотно.

- Объясните написание.

Оцените свою работу в листах самооценивания.

Анализируют слова

Новая орфограмма: правописание гласной после шипящей.

Слышим О, написано Ё

Определяют задачи урока.

-Познакомиться с новым правилом.

-Узнать какая буква пишется после шипящих в окончаниях глаголов.

 Повторить изученные правописания глаголов.

(ь знак после шипящих в глаголах, не с глаголами, правописание тся, ться)

Вывод: В слове печёт мы не можем вставить букву, т.к. не знаем правило.

Оценивают свою работу в листах самооценивания.

Познавательные: умеют применять знания предыдущих тем.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: уметь ориенти-роваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

IV.Первичное усвоение новых знаний

(5 минут)

Наблюдение над орфограммой «Буква ё после шипящих в окончаниях глаголов»

- Я предлагаю вам поработать в парах и понаблюдать за словами:

Течём, течёт, течёшь, течёте.

Бережём, бережёт, бережёшь, бережёте.

-Слова, какой части речи записаны?

-Произнесите  слова с ударением (слайд).

-Какой звук вы слышите под ударением?

-Какой буквой обозначается ударный звук?

-В какой части слова находится буква?  (слайд).

-После какой буквы?

- Какой сделаем вывод? Попробуйте сформулировать  правило.

- А теперь давайте проверим. Откроем учебник и прочитаем правило «Золотого ключика».

- Какое домашнее задание будет?

- Вернёмся в орфографической разминке. Какую букву вставим? Почему?

Работают в парах

-глаголы

/Отвечают на вопросы/

Формулируют правило

выучить правило

Применяют полученные знания

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах.

V.Физкультминутка для глаз.                  (1минута)

-А теперь выполните физминутку для глаз.

Выполняют разминку для глаз

Личностные: Забота о здоровье.

  1. Первичное закрепление.

 (10 минут)

- Прочитайте задание к упр. 2 с.113 и к упр.3 с. 114, выберите себе упражнение и выполните. Самостоятельно.

- Ребята, кто выполнял упр.3, проверят свою работу самостоятельно по слайду.

Упр.3

Съешь, поплачь, обжечь, прилечь, бережём, увлекаться, удивляться, назначь, увлечься, обжечься, стричься, ведёшь, улыбаться, печём.

 -А те, кто выполнял упр.2 работаем со мной.

-Над каким правописанием вы работали выполняя упр. 2(3)?

Оцените свою работу в листах самооценивания.

Выполняют упражнение по слайду

Проверка по слайдам в презентации

Правописание глаголов; правописание гласной после шипящих в глаголах

Оценивают свою работу в листах самооценивания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в  группе.

Познавательные: уметь ориенти-роваться в своей системе знаний.

  1. Развитие речи.

(10 минут)

Творческая работа.

- Я предлагаю вам немного отдохнуть и совершить прогулку в зимний лес.

 (слайд с зимней заставкой)

- Какие ассоциации возникают у вас при слове зима? (назвать имена существительные)

- Какие чувства вызвала у вас картина?

- Предлагаю вам поработать в четвёрках. (работа в группах)

-Я дам вам слова и ваша задача сейчас подобрать глаголы к существительным. (Глаголы записать на листке, определить их  спряжение, если есть время)

- Устно составить 1 предложение.    

Снег - искрится, сверкает, кружится, летает, падает, тает, идёт, белеет, темнеет.

Мороз - морозит, щиплет, рисует, наступает.

Санки - катается, летит, везёт, падает, несётся.

Коньки - кататься, ездить, скользить, падать, бегать.

Вьюга - метёт, воет, крутит, заметает.

Подарок - дарить, получать, покупать, изготовить, вручить, смастерить.

Праздник - отмечать, праздновать, угощать, встречать, устраивать.

  - Выполнив задание в группах вы учились развитию речи.

Оцените свою работу в листах самооценивания.

/Отвечают на вопросы/

Снег, коньки, подарок, новый год, холод, мороз, коньки, лыжи, санки, Дед мороз, стужа, вьюга.

К существительным подбирают глаголы-  действия предмета.

Составляют предложение

Оценивают работу в листах самооценки.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: самостоятельно организуют своё рабочее место; используют в работе простейшие инструменты;

  1. Подведение итогов уроков.

Рефлексия.

(3 минуты)

Домашнее задание.

- Какая была цель нашего урока?

- Как вы считаете, мы достигли цели? С помощью чего? Как достигли?

- Что вы узнали на уроке?

- Что удалось?

- Что вызвало затруднение?

- Где могут пригодиться полученные на уроке знания?

Слайд на доске:

 

с.113 выучить правило.

Отвечают на вопросы учителя.

◦сегодня я узнал...

◦было трудно…

◦я понял, что…

◦я научился…

◦я смог…

Записывают дом. задание в дневник.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: выполняют оценку результатов работы.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека, и принимают его.

Лист оценивания заданий на уроке русского языка

№ задания

Максимальный балл

Оцениваю себя сам

 (0-2)

Оценивает учитель

  1. Чистописание

 

Записал аккуратно

1

 

 

Соблюдал наклон

1

 

 

Соблюдал высоту и ширину букв

2

 

 

  1. Выполнение  теста

Я знаю правописание глаголов и могу применить свои знания

2

 

 

  1. Работа с текстом

Я могу  в тексте найти глаголы

1

 

 

Объяснить правописание тих глаголов

1

 

 

  1. Работа в парах

Я могу назвать часть речи записанных слов

1

 

 

Определить часть слова, в которой находится орфограмма

1

 

 

Сделать вывод

1

 

 

  1. Выполнение

 Упр. 2

Я знаю какой буквой обозначается под ударением звук [о] после шипящих в окончаниях глаголов.

Я могу дописывать окончания  глаголов.

2

 

 

 Упр. 3

Я могу сделать буквенную запись.

Знаю правописание глаголов

2

 

 

  1. Работа в группах

Я умею подбирать глаголы к существительным.

2

 

 

17 баллов

 http://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/83e6d734402b.png

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...