Мастер класс "Пословицы и поговорки"
проект по русскому языку (4 класс)

Проект "Мудрость на все времена"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС «МУДРОСТЬ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

Цель: повысить мотивацию коллег к применению проектной  деятельности, как одному из эффективных способов обучения.

Задачи: познакомить коллег с ролью пословиц и поговорок в достижении целей ФГОС в изучении курса «Филологии»

Дать представление о эффективности применения проектной деятельности.

Показать конкретные варианты изучения пословиц и поговорок.

Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.

1. ХОД МАСТЕР-КЛАССА

- Добрый день, уважаемые гости, коллеги! Меня зовут Скакова Светлана Анатольевна, я учитель начальных классов, мне приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Ведь что - то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно…

 2. -15. Я предлагаю вам сейчас посмотреть слайды с изображениями великих, совершенно разных людей, живших в разное время и подумать, что может их объединять, исходя из названия моего мастер – класса.

Любовь к своей Родине, служение своему народу, безграничный интерес к  пониманию самобытности русской культуры и языка.

16. Сегодня очень остро стоит вопрос о сохранении самобытности русской культуры и языка. В этом смысле, на мой взгляд, особая поддержка нужна подрастающему поколению, которое зачастую подвержено воздействию не самых лучших веяний западной массовой культуры. Найти свое место в современном мире, отличить истинное от фальшивого, почувствовать свою национальную принадлежность и научиться гордиться ею – эти задачи можно решить, только обратившись к достоянию русской национальной культуры, прежде всего, к русскому языку.

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознаёт, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта- пословицы и поговорки.

17.Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни  читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму – разуму. В них всегда можно было найти небесполезный совет, как поступить в том, или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле и т.д.

18.  Мы задались вопросом. А многие ли используют накопленную нашими предками мудрость в своей повседневной жизни и речи?

 Сколько пословиц – этих сгустков народной мудрости – знает каждый из нас?

Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка», и мы решили стать таким ручейком, для этого создали групповой практико-ориентированный проект. Название нашего проекта «Пословица в современном мире».

19.Актуальность проекта заключается в том, чтобы  донести до многих красоту, пользу и функциональность народных пословиц в современной жизни, а также то, что она отражает жизненный уклад населения.

20. Новизна проекта в том, что мы впервые (да пусть простят нас, если мы ошибаемся ) поднимаем данную тему в нашей школе.

Цель проекта:

Способствовать осознанию учащимися своей культурной принадлежности. Развивать  у учащихся интерес к изучению пословиц и знаний о них,  создать пособие для практического применения в повседневной жизни.

21. Гипотеза

Исходя из выше сказанного, можно предположить, что пословица воспитывает и отражает реальную действительность жизни людей. Она передает бытовые, социальные,  морально – этические народные взгляды.

Задачи:

  1. Дать общую характеристику пословице (и поговорке как части суждения), изучить историю возникновения.  
  2. Научиться самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией.
  3. Сравнить  пословицы, употребляемые  разными народами.
  4. Создать пособие «Пословица недаром молвится».

22.Методы исследования:

  1. Поисковый
  2. Исследовательский
  3. Групповой
  4. Наглядно – иллюстративный
  5. Опрос, беседа.

Для достижения цели мы приложили немало усилий: как говорится, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

23. Этапы работы над проектом:

  • Поиск информации о пословицах под руководством учителя.
  • Определим основные тематические группы пословиц и поговорок русского народа.
  • Проведем опрос учителей и людей других профессий.
  • Попробуем доказать что в пословицах и поговорках заключена мудрость народа.
  • Проведём отбор информации
  • Оформим пособие.

24. Участники проекта

3 группы и уважаемые эксперты.

Хотелось бы, чтобы наша работа помогла всем подняться по ступенькам высокой лестницы, ведущей к познанию языковой культуры своего  народа.

Самое главное в работе над проектом – это его значимость, для того, кто его делает. Тогда всё обязательно получится!

25. Теоретическая часть

Пословицы и поговорки.

  1. Сходство и различие пословицы и поговорки.

До сих пор люди путают, называя пословицы поговорками, и наоборот. И чтобы нам разобраться в этом вопросе, воспользуемся помощью пословицы «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».

Что значит слово «цветок»? Это что-то красивое и прекрасное, значит поговорка – это что-то красивое. Но мы не можем по отдельному цветку сказать, какой из него вырастет плод, следовательно, поговорка красива, прекрасна, но в ней ещё не совсем завершённая мысль. А о пословице сказано, что она ягодка; вспомним плоды земляники, смородины и т.д.

 А раз ягода – это плод, а плоды – это не просто красиво, но ещё и полезно, значит, она помогает людям понять главное, в ней есть оценка хорошему и плохому, то есть в ней содержится пусть и короткая, но законченная мысль.

Что позволило пословице сохраниться в веках?

- Краткость, ритмичность, частое использование рифмы        

26. Таким образом, пословица- это образное законченное предложение с нравоучительным смыслом, а поговорка-это словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. К примеру практически каждый предмет можно применить для создания образного выражения.

27. Чем по – вашему мнению орех похож на пословицу?

Понимание  пословицы основано на поиске мысли, скрытой за явной мыслью. 28.Пословица похожа на орешек: в ней есть «скорлупка» и «ядрышко». «Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую. Например, пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» можно понять так: чтобы поймать рыбу, надо потрудиться –приготовить удочку, наживку, подождать, пока рыбка клюнет.

 «Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль. Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой». Чтобы понять скрытую мысль, нужно поразмышлять. В нашей пословице спрятана мысль: любое дело требует усилий и старания. Ее можно выразить и по-другому: надо упорно трудиться, чтобы получить нужный результат.

29. На слайде

Ценность народных пословиц и поговорок неоспорима: «Пословица не на ветер молвится». «Пословица пословицу зовет», «пословица беседу красит», да и вообще: пословицу не обойти, не объехать, ибо в ней выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить — не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери». «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит». «Где труд, там и счастье». «Ученье — свет, а неученье — тьма». «Ученье да труд к счастью ведут». «Век живи, век учись».

Начинаем работать в группах

1 группа аналитики

 Работают с источниками (словарями, сборниками, могут использовать  интернет)  и находят  информацию о происхождении пословиц и их употреблении.

2 группа – социологи

Проводят сравнение пословиц разных народов, делают соответствующие выводы.

3 группа - интрвьюеры

Ведут опрос учителей, работников школы и гостей.

Каждой группе в помощь предметы из русских народных сказок: блюдечко с яблочком, клубок, перо жар - птицы.

30. Приступим к  исследовательской деятельности

31. 1 группа аналитики

  Мы находили информацию о происхождении пословиц и их употреблении. Сегодня в нашем распоряжении находилось значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа». (ПОКАЗАТЬ) Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результат тридцатипятилетней работы – содержится более  тридцати тысяч пословиц, поговорок, изречений, прибауток и загадок, которые сгруппированы по тематике.

Совсем не случайно в предисловии к своему сборнику «Пословицы русского народа» — «Напутное» — великий Даль писал о том, что поговорки и пословицы — это свод народной опытной премудрости, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная  правда.

Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай). «В беде руки не опускай — трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду». «Не руби сук, на котором сидишь». «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к пословице и поговорке.

2 группа - социологи

В каждом народе есть пословицы о труде, о Родине,  о пище, еде, о правде и лжи и другие. Объектом нашего исследования стали пословицы  разных народов.  Особый интерес при изучении данного культурного пласта  представляют  сборники пословиц и поговорок. Тематика пословиц безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем его многообразии. Наблюдая над пословицами и рассмотрев различные источники, мы пришли к выводу, что тематика пословиц  разных народов одинакова. А, значит,  мы можем с точностью сказать, что это народная мудрость. (ПРИМЕР из выполненного) Также мы выявили функции и особенности употребления пословиц  в речи.

Учитель  Какую же  функцию выполняют пословицы в речи, в чем  особенность их использования?

Прежде всего, пословицы служат воспитанию таких положительных идеалов, как трудолюбие, стремление к знаниям, дружба, правдивость, смелость, патриотизм.

Пословицы помогают лучше узнать родной язык, увидеть его красоту, понять, что язык – это пласт культуры  народа. Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится «Хороша пословица в лад да в масть».

3 группа - интервьюеры

Мы попытались проследить, как же пословица воспитывает и отражает реальную  жизнь людей. Действительно ли она передает бытовые, социальные,  морально – этические народные взгляды.

Опрос учителей, работников школы и гостей показал, что те пословицы, которые они знают  меткие, образные, характеризуют род деятельности каждого. Они  являются их ориентирами по жизни.

Любимые пословицы наших учителей, работников школы и гостей.

1. Делу время, а потехе час (учитель начальных классов)

2. Семеро одного не ждут (учитель начальных классов)

3 .Когда я ем, я глух и нем (Работники столовой)

4. Без труда не выловишь и рыбки из пруда (учитель технологии)

5. Глухому попу два раза в колокол не бьют (учитель физики)

6. Что посеешь, то и пожнешь (учитель русского языка и литературы)

7. Семь раз отмерь,  один – отрежь (учитель технологии)

8. Знать бы где упасть – соломки  бы постелил (учитель географии)

9. Любишь кататься, люби и саночки возить (учитель физкультуры)

10. Кто не работает, тот не ест (учитель математики)

11. Один и тот же человек  не может быть одинаково хорош для всех (зам. дир. по УВР)

12. Все тайное рано или поздно становится явным.  (директор)

Пословицы, которые назвали гости  с определением их  статуса. 

Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что работники школы и гости  знают пословицы, и эти пословицы соответствуют их статусу. Одним словом «Коротко, да ясно оттого и прекрасно».

34. Вопросы, оставшиеся до конца не изученными:

При изучении пословиц мы столкнулись с таким фактом, что есть  пословицы, которые не всегда отражают реальную действительность. Например, «Мороз не велик, а стоять не велит» (а почему бы в несильный мороз и не постоять?), «Всех дел не переделаешь» (Попробуйте сказать эту пословицу целеустремленному исполнительному человеку. Он, двигаясь к своей цели, выполняет всё задуманное). А одна  из пословиц нас заинтересовала особенно - «С миру по нитке, голому рубаха».

     Так же при изучении  данной темы мы увидели, что в современном мире в нашей речи появляется все больше и больше новых оборотов, которые использует практически каждый человек. Причем некоторые новые образные выражения выросли из всем известных старых пословиц.

Например, «Любишь кататься – купи проездной», «Кто рано встает – тот от работы далеко живет», «Флешка есть, ума не надо», «Не откладывай на завтра то, что можно съесть сегодня» и другие. Но пословицы, которые переформулируют в наше время, на наш взгляд,  полны иронии.

35.Почему такое происходит? Почему некоторые недооценивают значения старинных русских пословиц? Мы можем предположить, что некоторые пословицы с течением времени утрачивают свою актуальность и первоначальное значение, в связи с изменением нравственных идеалов и ценностей некоторых отдельных людей и общества в целом.

Поэтому мы решили сделать пособие  для развития интереса к изучению пословиц и поговорок,  а также напомнить  о великой народной мудрости, которая годами воспитывает в нас такие качества как Добро, Любовь, Красота, Истина.

 Практическая часть

36.Прежде чем начать работу мы изучили необходимую литературу через поисковые системы «Яндекс» и «Майл», изучили сайты, на которых имелась информация о пословицах. Нашли достаточно много информации о том, что есть книги - сборники пословиц и поговорок, о них мы упоминали выше в теоретической части. Данное пособие рекомендуется использовать в школе на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

Демонстрация пособия. (презентация работы)

 37.Заключение.

1 группа. В ходе работы над проектом мы  пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

2 группа. Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

3 группа. Пословицы и поговорки,  всегда оставались и останутся актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс.  В любое время пословицы и поговорки будут характерной чертой данного народа, объектом внимания и исследования.

Иногда только при помощи пословицы появляется возможность убедить человека в своей правоте. Иногда она используется, чтобы высмеять какие-то пороки, которые есть в человеке, или осудить его. Меткие слова, которые присутствуют в пословицах, позволяют сделать это гораздо точнее, чем если бы для этого использовался особый монолог.

         Речь современного человека обедняется, если в ней отсутствуют пословицы– истинные алмазы народной мудрости. Они, несмотря на свою распространенность, не банальны. Поэтому людям стоит чаще употреблять эти выражения, чтобы их меткость, моральное содержание, юмор, красота постепенно отпечатывались в сознании. Это поможет сохранить наш   удивительный язык для будущих поколений.

38.Рефлексия

Предлагаю использовав технику «Синквейна» , сделать вывод о пословице.

39.«Делай великое, пока оно еще мало, потому что все

великое начинается с малого.»

            китайская мудрость

  Эта китайская мудрость гласит о следующем: зажжем мы сегодня огонёк интереса к изучению своего родного языка в сердцах наших детей, гордость за свой народ, значит возгорится из искры пламя, и наши дети тоже станут великими поэтами, учёными, изобретателями.  

  Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки о дружбе и вражде

Пословицы и поговорки о дружбе и вражде...

Урок по литературному чтению в 3 классе "Русские народные пословицы и поговорки"

Тема:«Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки»Цель: «образование, развитие, воспитание».Метод работы учителя:эвристический.Формы организации учебной деятельности учащихся: - система в...

Пословицы и поговорки

     Пословицы и поговорки...

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Подборка пословиц и поговорок для отработки орфограмм в начальной школе....

Работа с пословицами и поговорками. мастер класс для учителей

Формирование УУД через этапы работы с пословицами....

Мастер-класс "Пословицы и поговорки"

Мастер-класс"Пословицы и поговорки" для учеников 1-4 классов. Даётся пояснение пословицам и поговоркам.Соотносят начало и конец пословиц,узнают пословицу по рисунку.Знакомство с пословицами и п...

Конспект мастер-класса для обучающихся с ОВЗ (з класс) "Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слоговой структуры слова".

Конспект мастер-класса по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слогового анализа и синтеза».Подготовила учитель ОУ для обучающихся с ОВЗРяз...