Русский язык. «Слова, противоположные по значению (антонимы)»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Скурлатова Надежда Алексеевна

Конспект и презентация урока по русскому языку во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx30.92 КБ
Файл russkiyyazyyk.pptx964.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Слова, противоположные по значению (антонимы)»

(2 класс).

Учитель:  Скурлатова Н.А

Предмет: Русский язык

Тема урока: Слова, противоположные по значению (антонимы)»
Понятия:
«Антонимы»

Цели: Систематизировать представления учащихся  о словах, противоположных по значению,  дать понятие «антоним», обогатить  речь учащихся антонимами разных частей речи.

Задачи:
Предметные
: умение ориентироваться в учебнике и выписывать слова по правилам;

Личностные:  проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:  
познавательные: ориентирование в своей системе знаний, получение новых знаний ( учебник, жизненный опыт, информация с урока), анализ изучаемых фактов ( отличительные признаки); формулирование ответов на вопросы.

Регулятивные: выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь, уважать другую точку зрения, научиться работать в парах( с соседом по парте).

Оборудование:

Для учителя: учебник, рабочая тетрадь «Русский язык» для 2 класса (авторы Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина); конспект урока, ноутбук, проектор, мультимедийная доска, презентация, карточка со словом «антоним»

Для ученика: учебник, рабочая тетрадь «Русский язык» для 2 класса (авторы Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина), тетрадь.

Ход занятия

Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок, ровно встали подтянулись и друг другу улыбнулись. Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Надежда Алексеевна и урок русского языка проведу у вас я. Я очень рада, что провожу этот урок именно в вашем классе.

Приветствие.
Садятся.

Сообщение темы урока

-Послушайте внимательно разговор двух подружек.

Ира: Ну и жарко!

                    Настя : Да ты что? Холодно!

                    Ира : Я вся  покраснела!

                    Настя: А я побелела!

                    Ира: Ты что такая  кислая?

                    Настя: А ты что – сладкая?

                   Ира: Нет, я бодрая. А что это  мы всё спорим: жарко - холодно, покраснела - побледнела, кислая - сладкая? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

                 Настя: Конечно, это слова – спорщики, как мы с тобой.

Ира: Ну и жарко!
Настя : Да ты что? Холодно!

                    Ира : Я вся  покраснела!

                    Настя: А я побелела!

                    Ира: Ты что такая  кислая?

                    Настя: А ты что – сладкая?

Настя : Да ты что? Холодно!

                    Ира : Я вся  покраснела!

                    Настя: А я побелела!

                    Ира: Ты что такая  кислая?

                    Настя: А ты что – сладкая?

Ира: Ну и жарко!

                    Настя : Да ты что? Холодно!

Ира: Ну и жарко!
Настя : Да ты что? Холодно!
Ира : Я вся  покраснела!
Настя: А я побелела!
Ира: Ты что такая  кислая?
Настя: А ты что – сладкая?
Ира: Нет, я бодрая. А что это мы всё спорим: жарко - холодно, покраснела - побледнела, кислая - сладкая? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?
Настя: Конечно, это слова – спорщики, как мы с тобой.

Ира: Ну и жарко!

                    Настя : Да ты что? Холодно!

                    Ира : Я вся  покраснела!

                    Настя: А я побелела!

                    Ира: Ты что такая  кислая?

                    Настя: А ты что – сладкая?

                   Ира: Нет, я бодрая. А что это  мы всё спорим: жарко - холодно, покраснела - побледнела, кислая - сладкая? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

                 Настя: Конечно, это слова – спорщики, как мы с тобой.

Ира: Ну и жарко!

                    Настя : Да ты что? Холодно!

                    Ира : Я вся  покраснела!

                    Настя: А я побелела!

                    Ира: Ты что такая  кислая?

                    Настя: А ты что – сладкая?

                   Ира: Нет, я бодрая. А что это  мы всё спорим: жарко - холодно, покраснела - побледнела, кислая - сладкая? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

                 Настя: Конечно, это слова – спорщики, как мы с тобой.

Ира: Ну и жарко!

                    Настя : Да ты что? Холодно!

                    Ира : Я вся  покраснела!

                    Настя: А я побелела!

                    Ира: Ты что такая  кислая?

                    Настя: А ты что – сладкая?

                   Ира: Нет, я бодрая. А что это  мы всё спорим: жарко - холодно, покраснела - побледнела, кислая - сладкая? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

                 Настя: Конечно, это слова – спорщики, как мы с тобой.

Ира: Ну и жарко!

                    Настя : Да ты что? Холодно!

                    Ира : Я вся  покраснела!

                    Настя: А я побелела!

                    Ира: Ты что такая  кислая?

                    Настя: А ты что – сладкая?

                   Ира: Нет, я бодрая. А что это  мы всё спорим: жарко - холодно, покраснела - побледнела, кислая - сладкая? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

                 Настя: Конечно, это слова – спорщики, как мы с тобой.

Ира: Ну и жарко!

                    Настя : Да ты что? Холодно!

                    Ира : Я вся  покраснела!

                    Настя: А я побелела!

                    Ира: Ты что такая  кислая?

                    Настя: А ты что – сладкая?

                   Ира: Нет, я бодрая. А что это  мы всё спорим: жарко - холодно, покраснела - побледнела, кислая - сладкая? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

                 Настя: Конечно, это слова – спорщики, как мы с тобой.

Ира: Ну и жарко!

                    Настя : Да ты что? Холодно!

                    Ира : Я вся  покраснела!

                    Настя: А я побелела!

                    Ира: Ты что такая  кислая?

                    Настя: А ты что – сладкая?

                   Ира: Нет, я бодрая. А что это  мы всё спорим: жарко - холодно, покраснела - побледнела, кислая - сладкая? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

                 Настя: Конечно, это слова – спорщики, как мы с тобой.

Слушают.

Постановка целей и задач урока

-А вы догадались как называются такие слова?
-Это слова-антонимы.(вывешиваю карточку на доску)
-Посмотрите на экран, прочитайте определение. (Антонимами называют слова с противоположным значением)

-Так какая же тема сегодняшнего нашего урока? (на слайде)

Слушают.

Слова, противоположные по значению (антонимы)»

Практическая деятельность

-А теперь посмотрим такие слова на примере. Договорите строчки стихотворений за мной. (дети отвечают, на слайде появляются ответы:

высоко-низко, далеко-близко, потерял-нашел, трус-храбрец, начало-конец)

-Скажу я слово высоко, а ты ответишь…

-Скажу я слово далеко, а ты ответишь…

-Скажу я слово потерял, и скажешь ты…

-Скажу тебе я слово трус, ответишь ты…

-Теперь начало я скажу, ну, отвечай…

-Молодцы, кто мне еще раз скажет, какие это слова? (показываю на слайд)

-Откроем учебники на странице 33, найдем упражнение под номером 47.

-Прочитайте задание про себя.
-Откроем свои маленькие рабочие тетради, запишем сегодняшнее число. Сегодня у нас 14 февраля, под числом пишем Классная работа. (показываю на доску, проговариваю орфограммы)

-С упражнения в учебнике спишите к себе в тетрадь стихотворные строчки А.Жарова (читаю )
-Кто готов ручку на локоток, что бы я видела, что вы готовы.
-Теперь, обведите слова антонимы. Прочти, что ты обвёл. Молодец.

низко
близко

нашел

храбрец

конец
слова с противоположным значением

Ясные, ненастные  

Физминутка

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.

Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.

Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке

Повторяют движения.

Практическая деятельность учащихся

Беседа по теме

Физминутка

-Поработаем устно. Отложили все ручки, посмотрите на экран.
Даны два столбика, ваша задача найти к каждому слову из левого столбика слово с противоположным значением из правого столбика.


высокий           трусливый
длинный          короткий

прибавить        продавать

смелый             низкий                    

покупать          отнять

-Молодцы, спишите слова парами.
-Кто готов, ручку на локоток, что бы я видела, что вы готовы. Проверяем, читай, какие пары ты выписал. Молодец. Поднимите руку, у кого так?

-А кто нибудь может привести свои слова антонимы. Молодцы.
-Ребята, а как вы думайте, где еще могут быть использованы слова-антонимы?
Вот например, можно ли охарактеризовать животных с помощью антонимов?

Лев-заяц
Муха-слон
Лисица-ворона

-Мы  также можем встретить антонимы, например,  на уроке математики или литературного  чтения?
-На уроках математики какие слова?
- А в сказках встречаются такие слова, как:  шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом.

Встанем, немножко отдохнем, смотрите на экран и повторяйте движения.

-В учебнике на странице 34, найдем упражнение под номером 48.

-Прочитаем стихотворение Г.Сапгира.
-Подбирая к словам с пропущенными буквами проверочное слово, запишем слова-антонимы парами, вставляя буквы.
(вызываю ученика к доске, остальные работают у себя в тетради)

-Молодец, садись, в конце урока подашь дневник.
-Прочитайте про себя пословицы, которые даны после стихотворения. И ответьте на вопрос, какая из пословиц выражает основную мысль данного стихотворения?
Объясни почему.Молодцы.

высокий-низкий;
длинный-короткий;
прибавить-отнять;
смелый-трусливый;
покупать-продавать

(по храбрости)

(по размеру)
(по уму)
да

сложение-вычитание; умножение-деление

Повторяют движения

низко(низок)-высоко(высокий); близко(близок)-далеко(даль);  велико-тяжело(тяжесть);  кислое-сладкое (сладок)

Осуществление контроля

- О каких словах вы сегодня узнали?

- Что такое антонимы?

Отвечают на вопросы.

Оценивание учащихся

Оцените свою работу на уроке. Возьмите смайлики.  

Покажите  зелёный – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания;

жёлтый  - если необходимо ещё поработать над  данной темой;

красный – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.
(активным раздаю наклейки)

Поднимают соответствующий смайлик

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок.

Итог урока

Сегодня мы на уроке узнали, какие слова называются антонимами, научились находить и подбирать их.
На этом наш урок подходит к концу. Спасибо вам за урок.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

футболист , фанат, флаг

Слайд 4

Тема урока: Слова, противоположные по значению (антонимы ).

Слайд 7

трус храбрец

Слайд 9

Высокий Длинный Прибавить Смелый Покупать Трусливый Короткий Продавать Низкий Отнять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова, противоположные по значению (антонимы)

Разработка открытого урока по русскому языку для 2 класса по УМК "Перспектива"...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...

Урок русского языка.2 класс .Программа "Перспектива" Тема урока "Слова противоположные по значению (антонимы )

Данный урок был проведен во время методической недели русского языка. Урок имел свою цель,а именно, показать как можно мотивировать детей,особенно тех кто имеет трудности в обучении.На уроке была созд...

Урок русского языка "Слова, противоположные по значению (антонимы)"

Тип  урока: урок «открытия» новых знаний.Тема урока: Слова, противоположные по значению (антонимы)Цель: Систематизировать представления учащихся о словах противоположных по значению; ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Слова, противоположные по значению. Антонимы." УМК "Перспектива"

Тема урока: Слова, противоположные по значению. Антонимы.Тип урока: открытие нового знания.Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.Цели: - сформировать представление об антонимах, их ...

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме: "Слова, противоположные по значению. Антонимы"

Прозвенел звонок –Начинается урок.Порядок на столе.Порядок в голове.-К уроку мы готовы все!...