Слова, противоположные по значению (антонимы)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Давыдкова Светлана Павловна

Разработка открытого урока по русскому языку для 2 класса по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Антонимы112.87 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык  2 «а» класс, учитель Давыдкова С.П.

Тема: «Слова, противоположные по  значению (антонимы)»

Цель урока:

1.Систематизировать представления учащихся  о словах, противоположных по значению,  дать понятие «антоним», обогатить  речь учащихся антонимами разных частей речи.

2. Узнать, для чего нужны антонимы, какие слова называются антонимами.

3.Учть находить и подбирать антонимы, правильно употреблять антонимы в речи.

Ход урока.

  1. Орг .момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово.

       II. Актулизация знаний.

  1. Орфографическая пятиминутка

/повторение слов на изученные правила по перфокартам/

- Какие орфограммы повторяли?

  1. Минутка чистописания

Н нн Н нн Н нн

Настроение необычайное,

Необыкновенное, изумительное,

Восхитительное.

-  Что мы знаем о букве Нн? Дайте характеристику букве и звукам.

- На какие вопросы отвечают слова …./перечислить все прилагательные/?

-Что они обозначают? /признаки предметов/

- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлых уроках и подумаем, что объединяет все эти слова? /это слова – синонимы/

- А какие слова  в русском языке называются синонимами? /слова, близкие по значению/

    III. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте внимательно разговор двух подружек.

/Сценка./   На улице было прохладно.  Подружки были одеты по-разному.

                    Ира: Ну и жарко!

                    Настя : Да ты что? Холодно!

                    Ира : Я вся  покраснела!

                    Настя: А я побелела!

                    Ира: Ты что такая  кислая?

                    Настя: А ты что – сладкая?

                   Ира: Нет, я бодрая. А что это  мы всё спорим: жарко - холодно, покраснела - побледнела, кислая - сладкая? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

                 Настя: Конечно, это слова – спорщики, как мы с тобой.

- Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о так называемых словах спорщиках.  Вы их все хорошо знаете и употребляете в  своей речи.

- Давайте проверим. Договорите строчки стихотворений за мной.

            Скажу я слово ВЫСОКО,                                                                   


          А ты ответишь:…(низко)    

                                                     

             
                                                                                            Скажу я слово ДАЛЕКО,

  А ты ответишь:…(близко)

                                            А ты ответишь:…(пол)                    
                 
Скажу я слово ПОТОЛОК,                    



Скажу я слово  ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты…(нашёл)

                                                      
Скажу тебе я слово ТРУС,                              
                                                                                       Ответишь ты…(храбрец)


Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай:…(конец).

- А теперь прочитайте слова парами:

высоко - низко

далеко – близко

потолок – пол

потерял – нашёл

трус – храбрец

начало - конец

- Вы уже догадались, что это  не просто слова спорщики, а слова с…. / противоположным значением. / А кто знает научное название таких слов?  /антонимы/

- Вы уже догадались, какова   тема и цель сегодняшнего урока?

/ А Н Т О Н И М Ы /- на доске  слайд 1,2,3.

IV. Работа по теме урока.

- Давайте послушаем и профессора Самоварова и уточним, верны ли наши предположения .

  1. Сообщение  профессора Самоварова./диск слушаем только до цифры 2/

- Какие же  слова называются антонимами? / слова с противоположным значением/

- В одном городе живут  2 приятеля, давайте познакомимся с ними./ слайд 4 и 5/

Задание: Записать слова парами.

солнце – тень

близко – далеко

низко – высоко

- Таких слов  очень много. Давайте посмотрим./слайды 6-12/

       2. Игра «Подбери антонимы»

- А сейчас давайте вспомним двух сказочных героев, которые  также всё делали наоборот и подберём для них антонимы.

/картинки Знайки и Незнайки/

-Если Знайка скажет:   трудиться -  работать                          Незнайка:         отдыхать - лениться

                                          -                                                    

строить      -    ломать

хвалить      -   ругать

хороший  -  плохой

умный – глупый

утро – вечер

плач – смех

правда – обман

/ игра в парах с мячом один Знайка, другой – Незнайка/

- Вы заметили, что антонимы можно подобрать к словам, обозначающим предметы, признаки и действия предметов. /слушаем профессора Самоварова  от цифры 2 до цифры 3/

3. Создание проблемной ситуации и выход из неё.

-Посмотрите на эти пары слов, я считаю, что это тоже антонимы. Права ли я? Докажите.

День – ночной

Добрый – зло

Работать – отдых

/Не являются антонимами, т.к. антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос/

4.работа с учебником

- Очень часто антонимы используют в пословицах и поговорках. Ведь эта народная мудрость воспитывает лучшие качества, лучшее поведение, а это очень удобно делать на примере противопоставлений.

- Мы сейчас с вами поработаем с пословицами.

С.33 упр 46

- Объясните смысл пословиц. Сравните по значению выделенные слова в каждом предложении. /они имеют противоположное значение/

-Выпишите слова парами. / взаимопроверка, самооценка/

- Какие слова называют антонимами?

V.  Физминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. - Ребята, а как вы думаете,  кроме пословиц, где ещё могут быть использованы  антонимы?
— С помощью антонимов можно охарактеризовать например,   животных.
Лев – заяц (по храбрости).
Муха – слон (по величине).
Лисица – ворона (по уму).
Стрекоза – муравей (по трудолюбию).
— Ребята,  мы  также можем встретить антонимы, например,  на уроке математики или литературного  чтения?
— На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)
— В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. )

-Вы знаете, что есть словарь синонимов. Как вы думаете, учёные составили словарь антонимов?

-Да, словарь антонимов составлен. Для школьников существует «Словарь синонимов и антонимов». В первой части вы можете поработать с синонимами, а во второй – с антонимами. Но не к каждому слову в нашем языке можно подобрать антоним, уточнить это можно по словарю, который называется словарь антонимов./

/Профессор Самоваров – цифра 3/

2. работа по учебнику

С. 33- 34 упр.47-48

VII. Рефлексия.

а/  - А теперь давайте поиграем и отгадаем загадки. /слайды 13-22/

б/ задания

- У вас на столах карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика  нужно найти пару – антоним из второго и провести между ними соединительную линию.

1 вариант                                                                                  2 вариант

молодость                  старость                          лёгкий чемодан                    молодой                    

веселье                      грусть                             лёгкая задача                       тяжёлый        

север                         лето                                старый человек                     трудная  

верх                          юг                                    старый учебник                    чёрствый

зима                          низ                                  свежий хлеб                         новый

                                                                        свежая рубашка                   грязная

/проверка заданий игра «Паучок » см. диск/

в/ задания./Если останется время/

Работа с пословицами.
— Найди недостающие слова и восстанови пословицы.

Знай больше, а говори…(меньше).
Ученье — свет, а неученье..(тьма).
Мир строит, а война…(разрушает).

Труд человека кормит, а лень … (портит).

г/ задания

Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши. Здоровый — …, сахар — …, жадность — …, медленный — …, до свидания — …, чёрный — … .


VIII.
Подведение  итогов урока.

 -Итак,  о  каких словах вы сегодня узнали?

- Что такое антонимы?

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

– Посмотрите на 1-е личико. У него хорошее настроение, оно улыбается, у него всё получилось.

– А у 2-го ещё есть трудности, ему грустно. –

Сейчас вы подойдёте  по очереди к доске.
– Если у вас всё получилось на уроке и хорошее настроение – подарите его   первому личику, если были какие – то трудности на уроке и настроение невесёлое, то  другому  личику. Рядом со смайликами напишите своё имя.

                                   

IX. Домашнее задание.

Р.т.с.13 упр 126

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)»

Презентация к уроку русского языка по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...

Урок русского языка.2 класс .Программа "Перспектива" Тема урока "Слова противоположные по значению (антонимы )

Данный урок был проведен во время методической недели русского языка. Урок имел свою цель,а именно, показать как можно мотивировать детей,особенно тех кто имеет трудности в обучении.На уроке была созд...

Русский язык. «Слова, противоположные по значению (антонимы)»

Конспект и презентация урока по русскому языку во 2 классе....

Урок русского языка "Слова, противоположные по значению (антонимы)"

Тип  урока: урок «открытия» новых знаний.Тема урока: Слова, противоположные по значению (антонимы)Цель: Систематизировать представления учащихся о словах противоположных по значению; ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...