РП по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Рабрчая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_russkomu_yazyku_2_kl.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе учебно-воспитательной работы школы для детей с ТНР. Это обусловлено характером и структурой дефекта этих детей, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость учащихся по всем другим предметам.

Нарушения речевого развития у учащихся носят системный характер и затрагивают все компоненты языка (речи): фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику речи. Тяжелые нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребенка, препятствуют его социальной адаптации.

У детей с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи.

В связи с этим в процессе обучения русскому языку учащихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико – фонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов. Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение детьми различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.

        Данная программа переработана и построена на основе АООП НОО вариант 5.2. и учебно методического комплекта по русскому языку автора Т.Г. Рамзаевой с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования УУД, обеспечивающих умение учиться и адресована обучающимся 2 класса. Программа разработана в соответствии с правовыми документами: Закон об образовании РФ и РБ, ФГОС НОО, Приказом Министерства образования № 1089 от 05.03.2004г. На всех уроках обучения русскому языку ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи. Коррекция нарушений устной и письменной речи, закрепление правильных речевых навыков осуществляется на различных уроках специфическими методами и приемами.

Цель курса  - сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

В связи с этим в процессе преподавания русского языка в школе с ТНР ставятся следующие задачи:

  • Повысить уровень речевого развития и общего психического развития детей с ТНР;
  • Закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности, в диалогической и монологической речи;
  • Сформировать у детей фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках чтения, развития речи, произношения;
  • Выработать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
  • Развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Обеспечить профилактику и коррекцию дислексий, дисграфий и дизорфографий у школьников с ОНР, а также коррекцию нарушений устной речи.

     Реализация программы подразумевает широкую вариативность в выборе разнообразных форм работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная, с детьми, нуждающимися в коррекционной работе. Программа предполагает использование объяснительно – иллюстративных, репродуктивных, поисково – исследовательских, игровых методов, создание проблемной ситуации.

В соответствии с учебным планом на изучение курса русского языка во 2 классе отводится 170 часов (по 5 часов  в неделю)

               Планируемые результаты изучения курса "Русский язык"

Личностные результаты:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • положительного отношения к урокам русского языка;
  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • интереса к языковой и речевой деятельности;
  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
  • мотивов к творческой проектной деятельности.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
  • понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
  •  анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  •  осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
  • проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

 Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты:

Общие предметные результаты освоения программы:

  •  представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
  •  представление о значимости языка и речи в жизни людей;
  •  представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
  • практические умения работать с языковыми единицами;
  •  представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
  •  представление о правилах речевого этикета;
  •  адаптация к языковой и речевой деятельности.

Содержание курса

Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.

Речь

Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв "Е", "Ё", "Ю", "Я". Слова с буквой "Э". Согласный звук [Й] и гласный звук [И].

Шипящие согласные звуки

Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы "И", "А", "У" в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Алфавит

Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.

Слово и слог. Перенос слов.

Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.

Предложение и текст

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении. Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте. Заголовок. Опорные слова в тексте. Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.

Мягкие и твердые согласные звуки

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами "А", "О", "У", "Ы", "Э". Обозначение мягкости согласных звуков буквами "Е", "Ё", "И", "Ю", "Я". Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Звонкие и глухие согласные звуки

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.

Ударение. Обозначение гласных звуков

Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.

Разделительный "Ь"

Разделительный "Ь". Сопоставление "Ь" – показателя мягкости согласных и разделительного "Ь".

Двойные согласные

Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.

Слово и предложение. Имя существительное

Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление). Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.

Глагол

Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Имя прилагательное

Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).

Предлог

Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов.

Родственные (однокоренные слова)

 Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор  однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.

Безударные гласные в корне.  Парные согласные в корне

Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Предложение

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам)

Календарно – тематическое планирование по русскому языку

Тема урока

Кол-во час.

Дата проведения

Коррекционная работа

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником.

1

Корректировать знания учащихся о тексте и предложении.

Корректировать знания учащихся о слове и предложении.

Корректировать знания учащихся о слове и слоге.

Корректировать знания учащихся о звуках и буквах.

2 -6

Повторение изученного в 1 классе.

5

7

Входная контрольная работа.

1

8

Речь в жизни человека.

1

Уточнить знания учащихся о речи как средстве общения. Развивать и корректировать устную монологическую речь.

Формировать понятие об устной и письменной речи.

Формировать умение выделять предложение в устной речи.

9

Устная и письменная речь.

1

10

Выделение предложений в устной и письменной речи.

1

11,12

Звуки и буквы.

2

Формировать умение четко различать звуки и буквы, учить сравнивать слова, похожие по звучанию.

13

Гласные и согласные звуки.

1

Уточнить представления учащихся о гласных и согласных звуках.

14

Гласные звуки и буквы.

1

Уточнить представления учащихся о гласных и согласных звуках.

15

Слова с буквой Э.

1

16

Согласные звуки и буквы.

1

Уточнить представления учащихся о  согласных звуках.

17,18

Согласный звук и буква Й.

2

Уточнить представления учащихся о  согласном звуке Й.

19,20

Шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ.

2

Закрепить умение распознавать данные звуки и буквы.

21,22

Сочетание ЖИ, ШИ.

2

Развивать умение правильно писать сочетания ЖИ, ШИ.

23,24

Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу

2

Развивать умения правильно распознавать слова с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

25,26

Слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

2

Развивать умения правильно распознавать слова с сочетаниями  ЧК, ЧН, ЧТ.

27,28

Диктант. Работа над ошибками.

2

29

Алфавит, или азбука.

1

Развивать умение пользоваться алфавитом.

30

Слово или слог.

1

Уточнить представление учащихся о слогах как частях слова.

31

Деление слов на слоги.

1

Развивать умение делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков.

32,33

Перенос слов.

2

Познакомить учащихся с правилом переноса слов.

34,35

Слова, которые переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине.

2

Познакомить с особенностями слов, которые переносить нельзя.

36,37

Предложение как единица речи.

2

Познакомить учащихся с признаками предложения и его использованием в речи.

38,39

Знаки препинания в конце предложения.

2

Развивать умение правильно оформлять предложение на письме.

40,41

Главные члены предложения.

2

Дать представление о подлежащем и сказуемом, их признаках и взаимосвязи.

42

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

Контроль и учет знаний учащихся.

43

Работа над ошибками.

1

44,45

Закрепление изученного.

2

II четверть

1

Общее понятие о тексте.

1

Развивать умение отличать предложение от текста.

2

Виды текстов.

1

Развивать представление о видах текста по цели высказывания.

3

Структурные части текста – повествования.

1

Познакомить со структурой текста-повествования.

4-6

Повторение изученного о тексте и предложении.

3

Формировать навыки деления текста на части.

7

Составление рассказа по картинкам.

1

Развивать умение составлять повествовательный текст.

8-10

Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

3

Развивать умение различать твердые и мягкие согласные звуки.

11,12

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с ь.

2

Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках.

13

Контрольный диктант.

1

Контроль и учет знаний учащихся.

14

Работа над ошибками.

1

Формировать умение работать над ошибками.

15-18

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные.

4

Развивать умение различать звонкие и глухие согласные.

19

Ударение. Ударный и безударный слог.

1

Уточнить знания об особенностях ударного слога и роли ударения в речи.

20

Обозначение гласных звуков.

1

Развивать умение сравнивать гласные звуки в ударном и безударном слогах форм одного и того же слова.

21,22

Правописание проверяемых гласных в безударных слогах.

2

Формирование умения распознавать слова с проверяемыми безударными гласными, подбирать проверочные слова.

23,24

Проверка безударных гласных в корне слова.

2

Формировать умение подбирать проверочное слово и обосновывать написание слов с безударными гласными в корне.

25,26

Правописание проверяемых и непроверяемых  гласных в безударных слогах.

2

Формировать умение правильного написания слов.

27,28

Правописание слов с безударными гласными

2

Формировать умение правильного написания слов.

29,30

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

2

Контроль и учет знаний учащихся.

31

Закрепление изучен.

1

Развитие письменной речи

32,33

Обучающее изложение.

Работа над ошибками.

2

Формировать умение работать над ошибками.

34,35

Систематизация знаний

за I полугодие.

2

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ

МАТЕРИАЛ

 ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

I  четверть.

Контрольный диктант №1

Цель: проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами под диктовку.

Летом.

     Солнце сильно грело землю. День был жаркий. Ребята пошли в лес. Девочки стали рвать ягоды и петь песни. Мальчики играли в жмурки. Всем было весело.(25 слов).

Грамматическое задание:

  1. Выпишите первое предложение, подчеркните буквы, которые обозначают согласные звуки.
  2. Выпишите гласные буквы из второго предложения.
  3. Найдите в тексте и подчеркните односложные слова.

  Контрольный диктант №2    

Цель: повторить и закрепить изученный материал; проверить знания учащихся.

Художник.

   У Миши Чадова карандаши и краски. Миша хорошо рисует животных.Вот кот Рыжик. А вот пушистая лисица. На елочке белочка грызет шишку. Чудесные рисунки у Миши.(26 слов)

Грамматическое задание:

  1. Разделите слова для переноса.

1.вариант-дорожка, ежик, чайник.\

2. вариант- чайка, язык, песенка.

  1. Подберите и запишите пять слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА,ЩА, ЧУ,ЩУ,ЧК,ЧН по выбору.
  2. В пятом предложении подчеркните главные члены

II четверть.

                          Контрольный диктант №3    .

Цель: проверить навыки правописания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, умение раздельно писать слова и предлоги со словами, ставить знаки препинания в конце предложения.

Зимой.

    Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки катят снежный ком. Они лепят зайца. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Яша сидит дома. Он болен. Мальчик смотрит в окно.

Грамматическое задание:

  1. Во втором предложении найдите и подчеркните главные члены.
  2. В третьем предложении подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
  3. Разделите слова для переноса.

Крыльцо, Игорь, девочки, зайца.

Проверочный диктант №4

Цель: проверить умение писать двухсложные слова с безударными гласными.

Зима в лесу.

    Зима. Мороз. С неба летят пушистые снежинки. Снег укрыл пни и кусты.

Толстый лед сковал  ручей. Настали ясные деньки. Детвора идет бегать на лыжах и на коньках. Хорошо зимой!

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными, подчеркните орфограмму, подберите проверочные слова.
  2. В третьем предложении подчеркните главные члены.
  3. Выписать слова с сочетаниями ЖИ, ШИ.

  Контрольный диктант №5

Цель: Проверить навыки написания слов с мягким знаком,  безударными гласными, парными согласными.    

    Декабрь. Скоро Новый год. Ночью была вьюга. Сильный мороз. На реке лед.

    В комнату внесли большую елку. Ребята сами делают игрушки. Вот на лесной красавице хлопушки, бусы, бумажные цепи, кольца. Мальчики вешают звездочки. Нарядная елка!

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста два слова с мягким знаком.

Первое слово-с разделительным мягким знаком, второе- с мягким знаком-показателем мягкости.

  1. Подчеркните главные члены в седьмом предложении.
  2. Выписать слова, которые нельзя переносить.

Ключевые слова:

•        Звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, речь, текст.

•        Гласный и согласны звуки. Твердый – мягкий, глухой – звонкий согласные звуки, ударный и безударный гласный, свистящие и шипящие согласные;

•        предлог;

•        состав слова;

•        графическая схема;

•        ударение, ударный и безударный слог;

•        правило;

•        Рассказ, пересказ, изложение, сочинение;

•        типы текстов;

•        части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...