Конспект урока по русскому языку. "Обобщающий урок по теме "Глагол""
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Медведева Наталья Владимировна

Обобщающий урок по теме "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yazyk_.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Обобщение по теме «Глагол».

Цель : Закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжений, развивать мышление, речь, внимание, память.

Встали ровно. Показали мне свои красивые глазки. Улыбнулись друг другу. Для того, чтобы четко правильно говорить, предлагаю дыхательную гимнастику. Делаем глубокий вдох. На выдохе – произносим звуки.

ГЛАГОЛ

Какое слово получилось?

Давайте запишем это слово в тетради посередине

Арина- работа с толковым словарем. ( глагол ).

            С помощью слухового  диктанта определим тему урока и проверим как вы умеете давать характеристику звукам.

1 группа – глухие согласные.

2 группа – звонкие согласные

3 группа –гласные без ударные

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

                                                           РЕБУСЫ

                  ↓                                             ↓                                       ↓      

Признаки                                            Значение                           Роль

1 ряд                                                      2ряд                                  3ряд

  • Определите тему урока.
  • Какие и когда у нас возникают затруднения?
  • Что на уроке нужно сделать, чтобы вся информация легко запоминалась.

( когда выполняем морфологический разбор)

Когда составляем Кластер – ГЛАГОЛ- предлагаю записать приветствие  с сегодняшним днем.

Комментирует Гистам.

Здравствуй, пятница!

Какие это слова? (словарные)

    Да, эти слова невозможно проверить. Их нужно запомнить.

Предлагаю работу в группах над словарными словами.

Группа 1. Заполняют сразу Кластер.

В данных фразеологизмах найдите ГЛАГОЛ – исключение 2 спряжения, который поворяется.

Объясните любой из фразеологизмов.

Держать себя в руках.

Держать кулачки.

Так держать!

Держать слово.

Группа 2. Второе спряжения

Найдите в котором все согласные обозначают мягкий согласный звук слова для справок: ВИСЕТЬ, ОБИДЕТЬ,ПОСТРОИТЬ,

Задания для 3 Группы.

Найдите слово по описанию

1). Приставка, как в слове дуб.

2). Корень, как в слове Вертушка

3). Суффиксы, как в слове смотреть

4). Окончание, как в слове нос. Вертеть.

Задание для 4 группы.

Выбрать словарное слово по следующим морфологическим признакам :

1). …. – глагол, что делать?; действие.

2). Н.ф. - …  .

3). Пост. призн. : несов. вид., 1 спряжение, глагол – исключение.

4). Непост. призн. –

5). В предложении является сказуемым.

ГОРЕТЬ, РЕШАТЬ,БРИТЬ,ЖУЖЖАТЬ

Задание для 5 группы.

Найдите слово, состав которого соответствует схеме:

Зажужжит, заморозить, порешала, волноваться.

На доске находятся рисунки, на которых записаны словарные слова. Давайте мы поработаем с вами и запишем их в тетради:

ДЕРЖАТЬ, ВЕРТЕТЬ, БРИТЬ, ЗАМОРОЗИТЬ.

                              Работа по алгоритму

            ( открыли папки с алгоритмами).

1). Прочитай слово по слогам;

2). Поставь ударение.

3). Подчеркни орфограммы ( ошибкоопасные места).

Ребята, словарные слова помогут нам в работе с КЛАСТЕРОМ.

С ПОМОЩЬЮ СЛОВАРНЫХ СЛОВ ОПРЕДЕЛИМ.

                                                    ГЛАГОЛ

      ↓                                                ↓                                   ↓

Общее грам. Значение             вопросы                      синтаксич. роль в предложении.

Предлагаю самостоятельно продолжить КЛАСТЕР, работая с морфологическими признаками. Входе работы над признаками  будем дополнять, исправлять, изменять ваши КЛАСТЕРЫ. Если кто- то испытывает затруднения. Можно пользоваться папкой, в которой находятся алгоритмы и правила.

Камиллу и Ариночку попрошу поработать с кластером, на платформе Учи.ру. Результат попрошу предьявить по завершению работы.

Ариночку попрошу составить « тонкий » вопрос и записать в тетрадь. Перечислите морфологические признаки глагола.

Камиллу попрошу самостоятельно придумать «толстый» вопрос и ответить на него.

Дайте три объяснения, почему слово ТРЕВОЖИТЬ является глаголом?

Предлагаю открыть тетради по морфологическим разборам. Что общее между этими словами? Это глаголы в неопределенной форме. Что мы знаем?

Мы знаем, что эти глаголы не изменяются. У них нет  окончаний. У них есть глагольные суффиксы  ть, ти, чь.

Найдем глагол, который, на ваш взгляд, отличается от других?

( брить, потому что это- глагол – исключение, относится к 1 спряжению. Что мы можем записать в КЛАСТЕРЕ? ( в кластере мы можем записать только постоянные признаки вид и спряжение.)

Это упражнение по чистописанию. Ребята, чем оно интересно?

Ешь … ет … ем …

Ишь … ит… им

( это – личное окончания глаголов 1 и 2 спряжения.)

Спишите это упражнение и допишите недостающие окончания 1 и 2 спряжения.

Самопроверка ( на обратной стороне карточки)

ешь, ет, ем, ете, ут, ют.

ишь, ит, ите, ат, ят.

                                             ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ПОСМОТРИТЕ ВО КРУГ.

( ищем только глазками.)

Какое задание можно придумать к этим ГЛАГОЛАМИ?

( ЧИТАЮ- ЧИТАЕМ, ИГРАЮ – ИГРАЕМ, ДУМАЮ- ДУМАЕМ.)

Эти глаголы изменяются по числам.

Предлагаю дополнить КЛАСТЕР.

Сейчас мы свами будем работать над непостоянными признаками ГЛАГОЛА.

РАССМОТРИТЕ СХЕМЫ СЛОВ. (на доску)

 Что вы можете … ( стр. учебника)

Придумайте к каждой схеме глагол.

Соотнесите  карточки к схемам.

Действие,которое происходит сейчас,в момент речи.

Действие,которое происходило до момента речи.

Действие,которое произойдет после момента речи.

Прошу вас еще раз дополнить предложение: «Глагол имеет 3 формы времени, которые показывают, когда происходит действие.»

Я предлагаю вам прослушать инсценирование, о чем звери говорят после долгой зимы. В ходе инсценирования учащиеся 1 ряда записывают глаголы прошедшего времени, 2 ряд – настоящего, 3-й ряд – будущего.

ЕЖ: Я спал. Похудел.

Белка: Я так хорошо себя чувствую. Много ем орешков.

Волк: Худо мне с такой едой. Увижу обед у пня-а он убежит от меня.

Медведь: Слышу,   капает. В темноте пошарил лапой, вскочил. Не до сна.

1 ряд прошедшее время                        настоящее время                       будущее время  

Спал                                                                чувствую                                         увижу

Похудел                                                         ем                                                     убежит

Пошарил                                                       слышу

Вскочил                                                         капает

  • Как изменяются глаголы в прошедшем времени? ( число,род- в ед. числе)
  • Как изменяются глаголы в настоящем времени? ( по лицам и числам)
  • Как изменяются глаголы в будущем времени?( по лицам и числам)

Заполните КЛАСТЕР. Ту гроздь, в которой у вас затруднения, прошу выделить другим цветом.

Давайте послушаем консультантов, которые работали на платформе Учи.ру. Какие вы можете внести изменения, дополнения  в КЛАСТЕР? Сравните, в чем сходство и различие в нашем КЛАСТЕРЕ и в кластере на платформе «Учи.ру»

( ответы консультантов)

Какова была тема нашего урока?

Какие были затруднения в начале урока?

Достигли мы цели?

СИНКВЕЙН. (в итог урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Обобщающий урок по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного».

Закрепление умения писать слова с изученной орфограммой  (правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного), графически объяснять выбор написания....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Конспект урока по русскому языку Тема урока: «Склонений – три. А спряжений?» 4 класс УМК «Гармония»

2. Методическая характеристика учебного занятияДанный урок по русскому языку разработан по УМК «Гармония» для  учащихся  4 класса. При планировании урока применен деятельностный метод, при к...

Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...

Конспект урока "Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела. "

Предмет: Литературное чтениеКласс: 4Тема урока: Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела.Цели урока: познакомить обучающихся с новым разделом;Планируемые результаты:• Предмет...

Русский язык. Обобщающий урок. Морфологический разбор глагола. 3 класс

Цели деятельности: закрепление знаний о глаголе; формирование знаний о алгоритме морфологического разбора глагола; формирование умений выполнять морфологический разбор глагола с применением алгоритма....