Учебно-методическая разработка по русскому языку 2 класс по теме:" Обобщение знаний об имени существительном"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Поцепня Светлана Сергеевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_znaniy_ob_imeni_sushchestvitelnom.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Учитель: Поцепня Светлана Сергеевна.

Тип урока: Урок обобщения систематизации знаний

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном

Цели: обобщить знания детей об имени существительном, находить эту часть речи среди других слов, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, определять их число, проверить навык употребления заглавной буквы в именах собственных.

Планируемые результаты

  • личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • предметные: систематизировать знания об имени существительном как словах, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? что?; повторить правописание словарных слов, опираясь на знания об имени существительном, учить методам и приёмам самопроверки.

       

Оборудование: Русский язык: 2 класс, 2 часть: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г.; доска, экран.

 

Этап урока

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Мотивационный

Словесный: слово учителя

- Здравствуйте, ребята!

А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Ведь прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.

 Приветствуют учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Л: Самоопределение.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы; учебный диалог.

Наглядный: учебная презентация.

   -Запишите в тетрадях сегодняшнее число: «24 февраля. Классная работа.»

Актуализация ранее изученных знаний

-Скажите, какую часть речи мы с вами изучаем? (имя существительное).

-Чтобы вспомнить всё, что мы изучили по этой теме, нам надо систематизировать и обобщить свои знания.

- Кто сможет сформулировать тему урока?

Тема: «Обобщение знаний по теме «Имя существительное».

Цель урока? Выберите цель урока из предложенных.

  • Познакомиться с новым произведением.
  • Повторить материал по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
  • Закрепить и обобщить полученные знания по теме «Имя существительное».

Писать каллиграфически.

Вести учебный диалог.

Формулировать тему урока.

Определять задачу урока.

Ставить задачи урока, используя опорную запись.

К:  планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

К: осознанное построение речевого высказывания.

Решение частных задач

Наглядный: учебная презентация.

Практический: выполнение устного упр.

Словесный: учебный диалог.

Практический: выполнение устн. и  письм. упр.

Практический: выполнение письм. упр.

Словесный: учебный диалог.

Словесный: учебный диалог.

- Вспомните, что вы знаете о существительном и предположите, чем будем заниматься на уроке. Дополните высказывания:

  • Находить…( имена существительные)
  • Определять их … (род, число, падеж)
  • Распределять по группа  на…( одушевлённые и неодушевлённые, нарицательные и собственные)

-Я думаю, вы уже многое знаете. Давайте проверим ваш запас знаний. Поиграем в игру «Светофор». Внимательно слушайте высказывания, если согласны с ним, поднимаете правую руку, нет – левую.

1)Имя существительное обозначает признак предмета. (Да)
2) Имя существительное отвечает на вопросы Кто?Что? (Да)
3)Имя существительное изменяется по родам. (Нет)
4) У него 8 падежей ? (Нет) 
5) Склонение – это изменение существительных по падежам? (Да)
6) Имя существительное бывает собственное и несобственное. (Нет)
7)Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное. (Да)
8)В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом. (Нет)


- Кто попробует полностью рассказать всё, что знает об имени существительном?

-В течение всего урока будем заполнять лист самооценки. После каждого выполненного задания будем ставить +, если хорошо справились с заданием; -, если ещё есть затруднения.

- Сегодня отправимся в гости к героям сказочной повести Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

-В какой деревне они жили? (Простоквашино). Отправимся и мы туда.

-Отгадайте, куда же мы попали? Перед вами слово в «звуковом» костюмчике. Выберите для него «буквенную» одежду. Докажите свой выбор.

ограда

город

[АГАРОТ] огород

- Запишите слово огород, покажи орфограммы, поставь слово в форму множественного числа и запиши его.

- Выполните самопроверку по эталону:

огород – огороды.

-Что повторили, выполняя это задание?

- Кто не совершил ошибку выполняя это задание? Найдите в листе самооценки колонку «число»  и поставьте плюс. У кого возникли затруднения? Поставьте минус напротив этой колонки.

-Ребята, на досках забора огорода в Простоквашино висят какие-то объявления. Я буду вам их читать, а вы должны угадать автора этого объявления, который является героем произведения Э.Успенского:

  1.  «Продаю ружьё для фотоохоты. Недорого» (Пёс Шарик)
  2. «Предлагаю почтовые услуги: разнос газет, журналов, посылок, вручение телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами». (Почтальон Печкин)
  3. «Реализую молокопродукты высокого качества. Производитель: ферма «Мурка». (Кот Матроскин)

По ходу отгадывания открывается запись:

(п,П)ёс (ш,Ш)арик;

 (п,П)очтальон (п, П)ечкин;

 (к, К)от (м, М)атроскин.

Что общего у этих слов? Это слова какой части речи ?

-Какая работа предстоит? (распределить на собственные и нарицательные, записать в 2 столбика).

Взаимопроверка (в парах) по эталону:

Нариц. Собств.

пёс Шарик

почтальон Печкин

кот Матроскин

- Что повторили о именах существительных, выполняя это задание?

-Какие существительные относят к именам собственным?

-Нарицательным? Поставьте знак на листе самооценки в колонку «Собственные и нарицательные»

Отвечать на вопросы.

игра «Светофор».

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение.

Самопроверка.

Выполнять упражнение.

Слушать учителя.

Вести учебный диалог.

Взаимопроверка.

Вести учебный диалог.

Классифицируют слова на 2 группы

Взаимопроверка со слайда

П: анализ.

Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: анализ.

П: анализ, определение основной и второстепенной информации.

Р: контроль, оценка

П: анализ, сравнение, классификация, определение основной и второстепенной информации.

Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Р: контроль, оценка

Динамическая пауза

- Какие ещё бывают существительные? (одушевлённые и неодушевлённые).

-Я предлагаю вам поиграть. Я буду называть имена существительные. Вы внимательно слушаете каждое слово, думаете, к какой группе оно относится. Если это одушевлённое существительное – хлопаете 1 раз, если неодушевлённое – топаете.

Итак, внимание: телёнок, посылка, печь, почтальон, корова, галчонок, шкаф, фоторужьё, бобрёнок, велосипед, дядя Фёдор, весна.

-Что повторили, выполняя зарядку? (Одушевлённые и неодушевлённые существительные)

-Какие существительные относят к одушевлённым? К неодушевлённым?

-Поставьте знак на оценочном листе в колонке Одушевлённые и неодушевлённые

Определять одушевленные и неодушевленные имена существительные;  выполнять физ. упражнения

Решение частных задач

Практический: выполнение письменного упр.

Наглядный: раб.тетр.,  карточки.

Практический: выполнение письменного упр.

- Переходим к выполнению упражнений в ваших тетрадях на печатной основе. Найдите № 71 на стр. 33.

- Прочитайте задание. Вам нужно прочитать текст и подчеркнуть в нем имя существительное, одушевленное нарицательное.

- Посмотрите на слайд. У вас должно быть подчеркнуто слово «бабушки».

- Если вы справились с этим заданием,  поставьте + в лист самооценки напротив этого номера.

- Прочитайте задание к упр. 72. Вам даны признаки имени существительного, вам нужно подобрать слова. Приступайте к выполнению задания.

- Поменяйтесь с соседом тетрадями, и пусть он проверит правильность выполнения вашей работы, и поставит +  или – в ваш лист.

- Сегодня мы провели с вами большую работу  по обобщению наших знаний.

- На партах у вас лежат карточки со схемой, вам нужно ее дополнить. Работаем в парах.

- Кто желает продемонстрировать свою схему?

Выполнять упражнение.

Самопроверка.

Выполнять упражнение.

Оценивать правильность выполнение упражнения одноклассником.

Дополнять схему.

Работать в паре.

Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: анализ.

Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: контроль, коррекция, оценка.

- Сегодня я предлагаю вам самостоятельно выбрать себе задание из 3-х предложенных. Они отличаются по степени сложности.

 - На желтых листочках -  легкое. На синих -  средней сложности. На красных -  сложное домашнее задание. Прежде, чем выбрать себе работу, оцените свои силы, ведь вы получите за это оценку.

Записывать д.з.

Итог урока.

Рефлексия

(по содержанию)

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ.

- Давайте вспомним все выполненные задания на уроке и оценим свою работу. Положите перед собой оценочный лист.

-Давайте наши знания оформим на грядке.

- Те ребята, у которых за большинство заданий - +, «посадят» овощи красного цвета, те, у кого ещё остались вопросы – зелёного.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что мы знаем об именах существительных?

- Ребята, вы хорошо потрудились! Сдайте мне свои листы самооценки. Спасибо за урок!

Обобщать изученное.

Оценивать свою деятельность на уроке.

П: строят речевое высказывание.

Р: осуществляют итоговый контроль

Р: оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Русский язык (4 класс) Тема. Обобщение сведений о падежах имен существительных.

обобщить знания учащихся об особенностях падежей; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддер...

Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)...