Методическая разработка "Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Спасская Ирина Ивановна

Памятка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  КАКОЙ?  КАКАЯ?  КАКОЕ?  КАКИЕ?  (или  ЧЕЙ?)

Начальная форма имени прилагательного: Им. падеж, ед. число, муж.род

Признаки предмета, которые обозначают прилагательные

Цвет

голубой, синий

Величина

большой, маленький, огромный

Возраст

старый, молодой, юный, пожилой

Вес

тяжёлый, лёгкий, невесомый

Признак по времени

сегодняшний, вчерашний, летний, зимний

Признак по материалу

шёлковый, железный, деревянный

Признак по месту

школьный, городской, приморский

Признак по назначению

учительский, ученический

Признак по назначению

папина (шляпа)

Имя прилагательное всегда связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже что и существительное, то есть  согласуется с ним.

Вопрос всегда ставиться от существительного к прилагательному - Тополь ( какой?) старый.

Запомни: имена существительные изменяются по числам и падежам

                 имена прилагательные изменяются  по числам, падежам и родам

Чтобы определить род, число, падеж имени прилагательного сделай так:

1. Найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Определи число, род , падеж имени существительного.

3. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже

Сильный ветер качал верхушки деревьев.

сильный ветер: ветер –      ед.ч.,  м.р., И.п.

                             сильный - ед.ч., м.р.,  И. п.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  КАКОЙ?  КАКАЯ?  КАКОЕ?  КАКИЕ?  (или ЧЕЙ?)

Начальная форма имени прилагательного: Им. падеж, ед. число, муж.род

Признаки предмета, которые обозначают прилагательные

Цвет

голубой, синий

Величина

большой, маленький, огромный

Возраст

старый, молодой, юный, пожилой

Вес

тяжёлый, лёгкий, невесомый

Признак по времени

сегодняшний, вчерашний, летний, зимний

Признак по материалу

шёлковый, железный, деревянный

Признак по месту

школьный, городской, приморский

Признак по назначению

учительский, ученический

Признак по назначению

папина (шляпа)

Имя прилагательное всегда связано с именем существительным и стоит в том же роде , числе и падеже что и существительное, то есть  согласуется с ним.

Вопрос всегда ставиться от существительного к прилагательному- Тополь ( какой?) старый.

Запомни: имена существительные изменяются по числам и падежам

                 имена прилагательные изменяются  по числам, падежам и родам

Чтобы определить род, число, падеж имени прилагательного сделай так:

1. Найди имя существительное , к которому относится имя прилагательное.

2. Определи  число, род, падеж имени существительного.

3. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже

Сильный ветер качал верхушки деревьев.

сильный ветер: ветер –       ед.ч., м.р., И.п.

                             сильный -  ед.ч., м.р., И. п.

Морфологический разбор имени существительного

  1. Часть речи
  2. Начальная форма ( И.п., ед.ч.)
  3. Число
  4. Собственное или нарицательное
  5. Одушевленное или неодушевленное
  6. Род
  7. Склонение
  8. Падеж
  9. Роль в предложении

Зимний лес спит, заколдованный стужей и снегам.

Лес – сущ., (что? лес), ед.ч., м.р., 2 скл., И.п., подлежащее.

Стужей – сущ., (что? стужа), ед.ч., ж.р., 1 скл.,

Тв. п., дополнение.

Снегами – сущ., (что? снег), мн.ч., м.р., 2 скл., Т.п., дополнение

Морфологический разбор имени прилагательного

  1. Часть речи
  2. Начальная  форма ( И.п., ед.ч.)
  3. Число
  4. Род ( по роду существительного)
  5. Падеж ( по падежу сущствительного)
  6. Роль в предложении ( определение)

В пасмурную погоду белоснежные  лилии прячутся в воду.

В пасмурную (погоду) – прил., ( какая? пасмурная), ед.ч., ж.р., В.п., определение.

Белоснежные лилии – прил., (какая? белоснежная), мн. ч., И.п., определение

Морфологический разбор имени существительного

1. Часть речи

2. Начальная форма ( И.п., ед.ч.)

3. Число

4. Собственное или нарицательное

5. Одушевленное или неодушевленное

6. Род

7. Склонение

8. Падеж

9. Роль в предложении

Зимний лес спит, заколдованный стужей и снегам.

Лес – сущ., (что? лес), ед.ч., м.р., 2 скл., И.п., подлежащее.

Стужей – сущ., (что? стужа), ед.ч., ж.р., 1 скл.,

Тв. п., дополнение.

Снегами – сущ., (что? снег), мн.ч., м.р., 2 скл., Т.п., дополнение

Морфологический разбор имени прилагательного

1. Часть речи

2. Начальная  форма ( И.п., ед.ч.)

3. Число

4. Род ( по роду существительного)

5. Падеж ( по падежу сущствительного)

6. Роль в предложении ( определение)

В пасмурную погоду белоснежные  лилии прячутся в воду.

В пасмурную (погоду) – прил., ( какая? пасмурная), ед.ч., ж.р., В.п., определение.

Белоснежные лилии – прил., (какая? белоснежная), мн. ч., И.п., определение

Морфологический разбор имени существительного

1. Часть речи

2. Начальная форма ( И.п., ед.ч.)

3. Число

4. Собственное или нарицательное

5. Одушевленное или неодушевленное

5. Род

6. Склонение

7. Падеж

8. Роль в предложении.

Зимний лес спит, заколдованный стужей и снегам.

Лес – сущ., (что? лес), ед.ч., м.р., 2 скл., И.п., подлежащее.

Стужей – сущ., (что? стужа), ед.ч., ж.р., 1 скл.,

Тв. п., дополнение.

Снегами – сущ., (что? снег), мн.ч., м.р., 2 скл., Т.п., дополнение

Морфологический разбор имени прилагательного

1. Часть речи

2. Начальная  форма ( И.п., ед.ч., м.р.)

3. Число

4. Род ( по роду существительного)

5. Падеж ( по падежу сущствительного)

6. Роль в предложении ( определение)

В пасмурную погоду белоснежные  лилии прячутся в воду.

В пасмурную (погоду) – прил., ( какая? пасмурная), ед.ч., ж.р., В.п., определение.

Белоснежные лилии – прил., (какая? белоснежная), мн. ч., И.п., определение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка по теме: "Склонение имен прилагательных"

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний...

Методическая разработка урока русского языка «Определение безударных окончаний имен прилагательных»

УМК «Гармония»4 классЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных...

Методическое пособие. «Влияние изучения имени прилагательного на уроках русского языка на развитие речи учащихся 2 класса»

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками....

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Ра5 последовательных методических разработок уроков по ЛОО (охватывающих темы раздела «Части речи. Правописание. Имя прилагательное», 4 класс

5 последовательных методических  разработок уроков по ЛОО (охватывающих темы раздела «Части речи.  Правописание. Имя прилагательное», включая дидактический материал, презентация к каждому ур...

Ра5 последовательных методических разработок уроков по ЛОО (охватывающих темы раздела «Части речи. Правописание. Имя прилагательное», 4 класс

5 последовательных методических  разработок уроков по ЛОО (охватывающих темы раздела «Части речи.  Правописание. Имя прилагательное», включая дидактический материал, презентация к каждому ур...

Ра5 последовательных методических разработок уроков по ЛОО (охватывающих темы раздела «Части речи. Правописание. Имя прилагательное», 4 класс

5 последовательных методических  разработок уроков по ЛОО (охватывающих темы раздела «Части речи.  Правописание. Имя прилагательное», включая дидактический материал, презентация к каждому ур...