Склонения имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Полянко Елена Зыгмонтовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skloneniya_im._sushch.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

По русскому языку по теме:

«Склонения имен существительных»

Выполнила

Полянко Е. З.


Тема: «Склонение имен существительных».

Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

Обучающие цели

-   ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:    

-  формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

-  развитие интереса к предмету

Воспитывающие:  

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в группах ,в парах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

Задачи:

  1. Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
  2. Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
  3. Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

 формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

 Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;  адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

формулировать собственное мнение.

 

Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-Трудности преодлолеваются ,если человек все делает с хорошим настроением

-У вас на столе лежат солнышко и тучка .

-Посмотрите какая из карточек отражает ваше настроение выбирете её и покажите

-Актуализация знаний и постановка задачи урока

На столах лежат оценочные листы ,в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе

-У вас на столах лежит карточка .Я задаю вопросы ,если вы знаете ответ на вопрос ,то ставите +,если нет –

1.Знаете ли вы ,что имя сущесвительное отвечает на вопрос кто? что?

2.Знаете ли вы, что имена сущесвительные могут стоять в форме единственного и множественного числа

3.Знаете ли вы,что сущесвительные бывают разного рода?

4.Знаете ли вы ,падежи имен сущесвительных?

5.Знаете ли вы.что такое склонение?

6.Знаете ли вы,что в русском языке есть три типа склонения?

-Есть ли такие вопросы ,где вы поставили минус?

-Как вы думаете какая тема нашего урока?

-А какова цель урока? Сформулируйте задачи урока.

-Ребята ,как вы понимаете слово склонение?

-Давайте ,найдем определение этого слова  в толковом словаре?(нет)

-А теперь ребята .откройте учебник на стр.88 ,давайте прочитаем,какое определение этого слова дается в учебнике

-какую информацию получили

-Давайте запишем это слово себе в тетрадь ,поставим ударение ,подчеркнем безударную гласную,разделим на слоги

-Попробуйте подобрать родственные слова (склонять ,склоняемые)

-Это слово будет встречаться в русско языке ,поэтому запомните его значение

Что значит имя существительное склоняется?

-Сейчас я предлагаю поработать в группах.

-Давайте вспомним правила работы в группе-Проведем как ученые исследования и дляя этого поработаем по карточкам(измените предложенные сущ.по падежам

Просклонять слово -----,выделить окончание

степь

И.п.

вода

Р.п.

земля

Д.п.

Миша

В.п.

Петя

Т.п.

огонь

П.п.

море

Проверка на доске

Координаторам вписать таблицу только окончания

                                                 

                                        Ж.р.                                                 м.р                              с.р.

И.п.

-

а

я

а

я

-

е

Р.п.

и

ы

и

и

и

я

я

Д.п.

и

у

е

е

е

ю

ю

В.п.

-

у

ю

у

ю

-

е

Т.п.

ю

ой

ей

ей

ей

ём

ем

П.п.

и

е

е

е

е

е

е

-Проверим по группам

-_Вы сейчас были учеными исследователями. Вывод мы оформили в таблицу

-Что делали в ходе исследования ?(изменяли имена сущ. по падежа)

-Что такое склонение ?

-Кто внимательный ? В каком роде (в каких столбиках )есть похожие окончания?

-Можно ли объядинить эти сущ. по схожным окончаниям ?

-Можно сказать ,что сущ. ж. и м. р.   С  окончаниями –а,-я(в нач.форме)относятся к одному склонению) (обозначим 1 скл.)

-Какие сущ. могут относиться ко второй группем.р. с нулевым окончаниеми с.р.)обозначим 2 скл.

-Какая группа осталась?(ж.р. с нулевым окончанием)

-Итак как ученые исследователи сделайте вывод

_От чего зависит определение склонения существительного ?(от рода и окончания)

-По какой форме сущ. узнают склонение ?(поначальной форме И.п.)

-Какие сущ.относятся к 1,ко 2,к 3 скл.

Первичное закрепление.Работа с учебником  Прочитайте вывод в учебнике

-Заполняем памятку в печ.теради (правило )

Рассказывают друг другу правило. Оценивают друг друга

Физминутка

Что надо знать ,чтобы определить склонение ?(род)

Условия игры: Если я говорю слово   ж.р. –хлопают девочки.

                                                                     м.р. –хлопают мальчики

                                                                     с.р. все приседают

(стол.парта.окнр,книга.пенал,облако,карандаш,портфель,слово,кресло,мама,Коля,Таня.колесо,коньки)

-Итак.какой секрет имен сущ. мы узнали ?

-Сколько в русском языке склонений?

_Что мы должны уметь делать?(определять тип склонения)

-На что будем опираться при определение склонения) (род и окончания)

Попробуем применить новы знания упр.159.

1вариант  выписывают ж.р.

2 вариант выписывают м.р.

Проверка :оцените себя

-А у доски работают по заданию ---------- оцените работу

-На компьютере работают играют игру определите тип склонен-по времени усложняю придумать по 5 слов (оцените работу)

А теперь подведем итог и проверим ваши знания с помощью сигнальной системы (тест)

1.Сколько склонений имен существительных вы знаете?

-1

-2

-3

2. Существительные ж.р. с окончаниями – а -я,относятся к

-1

-2

-3

3.Существительные ж.р.с нулевым окончанием относятся

 -1

-2

-3

4. Существительные м.р. с нулевым окончанием относятся к

-1

-2

-3

5. . Существительные с.р. с окончаемями –о-е относятся

-1

-2

-3

6. Существительные м.р. с окончаниями –а-я .относятся

-1

-2

-3

7.Усвоена ли вами тема?

А теперь проверьте работу (по слайду)самооценка

Вывод:Какие сущ.относятся к 1-ому,2 –ому,3- ому склонению?

-Как определить склонение существительных?

-Вернемся к карточке «Знаю,не знаю»м ответим на 5 и 6 вопросы

5.Знаете ли вы ,что такое склонение?

6.Знаете ли вы,что в русском языке есть три типа склонения?

Обобщение и систиматизация знаний

-Какую цель поставили на уроке ?

-Достигли её ?

-Что нового узнали?

-Что такое склонение?

-Сколько склонений у существительных ?

Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Что у вас получилось сегодня лучше?

-в чем испытывали затруднения?

-Оцените результаты своего труда?

Ребята,поставьте себе общую оценку за урок

Сейчас покажем результаты труда своего класса (ребята поднимают ладошки :желтые –оценка 5,все получилось,зеленые –оценка -4 .нужно постараться,красные –оценка 3.предстоит много трудиться)

С каким настроением заканчиваем урок ? (солнце.тучка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...