Главные вкладки

    Конспект урока в 3 классе по русскому языку "Состав слова "
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Раджабова Патимат Раджабовна

    Предлагаю вам конспект открытого урока русского языка в 3 классепо теме " Состав слова".

    Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Этот конспект направлен на познавательную деятельность в области русского языка и развитии логического мышления и речи младших школьников.

    Просмотр содержимого документа «Конспект урока русского языка " Состав слова3 класс». Тема урока«Состав слова». Тип урокаурок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Учебно-методическое обеспечение: Русский язык 3-й класс .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по русскому языку: "Состав слова" (3-й класс)

                                                                         Раджабова Патимат  Рамазановна, 

                                                                            учитель начальных классов


    Цели урока:

    • образовательные:
      развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их; 
      продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами; 
      выделять приставки в словах;
    • развивающие
      развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания; 
      развитие мышления, внимания и речи учащихся;
    • воспитывающая
      воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

    Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

    Методические приемы:

    • рассказ учителя,
    • проблемные вопросы,
    • работа над новыми понятиями,
    • творческие задания,
    • практические упражнения.

    Педагогические технологии:

    • элементы технологии проблемного обучения,
    • элементы игровой технологии,
    • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

    Ход урока

    1.Организационный момент

    – Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

    Мы рады приветствовать вас в классе
    Возможно есть классы и лучше и краше.
    Но пусть в нашем классе вам будет светло
    Пусть будет уютно и очень легко,
    Поручено нам вас сегодня встречать,
    Но начнем же урок, не будем зря время терять.

    – Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Мы сейчас с вами отправляемся в необычайное путешествие, а находимся мы на станции «Школа №43». Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.

    2. Минутка чистописания.

    Первая станция «Отгадай-ка».

    – На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.

    Дел у меня немало –
    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю
    В лед реки убираю.

    – Что это? (зима)

    – Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв з З)

    – А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)

    3. Постановка темы урока

    – Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.

    https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/566046/1.gif

    1. Не снег и не лед, 
      А серебром деревья уберет. (Иней)
    2. Назовите-ка, ребятки, 
      Месяц в этой вот загадке:
      Дни его – всех дней короче,
      Всех ночей длиннее ночи.
      До весны легли снега.
      Только месяц наш пройдет,
      Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
    3. Под Новый год пришел он в дом
      Таким румяным толстяком.
      Но с каждым днем терял он вес
      И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
    4. Верхняя одежда. (Пальто)
    5. В предложении на службе
      С падежом всегда он в дружбе.
      На него показывает
      И слова все связывает. (Предлог)

    https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/566046/2.gif

    1. У избы побывал – 
      Все окно разрисовал,
      У реки погостил –
      Во всю реку мост мостил. (Мороз)
    2. Два коня у меня,
      Два коня.
      По воде они возят меня.
      А вода тверда,
      Словно каменная! (Коньки)
    3. Щиплет уши, щиплет нос,
      Лезет в валенки мороз.
      Брызнешь воду – упадет
      Не вода уже. А лед.
      Даже птице не летится,
      От мороза стынет птица.
      Повернуло солнце к лету.
      Что, скажи за месяц это? (Январь)
    4. Он в берлоге спит зимой
      Под большой сосной,
      А когда придет весна
      Просыпается от сна. (Медведь)
    5. Рядом с дворником всегда.
      Разгребаю снег кругом.
      И ребятам помогаю
      Делать горку, строить дом. (Лопата)
    6. Перед корнем подставляем 
      Эту часть. Как называем? (Приставка)

    4.Работа по теме урока

    Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?

    Дети:

    – Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.

    – Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.

    – В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.

    Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?

    – Что такое приставка?

    Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.

    Учитель: А что такое предлог?

    Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

    Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?

    Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.

    Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?

    Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.

    Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!

    Станция «Поиграй-ка»

    Учитель:

    – Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.

    • Повязка на рукаве – …
    • Шаг без шума – …
    • Переход под землей – …
    • Камни под водой – …
    • Совет без пользы – …
    • Годы до войны – …
    • Значок на груди – …

    Станция «Найди-ка»

    Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)

    Учитель: Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

    • (за)горой
    • на льду
    • (по)бежать
    • (под)сосной
    • (за)мерзнуть
    • (зав)ывает
    • (под)снегом
    • (на)мело
    • скатиться
    • (во)дворе
    • (на )горе
    • (под)снежник
    • (по)крывает
    • (на)мело
    • (за)окном
    • (на)катке
    • (за)морозить
    • с горы

    – А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.

    5. Физкультминутка.

    Станция «Отдыхай-ка».

    (гимнастика для глаз)

    Вот метель гулять пустилась.
    Сюда снежинка прилепилась.
    Вот она летает, порхает,
    Следите за ней глазками.

    Станция «Отдыхай-ка»

    – Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.

    Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.

    6. Закрепление пройденного материала.

    Станция «Подумай-ка»

    (работа в группах)

    Карточка 1

    Прочитайте выразительно, озаглавьте текст, 
    3-е предложение разберите по составу.


    Зимой русский лес сказочен и чудесен. 
    Снег украшает пушистые ветки деревьев. 
    Смолистые шишки висят на елях. 
    В серебряном уборе стоят красавицы-берёзки.

    Карточка 2

    Вставьте пропущенные буквы. 
    Подчеркните предлоги и выделите приставки.

    В лес примч…лся первый сне…
    Попр…сился на ночлег.
    Перепуганный не в шутку,
    Примерять стал зайчик шу…ку.
    Без иголки, без портного
    Шу…ка новая готова.

    Карточка 3

    Составьте из слов каждой строки предложения. 
    Подчеркните предлоги и приставки.


    Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
    Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
    Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

    Карточка 4

    Выделите приставки в словах. 

    Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. 
    Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, 
    прикрылась пушистым хвостиком. Затихла непогода. 
    Вылезла белка из гнезда. Вкусная еда у пушистого 
    зверька запасена в кладовой. (7 слов)

    Станция «Проверяй-ка»

    (Проверочная работа по карточкам)

    Карточка 1

    – Докажи правильность своего ответа.

    – Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?

    Карточка 2

    – Объясни пропущенные орфограммы.

    – Какую шубку стал примерять заяц?

    – Для чего ему новая шубка?

    Карточка 3

    – В чём смысл этого текста?

    – Для чего нужны кормушки?

    – На каких уроках мы об этом говорили?

    – У кого из вас есть кормушка для птиц?

    Карточка 4

    – Как зимует белка?

    – Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.

    7. Физкультминутка

    С ПРИ- приставкою – присесть,
    С ПО- приставкою – подняться
    С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
    С ПО- приставкой – посмеяться,
    С ВЫ- – вытягиваем руки,
    С О- – опустим их опять.
    Вот и все настало время
    С ПО- – зарядку повторять.
    С ЗА- – зарядку завершать.

    8. Подведение итогов.

    – Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

    – Ребята, отгадайте шараду.

    Корень мой находится в цене, 
    В очерке найти приставку мне 
    Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
    Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

    – Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. (Рефлексия урока)

    Презентация.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"

    Урок по программе "Школа 2100". На уроке дети не только систематизируют знания об однокоренных словах, но и обобщают знания о профессиях. Прилагаемые слайды показывались с флешки по телевизору....

    Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова»

    Система учебников «Школа России». К конспекту урока прилагается презентация. Урок -закрепление изученного...

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова". УМК "Школа России"

    Цель: способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; распознавать провер...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова" по учебнику Т.Г.Рамзаевой.

    Разнообразный материал урока поможет интересно организовать работу по закреплению понятий: корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов и применить полученные знания в практической дея...

    Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

    Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" ПНШ

    Место данного урока в теме: урок является составной частью темы «Слово и формы этого слова. Родственные слова», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и все...

    Конспект Мастер - класса по русскому языку на тему "Имя прилагательное - слово волшебник?"

    На данном занятии представлены авторские методические приёмы, применяемые при изучении темы "Имя прилагательное" в разных классах начальной школы....