Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Чёрненькая Инна Викторовна

Цель данного урока – создание условий для закрепления у учащихся умения решать проблемные задачи, отличать имена прилагательные от других частей речи, задавать к ним вопросы, определять их функцию в тексте, а также формировать умение классифицировать имена прилагательные по обозначаемым признакам, видеть связь между прилагательным и существительным, определять род, число и падеж имен прилагательных, ставить их в начальную форму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_urok_3a_klass.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 3 а классе (МОШИ с. Панаевск)

УМК «Начальная школа XXI », автор учебника «Русский язык» С.В. Иванов (учеб. стр. 68-71)

Тема урока

«Имя прилагательное»

Цель урока

Создание условий (атмосферы творческого сотрудничества) для формирования у учащихся умения решать проблемные задачи, классифицировать имена прилагательные, видеть связь между прилагательным и существительным, определять род, число и падеж имен прилагательных, ставить их в начальную форму

Планиру

емый результат обучения, в т.ч. и формирова

ние УУД

Личностные УУД

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к

школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия

образца «хорошего ученика»

формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

 решения новой частной задачи

формировать знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение

формировать умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

формировать чувство прекрасного и чувство ответственности на основе ознакомления

 с миром природы

формировать установку на здоровый образ жизни и его реализацию

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности

Регулятивные УУД

учить в сотрудничестве с учителем определять тему урока и ставить новые учебные задачи

учить учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

учить осуществлять констатирующую, итоговую рефлексию, а также актуальный

контроль, на уровне произвольного внимания

Познавательные УУД

учить строить речевые высказывания в устной и письменной форме

учить основам смыслового чтения текста, его анализу, выделению главной мысли,

определению темы и нахождению изобразительно-выразительных средств языка

учить осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

учить устанавливать причинно-следственные связи и строить простые рассуждения

об объекте, его строении, свойствах и связях

учить обобщать на основе выделения существенной связи

Коммуникативные УУД

учить формулировать и аргументировать собственную точку зрения

учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

учить задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь

учить адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, а также владеть монологической и диалогической формой речи.

Основные понятия

Имена прилагательные, виды признаков предметов, которые они называют и вопросы, на которые они отвечают, роль прилагательных в тексте, тип связи с именем существительным в словосочетании – согласование, начальная форма имени прилагательного, род, число и падеж имени прилагательного.

Межпред

метные связи

«Музыка» (П.И. Чайковский «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник»)

«ИЗО» (Картины «Март», фото «Подснежник»)

Тип урока

Урок углубления, расширения и конкретизации понятия «имя прилагательное» (повторительно-обобщающий этап в изучении понятия, а еще есть эмпирический и теоретический)

Ресурсы Оборудование.

Презентация, на которую идет опора во время всех этапов урока.

Таблички для схемы-опоры «Имя прилагательное».

Таблица с проблемной задачей.

Карточки-рисунки «Весенние цветы» для рефлексии.

Музыкальные записи П.И Чайковского «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник”.

Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч.- Ч.2, (Начальная школа XXI века).

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Оргмомент

Коммуникативные УУД, регулятивные УУД

Проверка готовности к уроку.

Хоровое проговаривание слов: «Долгожданный дан звонок, Начинается урок

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать».

Психологичес

кий настрой на работу

Коммуникативные УУД, познавательные УУД, личностные

Предложение детям посмотреть на учителя, чтобы он смог догадаться, все ли у них в порядке. Просьба к детям улыбнуться друг другу и сесть поудобнее.

Слайд 1. Просьба обратить внимание на рубрику на доске  «Как устроен наш язык»  и догадаться, какую работу мы сегодня будем выполнять на уроке.

Что именно будем исследовать, вы узнаете чуть позже.

Поворачиваются друг к другу и улыбаются, положительный самонастрой на работу на уроке

Исследовать тайны русского языка

Минутка чистописания

Коммуникативные УУД, познавательные УУД, личностные

Просьба открыть тетради, записать число и слова «Классная работа», а после сесть тихо и послушать музыку, строки стихотворения,

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели

посмотреть на картину и догадаться, о чем идет речь

Слайд 2. На слайде картина И.И. Левитана«Март» и запись музыки П.И. Чайковского «Март. Песня жаворонка».

Минутка чистописания «В в, Ве,Вн,Во,Вл,вм,вя,вт,вп»

Хоровое проговаривание слов:

Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь

Дети открывают тетради, записывают число классная работа, слушают смотрят и догадываются, что речь идет о весне .

Прописывают минутку чистописания

Повторение изученного, активизация внимания и создание ситуации успеха

Личностные УУД

Представление текста на доске с ошибками и установка на поиск и исправление ошибок с подбором проверочных слов.

Создание ситуации успеха

Молодцы, вы всё верно подметили, даже у нас в классе повеяло весною.

Мы отправились в бирёзовый лес. Там уже хозяйничает висна. Всё ярче пригривает сонце. Оно послало на землю свой первый лучь. Лучик разбудил душистый цвиток. А вот и первый вестник висны. Мы любуемся скварцом.

По очереди выходят к доске, исправляют, аргументируют. Проживают ситуацию успеха

А все дети внимательно проверяют и показывают своё отношение с помощью условных знаков согласия и несогласия.

Определение темы, целеполагание и мотивация

Регулятивные УУД

Работа в группах (соседи по парте). Разделите записанные слова на две группы и подумайте по какому признаку это можно сделать.

Предоставление языкового материала для дифференциации имён существительных и имён прилагательных.

- Зачитайте первую группу (сущ.), на какой вопрос они отвечают докажите, как их называют, что вы уже знаете об этой части речи (одуш.-неодуш., собств.-нариц., ед.ч.-мн.ч., м.,ж.,и ср. рода)?

-Зачитайте вторую группу слов (прил.) что вы о них знаете (называют обознач. Признак и отвеч на вопросы какой?...)

Предложение высказать предположения о теме, цели урока и предполагаемом ходе дальнейших действий

Предложение высказать свои предположения о дальнейших действиях (как вы считаете какой частью речи мы сегодня займемся).

Слайд 3 «Имя прилагательное» 

Слайд 4 «Исследовать имя прилагательное»

Слайд 5 «Ты узнаешь» :

- какие именно признаки предметов

 называет имя прилагательное;

- для чего нужны имена прилагательные в тексте;

- как образуются имена прилагательные;

- от какой части речи зависит имя прилагательное (тип связи);

- что такое начальная форма имени прилагательного.

Рассуждают, предполагают групповая (коллективно-распределенная) работа по дифференцированию данных на листочке слов, после чего ранее завершившая работу группа зачитывает, а остальные проверяют и показывают своё отношение. Формулировка выводов.

ОПОРА 1!!! На доске

Определяют тему «Имя прилагательное»

 цель исследовать имя прилагательное

задачи на слайде

Работа по теме урока (по исследованию нового материала)

Регулятивные УУД

Слайд 6 Предложен  текст. Надо найти все им.прил. и задать к ним вопрос.

            Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема. Пустил средний брат – полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного  крыльца, а на том  крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая. Пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.

(Из русской народной сказки «Царевна-лягушка»)

Слайд 7 Тот же текст для сравнения

Слайд 8

Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Классификация имен прилагательных по виду обозначаемого признака.

Языковой материал: хрустальный, большой, белый, бабушкин, мамин, каменный, осенний, длинный, майский, заячий, узкий, жёлтый, утренний, кожаный.

Дифференцированный подход к тем, кто сильнее или раньше окончил (карточки).

-Назовите, какие  прилагательные, которые образованы от имен существительных и каким способом образованы?

Дети устно (фронтально) выполняют задание: читают, определяют откуда он, находят все имена прилагательные и задают к ним вопросы.

ОПОРА 2!!! На доске

Вывод: на какие вопросы отвечает имя прилагательное какой? какая?какое? какие?чей? чья? чьё? чьи?

ОПОРА 3!!! На доске

Вывод: для чего нужно имя прил в тексте (делает текст красивее, точнее, выразительнее)

Работают на листочках, вписывают слова в ячейки таблицы. А затем глядя на слайд осуществляют взаимопроверку.

ОПОРА 4!!! На доске

Вывод: какие признаки предметов могут называть имена прилагательные (цвет, размер и т.д.)

ОПОРА 5!!! На доске

Вывод: как образуются имена прилагательные имена прилагательные (от имен сущ. суффиксальным способом)

Физкультминутка

Личностные УУД

Слайд 9 На слайде изображение подснежника и запись музыки П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник».

Предложение немного отдохнуть. Наблюдение за выполнением движений с полной амплитудой и бодрым настроением

Хоровое проговаривание слов: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

Выполнение упражнений с одновременным проговариванием следующих слов под музыку:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Потянулся, закружился

Взвился вверх и улетел.

Решение проблемного задания

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Работа в парах

Проблемное задание на доске, таблица 

нежный подснежник

ранняя весна

солнечный день

Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются имена прилагательные. Посовещайтесь в парах, права ли Даша? Докажите свою точку зрения

Обратите внимание на слайд!

Слайд 10

В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?

ПРОЧИТАЙТЕ РУБРИКУ «Тайны русского языка» учебнике на стр. 70

  • Один учащийся осуществляет выполнение вслух, а остальные дети слушают и высказывают своё отношение с помощью жеста.

ОПОРА 6!!! На доске

Вывод: какое слово главное в словосочетании сущ.плюс прил.? Почему? От него ставится вопрос к прил. Как изменяется форма имени прилагательного?

ОПОРА 7!!! На доске

Как называется  такой тип связи между словами?

Первичное закрепление и взаимопроверка

Регулятивные УУД

Личностные УУД Коммуникативные УУД

Работа с учебником стр. 71 упр. 5, по очереди у доски, а кто может быстрее пусть выполняет самостоятельно, идет вперед.

Читают рубрику «Обрати внимание – это важно знать»

Выполняют в тетради и по очереди у доски.

ОПОРА 8!!! На доске

Какую форму им. прил называют анчальной?

Дифференци

рованное домашнее задание

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Предоставление дифференцированного домашнего задания три уровня сложности (1,2,3).

Выходят выбирают себе домашнее задание в конвертиках «по силам» , на основе  адекватной самооценки.

Этап обобщения знаний, полученных на уроке

Регулятивные УУД

Предложение ответить в ходе обобщающей беседы на следующие вопросы.

- над чем мы сегодня работали на уроке?

Слайд 11

- посмотрите на наши задачи, что вы можете сказать?

-как вы думаете, зачем мы все это изучаем?

 

Думают, рассуждают, обобщают, формулируют выводы, отвечают на поставленные вопросы

Этап подведения итога урока

(рефлексия

учащихся, а затем

рефлексия учителя)

Личностные УУД

Высказывание благодарности детям за активную  работу на уроке, за помощь, главное, чтобы у вас оставалось таким же замечательным настроение и желание учиться, а достойные отметки не заставят себя долго ждать.

1. Рефлексируют по поводу урока с опорой на недосказанные предложения «Сегодня на уроке я»:

  • научился …
  • понял …
  • почувствовал …
  • впервые узнал…
  • затруднялся…
  • радовался и т.д. или
  • 2. Легко – зеленые,
  •     затруднения – желтые
  •      сложно – красные цветы    

Хоровое проговаривание слов в конце урока:

Прозвени-ка дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята

Поиграть, попрыгать надо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...