Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч
Делу время, а потехе час. Звук [ч’]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (2ч).
Буква Ч (закрепление). Сочетания ЧА-ЧУ (2 ч).
Заглавная буква Ч (1ч).
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков. Написание буквы ь (2ч)
Ь как показатель мягкости согласных звуков. Написание буквы ь, слов и предложений с ь (2ч)
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Строчная и заглавная буквы Ш, ш
Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Письмо строчной буквы ш (2ч).
Буква Ш (закрепление). Заглавная буква Ш (2ч).
Буквы Ш, ш, сочетание ШИ (1 ч)
Всего – 14 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaja_karta_no8.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
«Обучение грамоте» авт. В.Г. Горецкий и др.
1 класс
Технологическая карта № 8
Тема | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч Делу время, а потехе час. Звук [ч’]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (2ч). Буква Ч (закрепление). Сочетания ЧА-ЧУ (2 ч). Заглавная буква Ч (1ч). Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков. Написание буквы ь (2ч) Ь как показатель мягкости согласных звуков. Написание буквы ь, слов и предложений с ь (2ч) Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Строчная и заглавная буквы Ш, ш Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Письмо строчной буквы ш (2ч). Буква Ш (закрепление). Заглавная буква Ш (2ч). Буквы Ш, ш, сочетание ШИ (1 ч) Всего – 14 часов | |||||||||||||
Цель изучения темы | Научить: - различать и обозначать при письме звуки [ч'], [ш] буквами Ч, ч, Ш, ш; - характеризовать звуки [ч'], [ш], находить места соответствующих букв на ленте букв; - находить звуки [ч'], [ш] в слого-звуковых схемах, предложениях; соотносить слова со слого-звуковыми схемами; - обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слова, - писать сторочные и заглавные буквы Ч, ч, Ш, ш, ь по образцам в прописях; - писать слоги и слова с буквой ь в конце и середине слова, - читать тексты с изученными буквами, предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Формировать: - универсальные учебные действия. | |||||||||||||
Термины и понятия | Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, двойная роль буквы, буква, обозначающая мягкость согласного звука, повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения, тире, интонация, слого-звуковая схема слова, многозначные слова, значение слова, изменение слова, кроссворд, критерии оценивания | |||||||||||||
Информационно образовательная среда | Ресурсы:
| Межпредметные связи: Математика. Темы: Учебник математики. Пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа). Письмо цифр. Понятие «длиннее», «короче». Окружающий мир. Темы: Что мы знаем о народах России? Как живёт семья? Проект «Моя семья» Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | ||||||||||||
I. Планируемые результаты изучения темы (результаты ученика в рамках этой темы или части темы, т.е данной тех карты) | ||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
Ученик научится: Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов. Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Сопоставлять звуки по твердости – мягкости, звонкости/глухости. Определять место новой буквы на «ленте букв». Выделять звук [ч’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой. Выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый. Распознавать в словах новые звуки. Характеризовать их, обозначать буквой. Наблюдать за личными местоимениями я, они, изменением формы числа глагола. Устанавливать правописание сочетаний ча – чу, ши. Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. Делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука. Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец предложения знаками препинания. Вставлять пропущенные буквы в слова в соответствии со смыслом слова. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы букв. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования, писать грамотно слова с мягким знаком на конце и в середине слова, с сочетаниями ча –чу, ши. Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку. Записывать под диктовку без ошибок 1—2 предложения после предварительного анализа Обозначать на письме твёрдость и Дополнять текст, данный в прописи, своими предложениями. | Регулятивные УУД Ученик научится: Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей. Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Выполнять гигиенические правила письма.. Анализировать выполнение учебной задачи урока Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения Познавательные УУД Ученик научится: Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв». Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости Находить соответствия между схемами-моделями и предметными картинки. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Наблюдать Разгадывать кроссворды: определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения., объяснять способ разгадывания ребуса. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы. Отгадывать загадки. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Восстанавливать деформированное предложение: устанавливать связи между словами в предложении, определять порядок слов в предложении в соответствии со смыслом, записывать восстановленное предложение на строке прописи. Конструировать буквы из различных материалов, из различных элементов. Классифицировать слова в соответствии с их значением Коммуникативные УУД Ученик научится: Объяснять смысл пословицы и поговорки, разные значения многозначных слов. Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор. Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию. Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем. Выполнять правила работы в малой группе, в парах. | Объясняет необходимость правильно распределять свое время Аргументирует свое мнение о необходимости учиться, уметь читать, писать, считать. Приводит примеры справедливого поведения из личного опыта и аргументирует свое мнение, приводит примеры терпеливого и уважительного отношения к старшим и пожилым людям. Анализирует и оценивает внутренний смысл пословиц. Рассказывает о необходимости трудиться, приводит примеры пословиц о труде и учебе. Описывает свое отношение к трудящемуся человеку. Оценивает поведение героев текстов, высказывает и аргументирует свое мнение. Применяет правила самостоятельной работы, рассуждает о необходимости быть внимательным и старательным, приводит данные о личных успехах . | ||||||||||||
II. Этапы изучения темы | ||||||||||||||
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч | ||||||||||||||
Делу время, а потехе час. Звук [ч’]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (2ч) | ||||||||||||||
Содержание [1] | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Достижения учащихся | Диагностика достижений | ||||||||||
Чтение | Письмо | |||||||||||||
Изучение и первичное закрепление новых знаний | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Характеристика звука. Правописание ча, чу. Письмо слогов и слов с буквой ч.. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта.
| 2 |
|
| Отличает на слух всегда мягкий звук [ч’]. Применяет правило правописания сочетаний ча – чу. Характеризует звук [ч’], находит его в слого-звуковых схемах. Анализирует слоги с буквой Ч. Читает слоги, слова, предложения с новой буквой. Пишет строчную букву ч, сочетания ча – чу, предложения с новой буквой. Объясняет значение пословиц. Контролирует выполнение учебной задачи. Демонстрирует умение работать со знаково-символическими средствами. Применяет базовые предметные понятия о непарных звуках. Оценивает свою работу Объясняет необходимость правильно распределять свое время | Результаты наблюдений учителя. Качество ответов при подведении итогов. Качество выполненных заданий в «Прописи» Результаты самооценочной деятельности учащихся | ||||||||
Буква Ч (закрепление). Сочетания ЧА-ЧУ (2 ч) | ||||||||||||||
Закрепление новых знаний и освоение способов действий | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Характеристика звука. Правописание ча, чу. Письмо слогов и слов с буквой ч. Число имени существительного. Личные местоимения я, они. Наблюдение за изменением формы числа глаголов. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание кроссвордов | 2 |
|
Тренировка в написании срочной буквы я и слов с ней (П3 – с. 20)
7. Самооценка учащимися своей деятельности в верхней части «Прописи» на с.28 | Храктеризует звук [ч’], его роль в слове. Читает тексты с буквой Ч. Правильно пишет сочетания ча – чу. Использует сочетание чк. Перечисляет, находит в словаре значение многозначного слова, классифицирует однокоренные слова, составляет рассказы. Оценивает результаты своей работы на уроке с помощью учителя. Аргументирует свое мнение о необходимости учиться, уметь читать, писать, считать. Анализирует и оценивает внутренний смысл пословиц.
| Результаты наблюдений учителя. Качество ответов при подведении итогов. Качество выполненных заданий в «Прописи» Результаты самооценочной деятельности учащихся | ||||||||
Заглавная буква Ч (1ч) | ||||||||||||||
Обобщение и систематизация знаний. | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Характеристика звука. Правописание ча, чу. Письмо слогов и слов с буквой ч. Число имени существительного. Личные местоимения я, они. Наблюдение за изменением формы числа глаголов. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание кроссвордов | 1 |
| Находит место буквы Ч на ленте букв. Самостоятельно обобщает сведения о звуке [ч’], буквах Ч, ч. Рассказывает правило правописания сочетаний ча-чу. Пишет заглавную букву Ч, слоги, слова, предложения с заглавной буквой Ч. Составляет пересказ текста. Контролирует выполнение учебной задачи. Демонстрирует навыки смыслового чтения и осознанного построения речевого высказывания. Анализирует и синтезирует информацию. Демонстрирует умение работать со знаково-символическими средствами. Применяет базовые предметные понятия о непарных звуках. Объясняет необходимость правильно распределять свое время Аргументирует свое мнение о необходимости учиться, уметь читать, писать, считать. Рассказывает о необходимости трудиться, приводит примеры пословиц о труде и учебе. Описывает свое отношение к трудящемуся человеку. | Результаты наблюдений учителя. Качество ответов при подведении итогов. Качество выполненных заданий в «Прописи» Результаты самооценочной деятельности учащихся. Выполнение контрольного задания на усмотрение учителя. | |||||||||
Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков. Написание буквы ь (2ч) | ||||||||||||||
Изучение и первичное закрепление новых знаний | Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов с ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Тире. Вопросительные слова «кто?», «что?». Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-. Списывание с печатного шрифта. Письменный ответ на вопрос | 2 |
Самооценка учащимися своей деятельности |
| Находит в словах итекстах букву Ь. Характеризует ее как показатель мягкости предшествующего согласного Перечисляет известные ему средства, указывающие на мягкость согласных. Читает слова, предложения, тексты с изученной буквой. Пишет слоги, слова, предложения с изученными буквами. Объясняет значение фразеологизмов. Составляет рассказ по заданному началу. Контролирует выполнение учебной задачи. Применяет базовые предметные понятия парности звуков по глухости-звонкости,. Называет значения многозначного слова. Описывает свое отношение к трудящемуся человеку. Характеризует времена года. | Ответы детей на систему вопросов по предыдущему материалу. Результаты упражнения в «Прописи». Результаты наблюдений учителя. Качество ответов при подведении итогов. Результаты самооценочной деятельности учащихся | ||||||||
Ь как показатель мягкости согласных звуков. Написание буквы ь, слов и предложений с ь (2ч) | ||||||||||||||
Закрепление новых знаний и освоение способов действий | Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов с ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Тире. Вопросительные слова «кто?», «что?». Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-. Списывание с печатного шрифта. Письменный ответ на вопрос | 2 |
| 1.Обсуждение темы урока. Определение задачи урока.
| Находит место буквы Ь на ленте букв. Подбирает заголовки к тексту, слова по заданию. Контролирует выполнение учебной задачи. Отвечает на итоговые вопросы урока. Оценивает свою работу на уроке. Оценивает поведение героев текстов, высказывает и аргументирует свое мнение. | Ответы детей на систему вопросов по предыдущему материалу и материалу урока. Результаты упражнения в «Прописи». Результаты наблюдений учителя. Качество ответов при подведении итогов. Результаты самооценочной деятельности учащихся. Результаты контрольных заданий на усмотрение учителя | ||||||||
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Строчная и заглавная буквы Ш, ш | ||||||||||||||
Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Письмо строчной буквы ш (2ч) | ||||||||||||||
Изучение и первичное закрепление новых знаний | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. правописание сочетания ши. Правописание имён собственных. Списывание с печатного шрифта. Письменный ответ на вопрос. Работа с пословицей. Оформление границ предложения. Самооценка. Шкала самооценки | 2 |
| 1.Обсуждение темы урока. Определение задачи урока (П4 – с. 3).
| Опознает на слух всегда твердый звук [ш]. Применяет правило правописания сочетания ши. Читает слоги, слова, предложения и тексты с буквой Ш и с сочетанием ши. Пишет букву ш и слова с ней. Классифицирует слова в соответствии с их значениями. Составляет ответ на вопрос и записывает его. Контролирует выполнение учебной задачи. Применяет базовые предметные понятия. Классифицирует, сопоставляет, противопоставляет понятия. Приводит примеры терпеливого и уважительного отношения к старшим и пожилым людям. Объясняет необходимость старательно учиться | Ответы детей на систему вопросов по предыдущему материалу и материалу урока. Результаты упражнения в «Прописи». Результаты наблюдений учителя. Качество ответов при подведении итогов. Результаты самооценочной деятельности учащихся. Результаты контрольных заданий на усмотрение учителя | ||||||||
Буква Ш (закрепление). Заглавная буква Ш (2ч) | ||||||||||||||
Закрепление новых знаний и освоение способов действий | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. правописание сочетания ши. Правописание имён собственных. Списывание с печатного шрифта. Письменный ответ на вопрос. Работа с пословицей. Оформление границ предложения. Самооценка. Шкала самооценки | 2 |
| 1.Обсуждение темы урока. Определение задачи урока (П4 – с. 4).
| Самостоятельно обобщает сведения о звуке [ш] и букве Ш, о правописании сочетания ши. Пишет заглавную букву Ш, слова и предложения с ней. Пересказывает тексты, составляет предложения с многозначными словами. Быстро и без ошибок произносит скороговорки. Оценивает свою работу на уроке. Подбирает аргументы в ходе дискуссии. Пересказывает сказку. Объясняет необходимость старательно учиться. Приводит примеры, подтверждающие необходимость уметь читать. | Ответы детей на систему вопросов по предыдущему материалу и материалу урока. Результаты упражнения в «Прописи». Результаты наблюдений учителя. Качество ответов при подведении итогов. Результаты самооценочной деятельности учащихся. Результаты контрольных заданий на усмотрение учителя | ||||||||
Буквы Ш, ш, сочетание ШИ (1 ч) | ||||||||||||||
Изучение и первичное закрепление новых знаний | Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями ши, запись слов с ши под диктовку. Анализ предложений. Письмо под диктовку изученных букв, слов с изученными буквами, 1—2 предложений. Работа по развитию речи: составление рассказа по иллюстрации, запись 2—3-х предложений с комментированием | 1 |
| Находит место буквы Ш на ленте букв. Грамотно пишет сочетание ши. Составляет рассказы. Быстро рассказывает скороговорку. Записывает предложения под диктовку. Объясняет необходимость старательно учиться. | Ответы детей на систему вопросов по предыдущему материалу и материалу урока. Результаты упражнения в «Прописи». Результаты наблюдений учителя. Качество ответов при подведении итогов. Результаты самооценочной деятельности учащихся. Результаты контрольных заданий на усмотрение учителя | |||||||||
III. Рефлексия педагогической деятельности | ||||||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,], строчные буквы л, м.
Коспект урока обучение грамоте. 1 класс ОС "Школа 2100"...
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Конспект урока по обучению грамоте и письму" Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч."
Интегрированный урок по УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка (обучение грамоте) в 1-Б классе по теме «Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу»
Пропись Илюхиной В.А....
Конспект урока литературного чтения. Тема : Мягкий согласный звук [ч\' ] Чтение слов , предложений с буквой ч. /1 класс/ УМК "Школа России"/
Урок закрепления изученного по теме ( игровая форма)...
Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России
Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...
Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73
Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...