урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок по русскому языку " Однокоренные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

                       Конспект открытого урока по русскому языку  4 «А» класс

                                                                                                       Куликова О. Н.

                                        Тема: «Однокоренные слова»

Цели урока:   уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные   слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Содействовать развитию внимания, памяти, орфографической зоркости и обогащению словарного запаса учащихся.  Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать  в сотрудничестве с другими.

                                           

      Формируемые УУД.  Метапредметные результаты: Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные. Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности. Личностные результаты: Самоопределение. Смыслообразование. Нравственно-этическое оценивание.

          Оборудование и образовательные ресурсы.   Компьютер; мультимедийный  проектор;  колонки ;   мультимедийная презентация;  тетрадь, учебник, карточки

                                         Ход урока                                                                                                                                                                                                                                              

1.Орг. момент.

II Актуализация знаний.

У тебя на парте карточки со словами. Собери предложение.

        Ум да разум надоумят сразу.        

- Прочитай, что получилось. Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запиши эту пословицу на доске, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока.  

III. Постановка учебных задач.

-Окунёмся в тайны русского языка. Ты сегодня на уроке будешь исследователем.

-Давай исследуем пословицу, которую мы выбрали девизом нашего урока.    

а) Прочитай ещё раз и скажи: -Какие слова имеют одинаковую часть? Какая общая или одинаковая часть в этих словах? Как называются такие слова? (однокоренные или родственные) Выдели эту часть в словах.

-Может быть ты назовешь тему нашего урока? (Корень)

-А какие учебные цели, задачи нам необходимо решить на уроке?

IV Работа по теме урока    

Упр 173

 _ Как называются такие слова в русском языке?

 Какое же значение еще имеет слово «Корень»?

- узнаем подробнее лексическое значение этого слова?

- Где мы можем найти эту информацию? (в толковом словаре)

        

Работа с толковым словарем

Корень:

подземная часть растения;

часть волоса, зуба, ногтя;

начало, источник чего-либо;

часть слова.

 В математике корень вычисления

2._ Какое сейчас время года?( зима)

Составление однокоренных слов

Состоящий из снега  (снежный)

Пушинка , кристаллик снега.

Выпадение снега( снегопад)

Фигура слепленная из снега(снеговик)

Первый весенний цветок (подснежник)

- Как называются такие слова?

3.- Послушайте сказку «Два корня» 
Встретились однажды корень дерева и корень слова. 
- Здравствуй! говорит один,- я корень, а ты кто? 
-а я тоже корень, -говорит другой. 
- Я в земле живу, - сказал первый. А ты где живёшь? 
- А я живу в словах, - ответил второй. 
- Так не бывает, наверное, ты не настоящий корень. Не то, что я! От меня в земле берут начала ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья. А из тебя разве может что-нибудь вырасти? 
-Конечно, от меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. 
Также как и у кустов, 
Корень есть у разных слов. 
Будь внимательным к словам. 
Отыщи в них корень сам. 

Упр. 175( самостоятельная работа)

- Какие слова называются однокоренными?

_ Что такое корень слова?

 С помощью какой морфемы образуются новые слова?

VФизкульминутка

 VI Продолжение работы по теме урока

1 Работа с текстом « Чужак» 

Посмотрела Зима кругом - непорядок - почему еще вода не замерзла?

И позвала на помощь ….

Мороз, морозец,морозный, заморозки.

Мороз, стужа, холод- синонимы

Мороз- жара – антонимы

2. Игра «Третий лишний» (парами)

—  Найдите в каждой строке лишнее слово. Докажите.

1) Холод, холмик, холодный. (Холмик.)

2) Лист, лисица, лисёнок. (Лист.)

3) Моряк, море, морж. (Морж.)

4) Лось, лосось, лосёнок. (Лосось.)

3.Работа по картине

_ Какие однокоренные слова спрятались на картине?

Лес , перелесок, лесник, Лесовичок

Какое слово не понятно?

_ Составьте педложение по картине.( запись с коментированием)

4.Работа группами

1 группа

 Исправь ошибки в тексте.

                                          Проказы сторухи земы.

Обидно стало земе, что даже маленькие рибятишки  земы не боятся. Щепнет зема со злости одного мальчишку за ухо, другого за нос. Малыш схватит ком снега и давай играть в снижки.

2 группа

Продолжите текст о зиме

.

Наступила зимушка-зима. Красивые снежинки весело танцуют в воздухе. Проснулся подснежник и вышел из-под снежного …

 3 группа

 Вставь в текст подходящие по смыслу однокоренные  слова.      

          Зима. Падает снег. В воздухе кружатся   _________. Деревья стоят в _________ убранстве. Ребята  лепят _________, катаются с горки, играют в ________. Они любят ______ забавы.

          Когда _______ пройдет, в  лесу  под  снегом     появятся ________.

VIIРефлексия

Рефлексивная карта.

       

Я знаю

что такое корень слова

как обозначается корень слова

для чего надо уметь подбирать однокоренные слова

Я умею

 подбирать однокоренные слова

находить в слове корень

У меня возник вопрос: _________________________?

Кому сегодня удалось подняться на вершину горы и сорвать для своих любимых мам цветок -эдельвейса. Эдельвейс -цветок любви и смелости.

VIII Итог урока

IX Домашнее задание  Упр. 174 ,  карточки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...