Конспект урока русского языка в 4 классе для обучающихся с ОВЗ. Тема урока: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими косвенный объект».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Теплоухова Татьяна Валентиновна

Конспект урока русского языка в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (обучающиеся с нарушенным слухом).  Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

Цели урока:  - Составлять предложение, со словосочетаниями, обозначающими косвенный объект (глагол + о (об) + сущ.). - Устанавливать по вопросам связи между словами в предложении. - Различать части речи по вопросам, определять число, род  и склонение имен существительных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._konsp._russk._yaz._4_kl._kosven._obekt.doc102.5 КБ
Office presentation icon o_kom_o_chyom._ed._ch.ppt1.34 МБ

Предварительный просмотр:

                                        Конспект урока русского языка в 4 классе для обучающихся с ОВЗ.

Тема урока: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими косвенный объект».  

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

Цели урока:  - Составлять предложение, со словосочетаниями, обозначающими косвенный объект (глагол + о (об) + сущ.).

- Устанавливать по вопросам связи между словами в предложении. - Различать части речи по вопросам, определять число, род  и склонение имен существительных. - Грамотно на письме оформлять предложения. Уч. Зикеев ч. 2, с. 64 - 68

Основные понятия: Части речи: имя существительное, глагол, предлог. Части слова: корень, окончание. Изменение окончаний имен существительных единственного числа по вопросам «о ком? о чём?»

Этапы урока

Деятельность учителя

Задания для обучающихся

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

1) вопросы к началу урока.

2) речевая зарядка

1) мотивировать обучающихся к речевой деятельности

2) формировать внятную выразительную речь, учить соблюдать  словесное и логическое ударение, основные  правила орфоэпии

1) -  Сядьте правильно.        У  - Какой сейчас урок?

    - Какой по счёту урок?    

       (Э)  - слова произносятся за экраном.        

2) Идите к доске. Будем выполнять речевую

     зарядку.     Послушайте и повторите.        Табл. 1.

    С__с__с__      су__ су__ су – щест,

    су - щест – вительное,  имя существи – тельное  

    Сло __ сло __ слово      Слово – соче - тание    

    Слово – сочетание          Словосочетание

3) Сядьте.  - Что мы будем делать на уроке? Табл. 2.

1) Обучающиеся отвечают на вопросы.

2) Обучающиеся проговаривают речевой материал вместе и индивидуально.    

3) У – Мы будем: = отвечать на вопросы, = отгадывать загадки, = составлять предложения со словосочетаниями.

2.  Актуализация знаний обучающихся

1) Актуализирует знания обучающихся и создает проблемную ситуацию.

2) Выявление уровня знаний обучающихся по теме урока.

- Отгадывание загадок.       Табл. 3 (загадки). Рис. 1  

1) - Прочитайте загадки.    

   Один ученик читает загадку, все отгадывают.      

У - Хвост пушистый, мех золотистый.

      В лесу живёт, кур крадёт.

У  - Мышь сидит в норе, а хвост растёт на дворе. 

У  - Сидит девица в темнице, а коса на улице. 

    - Что мы читали? О ком? О чём?

- Поставьте вопросы к словам:      Табл. 4.1 на доску    

  «Кто?  что делали?   о ком?»    - схема на доске

  «Кто?  что делали?   о чём?»  

  кто?  ч.- делали?    что?      о ком?    о чём?      о чём?

- Мы   читали  загадки  о лисе,  о луке,  о моркови.  

- выделите словосочетания по схеме

            «что  делали?   о ком?»  

            «что  делали?   о чём?»    

У Ученики выставляют табл. со сл. / сочет. на доске)

2)  Назовите тему урока. - Что мы будем делать?

– Мы будем составлять предложения со словосочетаниями:  «что делали? +

о ком? о чём?»                             Табл. 4.2

Презетация.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

1) Обучающиеся:

- читают загадки,   - говорят ответы,

У  - Мы читали загадки

о лисе,  о луке,  о моркови. 

- Какой вопрос мы можем поставить к слову «Мы»?     У - «Мы» - Кто?

- Что мы делали?  - Мы читали.

- Какой вопр. мы поставим к слову «читали»?              У - Что делали?

- ставят вопросы к словам, выделяют словосочетания.    

     что делали + о ком?

         читали         о лисе,

        что делали + о чём?  

         читали         о луке  

         читали        о моркови

3. Сообщение и

первичное закрепление нового материала

- Устанавливать по вопросам связи между словами в предложении.

– Выделение изучаемых грамматических форм.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности  обучающихся 

Анализ предложений по вопросам.

- Выделение словосочетаний по схемам.

- Определение рода и склонения сущ.

- выделение окончаний.

- формулирование вывода.

1)  Посмотрите на картинку.    РМ  Задание 1

Задание 1. - Прочитайте предложения.    Табл. 4.3

У Ученики прочитали загадки. Дети подумали о лисе.

   Ребята узнали о луке. Они вспомнили о моркови.

     Анализ предложений                 

- О ком подумали  дети?     - О чём узнали ребята?

- О чём они  вспомнили?

- Поставьте вопросы к словам:      Табл. 4.4

  «Кто?  что сделали?   о ком?»    - схема на доске

  «Кто?  что сделали?   о чём?»  

         кто?  ч.- сделали?    о ком?                          о чём? 

       - Дети  подумали   о лисе.  

- выделите словосочетания по схеме

            «что сделали?   о ком?»  

            «что сделали?   о чём?»    

2) - определите род и склонение сущ., в словосочетании «что  сделали? + о ком?»:      

        подумали о лисе, 

- В этом  словосочетании имя существительное    

  какого склонения?          («лиса»- ж.р. 1 скл.)

  - Сделайте вывод:     Табл 5. Выводы. 

   Имена существительные … склонения,

отвечающие на вопрос  «о ком?/ о чём?»,

имеют окончание  -

   

 - определите род и склонение сущ., в словосочетании «что  сделали? + о чём?»:           

        узнали о луке

- В этом  … ? ( «лук» – м.р. 2 скл.)

     Вывод:   (2 скл, о чём? оконч. – е).

      - определите род и склонение сущ., в словосочетании «что  сделали? + о чём?»:      

           вспомнили о моркови 

- В этом … ?         («морковь» – ж.р. 3 скл.)

     Вывод:   (3 скл, о чём? оконч. – и).

3) - Выпишите словосочетания  по схемам:  

   «что сделали? о ком? / о чём?»    

Определите склонения имён существительных.     

4) - Сделайте вывод:      (вместе + 2 учен. отдельно)

Имена существительные  … склонения,  отвечающие на вопрос « … ? » в предложном падеже имеют окончание  -  

   

Рис. 2.   Отгадки   

- Ученики читают текст на карточке  

1) Учащиеся анализируют предложения.

 У Обучающиеся выставляют табл. со сл. / сочет. на доске

Что сделали?   о ком?    

    подумали      о лисе

 Что сделали?   о чём? 

     узнали           о луке

    вспомнили     о моркови

2)  Учащиеся определяют род  и склонение существительных.  

Табл. 5.1.

 Имя существительное

 « »

(какого?) рода,

(какого?)  склонения. 

 = Выделяют окончания сущ. по вопросам.

 = Повторяют выводы по таблицам

3)  Обучающиеся записывают словосочетания в тетради:

  Что сделали?   о ком?    

    подумали      о лисе

 Что сделали?   о чём? 

     узнали           о луке

    вспомнили     о моркови

Один ученик записывает на доске. 

4)  Имена сущ. 1 и 2 скл.  оконч. – е,

     3 скл.  оконч. – и.

Умение применять полученые знания. Контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Физкультминутка

-снять усталость и напряжение

-внести эмоциональную разрядку

-совершенствовать общую моторику

-вырабатывать  четкие движения  во взаимосвязи с речью

-   Будем говорить с выражением:    

 Летом по лесу гуляет         А придёт зима, мороз,

 И малину собирает.            Он в берлоге прячет нос.                                  

 - Кто это?...   

Табл.6.  с физминуткой

Обучающихся хором проговаривают слова и выполняют движения.

4. Вторичное закрепление знаний обучающихся.

- Грамотно на письме оформлять предложения.

- Образование изучаемых грамматических форм по контексту.

1. Обобщение и систематизация полученных знаний

2. Формирование обобщённых умений:

- определять род и склонение существительных.    

изменять окончания по вопросам.

- Повторение вывода по грамматическим таблицам.

- Выполнение задания на карточке. РМ Задание 2.

1) - Прочитайте задание. – Спишите  предложения. Измените окончания по вопросам, определите склонение  существительных.                  

- Что мы будем делать? – Мы будем списывать предложения, - изменять окончания.     Рис. 4.   

Задание 2.  Охотник жил в (избушка) в (лес). Он узнал о (рысь).   Мальчик лежал в (кровать). Он рассказал врачу  о своей (болезнь). 

Зимой рыбаки ловили рыбу на (озеро). Они говорили о (прорубь).   

2) - Прочитайте выделенные слова. Все ли слова понятны? – Объясните трудные слова.

  - Прочитайте предложения.

  - Первое предложение прочитай, Даня.  Повтори, …    

3) - Вам все понятно? Запишите предложения в тетради.         …      - Проверьте работы друг друга.

 

4) - Сделайте вывод:      (вместе + 2 учен. отдельно)

Имена существительные  … склонения,  отвечающие на вопрос « … ? » в предложном падеже имеют окончание  -  

- Какие окончания имеют имена существительные: 

 = 1 – го  и 2 – го склонения в предложном падеже?

         - Дайте краткий ответ:  - Окончание  - е. 

= 3 – го склонения в пр. падеже?  - Окончание  - и.

1) Учащиеся анализируют предложения.  Учащиеся определяют род и склонение существительных.  

Изменяют окончания сущ. по вопросам. Контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

2) Обучающиеся читают предложения, ставят вопросы, изменяют окончания.

3)  Обучающиеся записывают  предложения в тетрадь.

4) Затем учащиеся выполняют  взаимопроверку  и выставляют оценки с комментарием.    Образец фразы на карточке:  

Я    поставил (а)  оценку ________,  потому ___________________  .

= работа выполнена без ошибок

= работа выполнена с одной,

              двумя, тремя ошибками

5. Подведение

итогов 

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Анализирует и оценивает успешность в достижении цели и определяет перспективу последующей работы.

- Что мы делали на уроке?                       Табл. 2.1. 

- Как вы работали на уроке?                    Табл. 2.2.

- Мне было интересно. / Мне было трудно.

-  Запишите ДЗ – с. 66, 67 повторить правила по таблице,   - с. 68 № 2 списать предложения.  

- Сегодня на уроке Даня работал хорошо. У него – пятёрка. – У меня пятёрка.     

- Обучающиеся  проговаривают последовательность действий на уроке по плану.

– Мы читали предложения, = отвечали на вопросы, = отгадывали загадки, = составляли предложения.

- Выделяют и формулируют, то, что усвоено и что нужно усвоить.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словосочетания Что делали? + о ком? / о чём?

Слайд 2

Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, кур крадёт.

Слайд 3

В лесу живёт, кур крадёт.

Слайд 4

Мышь сидит в норе, а хвост растёт на дворе.

Слайд 5

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Слайд 6

Темница - земля, в которой растет … Коса на улице - зеленая ботва.

Слайд 7

Дети подумали о лисе. Ребята узнали о луке. Они вспомнили о моркови. Ученики прочитали загадки.

Слайд 8

Составь словосочетания что сделали? о ком? подумали о … . что сделали? о чём? узнали о … , вспомнили о … .

Слайд 9

Имена существительные (какого?) … склонения, отвечающие на вопрос « … ?» в предложном падеже имеют окончание - … .

Слайд 10

Имена существительные третьего склонения, отвечающие на вопрос « … ?» в предложном падеже имеют окончание - … .

Слайд 11

Загадка. Летом по лесу гуляет А придёт зима, мороз, И малину собирает. Он в берлоге прячет нос.

Слайд 13

Охотник жил в … в … Он узнал о …

Слайд 14

Мальчик лежал в …. Он рассказал врачу о своей …

Слайд 15

Зимой рыбаки ловили рыбу на … Они говорили о …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Тема урока: "Комплексная работа с текстом предложения.Обобщающий урок."

Урок дан на семинаре учителей начальных классов. Тема семинара: " Рефлексивные технологии на уроке развития критического мышления"...

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...

Конспект урока русского языка. Тема: "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по родам, умений изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые резу...

Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России» Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Цель урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; учить выделять окончание в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....

Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России».Тема урока: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Цель урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова; учить выделять приставки в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....