Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Кротенко Ирина Леонидовна

Рабочая программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса русский язык для 4 классов общеобразовательных учреждений авторов   В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4  классы» - М.: «Просвещение». 

      Цель изучения предмета «Русский язык» в начальной школе:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. 

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать  средства  языка в соответствии с условиями  общения, развитие интуиции и   «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами  анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать   в диалоге,           оставлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к  родному  языку, чувства сопричастности к сохранению  его уникальности  и чистоты;  пробуждение   познавательного   интереса к родному слову,  стремления  совершенствовать  свою   речь.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

         

    Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

 Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу    усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

  Центральное место  в содержании  курса занимает тема «Предложение», поскольку работа над предложением направлена  на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в  устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.    На синтаксической основе школьники осваивают  нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

        Серьезное внимание уделяется в программе формированию фонетико- графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

        Программа предусматривает формирование у младших школьников  представлений о лексике русского языка. Освоение  знаний о лексике  способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения), осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций, осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова, овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения, осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель  интеллектуального и речевого развития личности.  

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Построена с учетом реализации  межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса русского языка открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные  и личностные умения:

  • 1) работать с учебной книгой, лингвистическими словарями и справочниками, работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка), использовать различные способы поиска информации;
  • 2) выполнять простые учебные задачи, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,  пользоваться приёмами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождение сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации;
  • 3) учит школьников позитивной самооценке,  сотрудничевству друг с другом и со взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию в рамках проектной деятельности.

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

          Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого. Русский язык. 4 класс. - М.: Просвещение, 2013.

УМК состоит из:

  1. учебник: В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий. Русский язык 4 класс. – М.: Просвещение. В 2 частях.
  2. рабочая тетрадь:В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях.од
  3. программа: авторы   В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий     «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4  классы» -  М.: Просвещение.
  4. Диски: Канакина В.П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное пособие.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2017/2018 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

Выбор программы обусловлен тем, что её составители отводят важную роль предмету «Русский язык»  в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К.Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах по этой программе  создаёт хорошую основу для дальнейшего лингвистического образования и речевого развития.

         В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом начального  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ школы №6 г.о. Жуковский Московской обл. на изучение русского языка в 4 классе отводится 4 часов в неделю, 136 часов  в год.

Часы на обучение выделены из федерального компонента учебного плана.

       

       

        Данный комплект по русскому языку отражает все современные подходы к обучению младших школьников русскому языку и связной речи.

Неоценимым достоинством учебника являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной и научно-популярной литературы, произведения устного народного творчества.

        Учебник содержит большое количество справочного материала: схемы, таблицы, словари (орфографический, орфоэпический, толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, словарные слова, словарь фразеологизмов.

Деятельностный подход, основанный на принципе: учителю – легко, ученикам – интересно, вместе – эффективно.

В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения,  технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
  • степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового                       (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки,  раздаточный материал).

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итогового контрольного диктанта.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:

– отличительные признаки основных языковых средств: слова, словосочетания, предложения, текста;

– названия и отличительные признаки:

а) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание),

б) частей речи, включая личные местоимения,

в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

– правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения).

уметь:

– практически использовать знания алфавита при работе со словарем;

– производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

– различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

– грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;

– обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;

– уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;

– владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;

– овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление); в ситуациях повседневного и учебного общения.

Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по русскому языку:

Личностные:

1) осознание языка как основного средства человеческого общения;

2) восприятие русского языка как явления национальной культуры;

3) понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.

Предметные:

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Литература и средства обучения

  1. Основная литература
  • Сборник рабочих программ. Школа России. 1-4 класс.- М.: Просвещение  

2. Дополнительная литература

  • Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.)

3. Учебные и справочные пособия.

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение.
  • Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку  для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение.
  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс/Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО.

4. Учебно-методическая литература.

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 4 класс». М.: Просвещение
  • Канакина В.П., Щеголёва Г.С. русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы.
  • Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.4 класс. М.:ВАКО

5. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран.
  • Компьютер.
  • Сканер.
  • Принтер лазерный.

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Дата

По плану

Фактически

1.

Повторение.

9

04.09-18.09

2.

Предложение.

8

19.09-02.10

3.

Слово в языке и речи.

16

03.10-06.11

4.

Имя существительное.

33

07.11-16.01

5.

Имя прилагательное.

27

17.01-12.03

6.

Местоимение.

8

13.03-26.03

7.

Глагол.

25

27.03-15.05

8.

Повторение

10

16.05-31.05

Всего

136ч

Содержание

Повторение (9 ч)

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.

Развитие речи: Обучающее изложение.

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Предложение (8 ч)

Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

Развитие речи: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»; Обучающее изложение.

Проект: «Похвальное слово знакам препинания».

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Слово в языке и речи (16 ч)

Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Развитие речи: Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»; обучающее изложение.

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Имя существительное (33 ч)

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Развитие речи: Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»; обучающее изложение (2 ч); сочинение по картине В.А. Тропинкина «Кружевница»

Проект: «Говорите правильно».

Контрольные диктанты: по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»; за первое полугодие.

Имя прилагательное (27 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

    Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Развитие речи: Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов»; выборочное изложение описательного текста; изложение описательного текста; сочинение-отзыв  по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»; сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Проект: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина».

Контрольная работа: по теме «Имя прилагательное»

Контрольные диктанты: по теме «Имя прилагательное».

Местоимение (8 ч)

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Развитие речи: изложение повествовательного текста.

Контрольные диктанты: по теме «Местоимение»

Глагол (25 ч)

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Развитие речи: Изложение повествовательного текста по цитатному плану; сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; изложение повествовательного текста (2 ч).

Проект: «Пословицы и поговорки».

Контрольная работа по теме «Глагол»

Контрольные диктанты: по теме «Глагол».

Повторение (10 ч)

Развитие речи: Изложение повествовательного текста по цитатному плану; сочинение на тему «Мои впечатленияот картины И.И. Шишкина «Рожь».

Контрольные диктанты: итоговый контрольный диктант.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Формы контроля

Входная контрольная работа

Диктант

Клюква.

      Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

     В начале апреля отправились дети на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропку. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

Грамматическое задание.

  1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
  2. Обозначь грамматическую основу в третьем предложении.

Итоговые контрольные работы.

Диктант.

Последние денёчки.

         Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно бегут ребятишки по последнему снежку

          Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание

  1. В последнем предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.
  2. Разбери по составу слова природа, пришкольный, приветливый.

Контрольное списывание.

Задание: Списать, раскрывая скобки. Обозначить приставки, подчеркнуть глаголы с частицей не.

         

        Когда мы (вы)ходим (в)поле, мы видим, как там, вдали, небо (со)единяется  (с)землёй. Сколько раз мы пытались (до)йти (до)того места, где небо (со)единяется (с)землёй, и ничего у нас (не)получалось. Мы идём (к)этой полоске, но она (у)даляется (от)нас.

         А почему она (у)даляется? Ведь мы только хотим (на)неё (по)смотреть. Стоит нам (с)делать шаг – и она (ото)двигается (на)шаг. А если мы (по)едем (от)неё – она движется (за)нами. Можно идти всю жизнь –и никогда (не)придёшь.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Дата

(факт)

Тема урока

Повторение 9часов

1

1 нед.

Знакомство с учебником.

Наша речь и наш язык.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку с включением в него диалога

2

Текст. План текста  Типы текстов.

Развитие речи.

Составление устного рассказа на выбранную тему

3

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

4

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

Контрольное списывание

5

2 нед.

Обращение. Основа предложения. 

6

Главные и второстепенные члены предложения.

  Входная диагностическая работа

7

Распространённые и нераспространённые предложения.

Проверочная работа №1 по теме «Повторение»

8

Словосочетание.

Развитие речи.

Восстановление деформированного текста

9

3 нед.

Контрольный диктант №1  по теме «Повторение»

Предложение 8 часов

10

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Однородные члены предложения (общее понятие)

11

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления

12

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов

13

4 нед.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Словарный диктант №1

14

Обобщение знаний об однородных членах предложения.

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

15

Простые и сложные предложения

16

Знаки препинания в сложном предложении

17

5 нед.

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение»

18

Лексическое значение слова. Заимствованные слова.

Устаревшие слова. Многозначные слова

19

Синонимы. Антонимы. Омонимы

20

Фразеологизмы.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку и фразеологизму

21

6 нед.

Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова

22

Состав слова. Суффиксы и приставки

23

 

Разбор слова по составу                                                                  каникулы

24

Правописание гласных и согласных в корнях слов

25

7 нед.

Упражнение в написании приставок и суффиксов

26

Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.

Словарный диктант №2

27

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Развитие речи.

Составление объявления

28

Части речи

29

8 нед.

Части речи

30

Контрольное списывание №1

Наречие                                                                                              

31

Наречие.

Проверочная работа №2 по теме «Части речи»

32

Контрольный диктант №3 по теме «Части речи»

33

9 нед.

Развитие речи.

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Имя существительное 33 часа

34

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Изменение по падежам

35

Признаки падежных форм имён существительных

36

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

37

10 нед.

Несклоняемые имена существительные

38

Контрольный диктант «Итоговый за 1 триместр»

39

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных

40

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

41

11 нед.

2-е склонение имён существительных

42

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

43

3-е склонение имён существительных                                            каникулы

44

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения    

                                                                                                             

45

12 нед.

  Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег»

46

 

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

47

Именительный и винительный падежи

48

Родительный падеж

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже

49

13 нед.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

50

Дательный падеж

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже

51

Творительный падеж

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже

52

Предложный падеж

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже

53

14 нед.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

54

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

55

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Словарный диктант №3  

56

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

57

15 нед.

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе  Контрольное списывание №2

58

Контрольный диктант №4 за I полугодие

59

Анализ ошибок, допущенных в контрольных работах. 

Именительный падеж множественного числа

60

Родительный падеж множественного числа

61

16 нед.

Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных

62

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

63

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа

каникулы

64

Проверочная работа №4 по теме «Имя существительное».

Развитие речи.

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу                                                                                                

65

17 нед.

Проект «Говорите правильно!»

66

Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное»

Имя прилагательное 27 часов

67

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Значение и употребление в речи.

Словообразование имён прилагательных

68

Род и число имён прилагательных

69

18 нед.

Род и число имён прилагательных.

Развитие речи.

Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»

70

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»

71

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

72

Склонение имён прилагательных.

Развитие речи.

Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов»

73

19 нед.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

74

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

75

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

76

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

77

20 нед.

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

78

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

79

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода  

80

Развитие речи.

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания

81

21 нед.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе

82

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

83

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

84

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

85

22 нед.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

86

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

каникулы

87

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Развитие речи.

Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости»

88

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа                                                                      

89

23 нед.

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

90

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Развитие речи

Изложение повествовательного текста

91

Обобщение знаний об имени прилагательном

92

Проверочная работа №5 по теме «Имя прилагательное».

Развитие речи.

Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

93

24 нед.

Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное»

Личные местоимения. 8 часов

94

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Роль местоимений в речи

95

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица

96

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

Развитие речи.

Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога

97

25 нед.

Словарный диктант №4

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

98

Контрольное списывание № 3

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

99

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

100

Морфологический разбор местоимений.

Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения» 

101

26 нед.

Контрольный диктант №7по теме «Местоимение»

 

Глагол 25 часов

102

   Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Глагол как часть речи (повторение)

103

Время глагола

Изменение глаголов по временам

104

Неопределённая форма глагола

105

27 нед.

Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме

106

Развитие речи.

Изложение по самостоятельно составленному плану

107

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)

108

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени

109

28 нед.

Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами

110

 

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»                                                                                                   каникулы

111

Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени

112

Спряжение глаголов в будущем времени

113

29 нед.

Личные окончания глаголов I и II спряжений  

.                                                                                                    

114

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

115

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме                                                                                          

116

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.                                                                             

117

30 нед.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени  

118

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

119

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

120

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

121

31 нед.

Развитие речи.

Изложение деформированного повествовательного текста

122

Правописание глаголов в прошедшем времени

123

Правописание глаголов в прошедшем времени

124

Словарный диктант № 5 Обобщение по теме «Глагол».

Морфологический разбор глагола

125

32 нед.

  Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»

126

Контрольный диктант №8 по теме «Глагол»

Повторение 10 часов

127

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

128

Контрольное списывание № 4

Повторение по теме «Наша речь и наш язык»

129

33 нед.

Развитие речи.

Повторение по теме «Текст»

130

Повторение по теме «Предложение»

131

Контрольный диктант № 9 по теме «Правописание изученных орфограмм»

132

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Повторение по теме «Имя существительное»

133

34 нед.

Орфограммы в значимых частях слова

134

Орфограммы в значимых частях слова

135

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

136

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

137

35 нед.

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

138

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания №1

ШМО учителей начальных классов

От ________________

_____________(Рамина Е.Е.)

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УМР

______________(Фокина Е.В.)

______________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...