Игра-путешествие «Части слова»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие «Части слова»
Цель: развитие познавательного интереса.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес.
- Расширять активный словарь.
- Прививать бережное отношение к русскому языку.
Ход занятия:
1. Введение в игру.
– Внимание на доску (тема, эпиграф о русском языке, портреты писателей) кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Наш самый важный гость – его Величество Русский Язык. Учащиеся читают высказывания о русском языке.
2. Путешествие по станциям.
– Сегодня мы повторим «части слова» и для этого отправимся в путешествие по станциям.
(деление класса на 4 команды)
I. «Наши родственники».
– Во время прогулки мы встретили семью гусей и гусеницу (иллюстрация).
– А вы кто? – спросила гусеница.
– Я папа-гусь это мама-гусыня, это наши детки-гусята, а вы кто?
– А я ваша тетя – гусеница.
– Разве это правда? Гусеница тётя гусей?
Если у слов гусь, гусыня, гусята и гусеница есть общая, одинаковая часть, то может ли это означать, что они однокоренные? (Нет)
Реши в команде.
Игра «Найди лишнее».
Смех | Вода | Лес | Пар | Лист |
Смешной | Подводник | Лесной | Париться | Листок |
Смешать | Водитель | Лесник | Парочка | Листочек |
Смешить | Водный | Лесок | Парное | Листопад |
| Водяной | Леска | Пареный | Хлестать |
– Как вы узнали, что именно это слово будет лишним?
– Что это за слова? Почему они так называется? (у них один корень, они близки по значению)
– Эту часть слова мы сможем найти в земле. (корень).
II. Станция «Корневая»
– Что же такое корень?
Это главная неизменяемая часть слова. Как дерева нет без корня, так и нет слов без корня.
Мы видим, что корни в словах выделены, но наши друзья, живущие на этой станции, сомневаются правильно ли они это сделали и просят нас проверить. (подбирают однокоренные слова).
– Мы справились с поставленной задачей и можем продолжить свой путь.
Физ.минутка.
III. Станция «Приставочная»
Выдаются сюжетные картинки, которые обозначают слова:
– Образуйте новые слова используя только приставки.
– Какова роль приставки в слове? (образование новых слов с отличающимся значением).
IV. Станция «Суффиксальная».
– Ребята, посмотрите, что там в дали – это чудесное дерево с необычными листьями.
На дворе осень, а наше чудесное дерево ещё не рассталось со своими листиками. Поможем ему это сделать.
– Выберите нужный суффикс и образуйте новые слова.
V. «Добро пожаловать домой».
– Наше путешествие почти завершилось, а мы еще должны успеть вернуться домой и выполнить одно увлекательное упражнение.
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
– Мы с вами можем собрать слова из составляющих частей?
Ребята выстраиваются с частями слов в таком порядке, чтобы слово было верным.
щие уча ся
его треть
са клас
цы од мол
VI. Игра «А я могу больше»
– Нужно придумать как можно больше слов к схемам.
3. Рефлексия.
Вот и закончились наши приключения на сегодня.
– Кто помнит, где мы были?
– Что любопытного узнали?
– А что именно мы повторили, можем узнать, разгадав кроссворд.
- Часть слова, которая стоит после корня. (суффикс)
- Часть слова, которая стоит перед корнем. (приставка)
- К какому слову нельзя задать вопрос? (предлог)
- Слова, имеющие одинаковый корень и общий смысл. (однокоренные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН "Кулинария слов" и игра - путешествие "Через волшебный лес"
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
Игра - путешествие часть 1
В страну Здоровья...
Игра - путешествие часть 2
В страну Здоровья...
Игра-путешествие "Волшебные слова"
Учитель начальной школы со временем накапливает богатый опыт работы по формированию и совершенствованию культуры общения и речевого этикета. Одним из распространенных методов работы является беседа. П...
Театрализованная игра-путешествие "Город Вежливых слов"
Данный материал познакомит детей с вежливыми словами и основами культуры поведения и общения....
Внеклассное мероприятие Игра путешествие "Город вежливых слов"
Конспект внеклассного мероприятия составлен для обучающихся 1 - 2 классов...