Игра-путешествие «Части слова»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Захарова Нина Олеговна

Игра-путешествие «Части слова»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-puteshestvie.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие «Части слова»

Цель: развитие познавательного интереса.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес.
  • Расширять активный словарь.
  • Прививать бережное отношение к русскому языку.

Ход занятия:

1. Введение в игру.

– Внимание на доску (тема, эпиграф о русском языке, портреты писателей) кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Наш самый важный гость – его Величество Русский Язык. Учащиеся читают высказывания о русском языке.

2. Путешествие по станциям.

– Сегодня мы повторим «части слова» и для этого отправимся в  путешествие по станциям.

(деление класса  на 4 команды)

I. «Наши родственники».

– Во время прогулки мы встретили семью гусей и гусеницу (иллюстрация).

– А вы кто? – спросила гусеница.

– Я папа-гусь это мама-гусыня, это наши детки-гусята, а вы кто?

– А я ваша тетя – гусеница.

– Разве это правда? Гусеница тётя гусей?

Если у слов гусь, гусыня, гусята и гусеница есть общая, одинаковая часть, то может ли это означать, что они однокоренные? (Нет)

Реши в команде.

Игра «Найди лишнее».

Смех

Вода

Лес

Пар

Лист

Смешной

Подводник

Лесной

Париться

Листок

Смешать

Водитель

Лесник

Парочка

Листочек

Смешить

Водный

Лесок

Парное

Листопад

 

Водяной

Леска

Пареный

Хлестать

– Как вы узнали, что именно это слово будет лишним?

– Что это за слова? Почему они так называется? (у них один корень, они близки по значению)

– Эту часть слова мы сможем найти в земле. (корень).

II. Станция «Корневая»

– Что же такое корень?

Это главная неизменяемая часть слова. Как дерева нет без корня, так и нет слов без корня.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/511850/img1.gif

Мы видим, что корни в словах выделены, но наши друзья, живущие на этой станции, сомневаются правильно ли они это сделали и просят нас проверить. (подбирают однокоренные слова).

– Мы справились с поставленной задачей и можем продолжить свой путь.

Физ.минутка.

III. Станция «Приставочная»

Выдаются сюжетные картинки, которые обозначают слова:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/511850/img2.gif

– Образуйте новые слова используя только приставки.

– Какова роль приставки в слове? (образование новых слов с отличающимся значением).

IV. Станция «Суффиксальная».

– Ребята, посмотрите, что там в дали – это чудесное дерево с необычными листьями.

На дворе осень, а наше чудесное дерево ещё не рассталось со своими листиками. Поможем ему это сделать.

– Выберите нужный суффикс и образуйте новые слова.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/511850/img3.gif

V. «Добро пожаловать домой».

– Наше путешествие почти завершилось, а мы еще должны успеть вернуться домой и выполнить одно увлекательное упражнение.

Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

– Мы с вами можем собрать слова из составляющих частей?

Ребята выстраиваются с частями слов в таком порядке, чтобы слово было верным.

щие  уча  ся

его  треть

са  клас

цы  од  мол

VI. Игра «А я могу больше»

– Нужно придумать как можно больше слов к схемам.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/511850/img4.gif

3. Рефлексия.

Вот и закончились наши приключения на сегодня.

– Кто помнит, где мы были?

– Что любопытного узнали?

– А что именно мы повторили, можем узнать, разгадав кроссворд.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/511850/img6.gif

  1. Часть слова, которая стоит после корня. (суффикс)
  2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (приставка)
  3. К какому слову нельзя задать вопрос? (предлог)
  4. Слова, имеющие одинаковый корень и общий смысл. (однокоренные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Кулинария слов" и игра - путешествие "Через волшебный лес"

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Игра - путешествие часть 1

В страну Здоровья...

Игра - путешествие часть 2

В страну Здоровья...

Игра-путешествие "Волшебные слова"

Учитель начальной школы со временем накапливает богатый опыт работы по формированию и совершенствованию культуры общения и речевого этикета. Одним из распространенных методов работы является беседа. П...

Театрализованная игра-путешествие "Город Вежливых слов"

Данный материал познакомит детей с вежливыми словами и основами культуры поведения и общения....

Внеклассное мероприятие Игра путешествие "Город вежливых слов"

Конспект внеклассного мероприятия составлен для обучающихся 1 - 2 классов...