Сказочное путешествие в страну больших букв.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Захарова Нина Олеговна

Сказочное путешествие в страну больших букв.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnoe_puteshestvie.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сказочное путешествие в страну больших букв.

Цель: развитие познавательного интереса к русскому языку.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес, внимание.
  • Создать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду.

Оборудование: ноутбук, проектор, портреты сказочников, иллюстрации персонажей, вагоны с кличками, индивидуальные карточки для  работы, листы путешественников.

Ход занятия:

– Ребята, я очень рада видеть всех вас! Давайте поделимся нашим великолепным настроением друг с другом. Я подарю улыбку вам, а вы мне. Ведь улыбка как маленькая частичка солнца, которая несёт счастье всем окружающим людям. Чем больше вы улыбаетесь, тем больше понравитесь людям вокруг вас. (также ребята дарят друг другу  картинки-смайликами.)

 Скажите, пожалуйста, кому из вас нравится путешествовать? А кому хочется начать путешествие прямо сейчас? Путешествовать можно различно, кто-то путешествует пешком, кто-то при помощи какого-нибудь транспорта. Отгадайте загадку и узнаете, на чём отправимся в путешествие мы:

Братцы в гости снарядились,

Друг – за другом уцепились,

И помчались в путь далёкий

Лишь оставили дымок (паровоз)

 Наш путь лежит в удивительную страну, её нет на наших географических картах. Мы должны собрать рассыпанные буквы так, чтобы получилась фраза, и тогда узнаем название нашей страны.

«Страна больших букв»

– Кто являются жителями этой страны? (большие буквы).

Для нашего путешествия все готово. Наш паровоз уже мчит нас в далёкие дали и вот мы видим станцию, она называется «Вспоминай-ка».

Кто помнит правило употребления заглавной буквы? (повторение правила).

Здорово, мы справились и можем продолжить путь. И следующий этап путешествия привел нас к станции «Узнавай-ка».

– Ребята, задумывались вы когда-нибудь о том, откуда произошло ваше имя? (Ответы детей).

– Так вот, сегодня мы с вами познакомимся с наукой, которая занимается изучением имён собственных (Входит «ономастика»).

Подскажи-ка, юный друг,

Тебя как у нас зовут?

Имена и те и эти

За характер наш в ответе.

«Из людей никто не бывает безымянным» – это слова из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – Гомеровской «Одиссеи», которое было создано десять тысяч лет назад.

В наши дни мы твёрдо знаем, что человек не может жить без личного имени. А в далёком прошлом не было разделения на собственные имена и нарицательные. Это различие появлялось постепенно, на протяжении тысячелетий, люди сами этого не замечали.

Изначально в личных именах укрепились какие-либо особые признаки называемого (Шея, Губа, Чернава, Несмеяна), что-то из окружающего мира (Дуб, Топор, Бык, Щука), выражение взаимоотношений родителей с детьми (Ждан, Милава, Неждана, Забава). Это первоначальные имена, которые могут появляться из нарицательных слов. Со временем к ним возвращались и вновь называли ими детей в честь предков. Так они переходили в разряд собственных имён. Такие имена сейчас у большинства людей, а первоначальные имена мы можем встретить лишь в малых народностях которые живут в отдалённых уголках нашей планеты.

Сейчас мы с вами поговорим о ваших именах. Вот они – на ромашке, найдите своё и расскажите всем о нём.

А сейчас скорее в путь! дальше нас ждёт станция «Сказочные герои»

– Давайте угадаем, кто же нас встречает:

Он коварнейший злодей,

Им пугают всех детей.

Живет он не в Малаховке

А в жаркой-прижаркой Африке.

Носит пистолет и нож,

Учиняет он грабёж,

Нет разбойника страшней,

Кто же это? – … (Бармалей)

Он в лесу у нас живёт,

Лечит весь лесной народ.

Всем на помощь он спешит –

Добрый … (Доктор Айболит).

Он – великий умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок Командир (Мойдодыр)

Старушка, от которой убежала вся посуда… (Федора)

– Федора, Мойдодыр, Айболит, Бармалей…

– Что общего у этих слов? (все эти слова – имена, пишутся с большой буквы).

– В листах путешественников отметьте правильные ответы. Выделите орфограммы.

– Назовите сказки, в которых живут эти персонажи? Кто автор этих сказок?

– А мы отправляемся дальше.

Перед нами станция «Сказочники».

– Посмотрите на портреты, назовите фамилии и отметьте их в листах путешественников, выделив орфограмму (Чуковский, Пушкин).

– Как будем писать фамилии? (с большой буквы)

И снова в путь, мы прибыли на станцию «Размышляй-ка»

Вашему вниманию предоставляется стихотворение, только по-моему, что то с ним не так...

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли жучкой.

А хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще была у них

Курица буренка.

А еще у них была

Собачонка мурка.

Что это за слова (М, м)урка, (Ж, ж)учка, (Б, б)уренка? (вагончики с кличками)

– Вставим пропущенные буквы. Бб, Мм, Жж.

– Какие буквы выберем? Почему? (клички животных пишем с большой буквы)

– Соедините правильно: (названия животных и клички)

– Запишите пары слов: кошка мурка, собака жучка, корова бурёнка.

Станция «Отдыхай-ка» – 1. Физ.минутка с участием животного с кличкой «Хомка».

 2. Зрительный тренажер (электронный, перемещающиеся сказочные персонажи).

– А перед нами новая станция – «Угадай-ка».

– Кого мы здесь видим?

На метле летает,

Ребятишек похищает,,

В избушке с курьими ножками живёт,

С Лешим и Кощеем дружбу ведёт. (Баба Яга)

– Где живёт Баба Яга?

– На чем летает?

– Соберите предложение из распавшихся слов.

Речкой баба летит Яга над

 Прочитайте и зафиксируйте в листах путешественника.

– Какое правило о записи предложения мы знаем?

Итог:

Вот и закончилось наше путешествие.

– Где оно происходило? (в стране «Больших букв»).

– Какие слова пишем с большой буквы?

– Кого мы встретили во время путешествия?

– Те, кому понравилось наше путешествие пройдите и прикрепите на доску смайлик, который вы получили в начале занятия.

Оценивание: всем ребятам выдаются большие картонные «пятерки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое путешествие в страну больших букв. Разработка урока для 1 класса.

Разработка нестандартного по  форме урока русского языка в начальной школе позволяет достичь необходимого воспитательно-образовательного эффекта. Учебные задачи, решаемые на уроке, предполагают н...

Открытый урок по теме: "Путешествие в страну больших букв" 4 класс.

На этом уроке я закрепила знание детей о написании имён собственных. Воспитывала любовь к Родному краю....

Путешествие в страну больших предметов и маленьких.

Конспект урока по математическим представлениям для детей с ОВЗ...

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: « Путешествие в страну заглавных букв»

Тема: « Путешествие в страну заглавных букв»Цель урока:обобщить и закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных,продолжать развивать практические навыки написа...

Внеклассное занятие "Сказочное путешествие в страну Дружбы"

Данное занятие направлено на формирование нравственных качеств и развитие познавательной активности учащихся....

Урок русского языка "Страна больших букв"

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием  имен собственных, обозначающих название городов, рек, морей.Задачи урока:–  предметные: научить видеть заглавную  букву в имен...

Внеурочная деятельность кружка "Развивай- ка" В сказочное путешествие в страну Логики. 1 класс

Я предлагаю вам вместе с нашими гостями отправиться в путешествие.  Для этого вам нужно применить  свое внимание, находчивость, смекалку.Ребята, смотрите, в сказке нас встречают сказочные ге...