Урок русского языка "Страна больших букв"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Булгакова Оксана Анатольевна

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием  имен собственных, обозначающих название городов, рек, морей.

Задачи урока:

–  предметные: научить видеть заглавную  букву в именах собственных; писать большую букву в словах, обозначающих географические объекты;

-  познавательные: учиться анализировать, сравнивать, обобщать понятия  и языковые единицы;

- регулятивные:  удерживать учебную задачу, оценивать результат своего труда;

- коммуникативные : развивать способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением;

 - воспитательные: продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата; воспитывать внимание, самостоятельность, самоконтроль, аккуратность, прививать интерес к предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_bolshih_bukv_2.docx25.77 КБ
Файл strana_bolshih_bukv.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Страна больших букв

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием  имен собственных, обозначающих название городов, рек, морей.

Задачи урока:

–  предметные: научить видеть заглавную  букву в именах собственных; писать большую букву в словах, обозначающих географические объекты;

-  познавательные: учиться анализировать, сравнивать, обобщать понятия  и языковые единицы;

- регулятивные:  удерживать учебную задачу, оценивать результат своего труда;

- коммуникативные : развивать способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением;

 - воспитательные: продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата; воспитывать внимание, самостоятельность, самоконтроль, аккуратность, прививать интерес к предмету.

Оборудование:

Экран, презентация, карта, задания для групповой работы, карточки, тетради, видеосюжет


1.Самоопределение к деятельности

Ребята! Я желаю сегодня вам на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов и результатов урока.

На доске записаны фразеологизмы.

 Бить баклуши    - бездельничать

 Заруби на носу - запомнить

 Как курица лапой     – небрежно писать

 Засучив рукава – усердно, старательно  работать

 Знать назубок – превосходно ,твердо, наизусть

- Как можно назвать эти сочетания слов?   (Фразеологизмы)

- Что такое  фразеологизмы?

(УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, КОТОРЫЕ   МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ  1 СЛОВОМ)

Продолжите фразу, используя устойчивые сочетания

- Сегодня мы будем работать как…… засучив рукава

- Новые открытия мы будем знать как ….. назубок

- Новые правила надо будет….. Зарубить на носу

2.  Минутка чистописания

 На доске слова:  СЕТКА,  ЕЛЬ, ЗАЕЗД, ПЕСНЯ

Сегодня на уроке мы буде писать букву, которая есть во всех данных словах и может разделить их на 2 группы.

- Какая это буква?

- Разделите слова на 2 группы в зависимости от того, какую роль играет буква Е?

- Вспоминаем написание строчной буквы е:

   ееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее

          Послушайте  небольшую  логическую задачу

Две девочки: Есения и Елена имеют разные фамилии: Чуйкова и Щукина.

У Есении фамилия Щукина, какая фамилия у Елены?

Какие к  недавно изученному правилу подходят слова в этом задании?

А что еще есть у каждого человека помимо фамилии и имя?

Сколько звуков обозначает буква Е  в начале этих слов?

Мы повторили написание строчной буквы е , а сейчас пропишем заглавную букву Е.

     ЕЕЕ ЕЕЕ ЕЕЕ ЕЕЕ ЕЕЕ ЕЕЕ ЕЕЕ ЕЕЕ ЕЕЕ ЕЕЕ ЕЕЕЕ

3.Актуализация и постановка учебной задачи

Посмотрите на слайд.

- Что нужно сделать, чтобы запись была понятна.

СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ

(открываем физическую карту России )

- Предположите, с какими еще правилами мы познакомимся на урок , посетив, эту страну?

Мы отправимся в заочное путешествие, по нашей стране Россия.

(Учитель читает слова  Александра Шибаева)

Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!

И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

4.«Открытие» учащимися нового знания

Отправляемся в страну больших букв. Из города Курска 50 школы.

Каким будет второй город мы узнаем, открыв учебник на стр. 15, упр. 23 В каком городе находится собор Василия Блаженного?

Работа по учебнику упр.22 списываем 1 предложение.

На карте появляется  Москва – Казань – Омск – Магадан

Мы побываем  в  этих городах. Запишем в тетради предложение

Мы  побывали  в городах: Курск, Москва, Казань, Омск, Магадан.

Устно проговариваем анализ предложения

( На доске заготовка)

Учитель:

Что объединяет все эти слова?

Какое первое правило Вы должны зарубить на носу

НАЗВАНИЯ  ГОРОДОВ – ЭТО ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ.

 НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ ПИШЕМ  С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ.

Только ли города….

 Интересными фактами о названии деревень, поселков. СЛАЙД

Ребята, а в каких поселках или деревнях живут ваши бабушки и дедушки?

Физминутка   (зрительная гимнастика)

Территория нашей страны разнообразна.

Давайте глазками проследим наш маршрут по движению моей указки.

   

Наш путь необычен по извилистой буквенной дорожке

(слайд с изображением  буквенной дорожки)

 - Найдите в записи слова

- Я хочу познакомить Вас с интересными названиями рек( ребусы )

Лена

Яна
Видеосюжет о реке Лене

- Могут ли эти слова употребляться в другом значении…

- Как такие слова называются в русском языке?(ОМОНИМЫ)

Амур( ребус)

ВОЛГА - Река Волга – величественная по своей красоте, мощности, ее называют «царицей» русских рек.

Сейм

5.Первичное закрепление

Оформление записи в тетрадях

Лена, Яна, Волга, Сейм – реки России.

- Какое второе правило мы должны знать назубок?

НАЗВАНИЕ МОРЕЙ, ОЗЕР, РЕК- это географические названия. Они относятся к именам собственным, а значит

 ПИШЕМ С ЗАГЛАВНОЙ  БУКВЫ

6.Обобщение

Работа в парах ( цветовой индекс).

КАРТОЧКА1

корова                                          Мурка

коза                                              Шарик

кошка                                           Зорька

собака                                           Крикун

петух                                             Белянка                                    

          КАРТОЧКА 2

город                                             Волга

река                                                Чёрное

море                                              Белгород

деревня                                         Конышевка

         

          КАРТОЧКА 3

           

          ученик                                         Сергеевич

                                                                 Анна

                                                                 Павлов

          ученица                                         Жукова

                                                                 Анатольевна

                                                                 Николай

7. Рефлексия

Как  же называется наша СТРАНА  БОЛЬШИХ  БУКВ, в которой мы живем? …

Нам предстоит сделать еще много открытий о нашей великой стране!

Наша великая страна богата людьми, а значит каждый из нас частичка этой великой державы!

ПЕСНЯ « Край, в котором ты живешь»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя собственное

Слайд 2

ветка, ель, заезд, песня ветка песня ель заезд

Слайд 3

Есения Елена Щукина Чуйкова

Слайд 4

СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ

Слайд 5

Самое короткое название поселка А – деревня в Норвегии

Слайд 6

Самое длинное название Самое длинное географическое название в мире принадлежит холму на северном острове Новой Зеландии. Название состоит из 57 букв.

Слайд 7

Гимнастика для глаз

Слайд 8

гптрекаждонп опкозеротщо готбвморедчм гпт река ждонп опк озеро тщо готбв море дчм

Слайд 10

ученик ученица Сергеевич Анна Павлов Жукова Анатольевна Николай

Слайд 11

ученик ученица Сергеевич Анна Павлов Жукова Анатольевна Николай

Слайд 12

корова коза кошка собака петух Мурка Шарик Зорька Крикун Бурёнка

Слайд 13

корова коза кошка собака петух Мурка Шарик Зорька Крикун Бурёнка

Слайд 14

город река море деревня Волга Чёрное Белгород Кукуевка

Слайд 15

город река море деревня Волга Чёрное Белгород Кукуевка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных"

Тема: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»Цель: Обобщить знания и умения по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»Задачи:o   Обобщение...

Проект урока развивающего обучения по русскому языку "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Проект урока развивающего обучения по  русскому языку  ( система Л.В.Занкова)...

Конспект урока по русскому языку «Большая буква в написании имен собственных».

Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр 59,  в учебнике   Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 кл) Тип урока        открытие...

Открытый урок русского языка "Большая буква в именах собственных" 2 класс.

Знакомство учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц, деревень, городов. Учить распознавать имена собственные, прививать любовь к с...

Урок русского языка. Большая буква в именах и фамилиях людей.

Учть детей правильному написанию имен собственных....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок по русскому языку "Большая буква в именах собственных"

Цели урока:·     систематизировать знания о собственных именах и оформлении их в предложениях на письме;·     формировать навык письма;·...

Урок русского языка "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях", 2 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка во 2 классе. Система развивающего обучения Л.В. занкова....