Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: « Путешествие в страну заглавных букв»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шилова Наталья Петровна

Тема: « Путешествие в страну заглавных букв»

Цель урока:

  • обобщить и закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных,
  • продолжать развивать практические навыки написания имен собственных с заглавной буквы,
  • развивать свою речь, грамотно и красиво писать.

Задачи:

предметные

  • углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных.

метапредметные

  • развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений;
  • учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.

Тип урока:  урок закрепления знаний   

Оборудование: проектор, компьютер, карточки.

Форма урока: урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_puteshestvie_v_stranu_zaglavnyh_bukv.doc184.29 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2  классе.

Тема: « Путешествие в страну заглавных букв»

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Учитель: Доброе утро, ребята!

Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.

К нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними  и  подарим им свои улыбки и больше на уроке не отвлекаемся на гостей. ( Дети поворачиваются).

А теперь, тихонько сядем

  1. Актуализация знаний.

Определение темы урока и целей.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы отправимся в путешествие в одну страну. А что это за страна вы узнаете, если соберём рассыпанные буквы на доске.

Учитель: Кто догадался, как называется эта страна?

Дети: Страна заглавных букв.

Учитель: Почему же мы с тобой

Пишем с буквы прописной:

Котик Васька и Пушок;

Пёсик Шарик и Дружок;

Дети – Поля и Антон;

Дядя Коля, дед Семён;

Города - Рязань, Ковров;

Александров и Ростов;

Реки – Волга и Ока?

Скажешь всем наверняка!

Учитель: Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?

Дети: «Заглавная буква в именах собственных»  

Учитель: Какие цели ставите перед собой?

Дети: Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися)

Учитель: Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем:

  • закреплять знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных;
  • развивать свою речь, грамотно и красиво писать.;
  • продолжать развивать практические навыки написания имен собственных с заглавной буквы,

Учитель:  Ребята, каждый путешественник  ведет дневник наблюдений, куда записывает  все важные события, которые происходят во время путешествия. У каждого из вас, свой дневник наблюдений – это ваша тетрадь, откройте  ее и запишите дату нашего путешествия, а так же слова "Классная работа".

Я тетрадочку открою и как надо положу

Я друзья мои не скрою ручку я, вот так держу.

Сяду прямо не согнусь, за работу я примусь.

Не забудьте - писать надо красиво, аккуратно и разборчиво.

Минутка чистописания. 

Учитель:  Поедем мы на поезде, а чтобы получить билет  и занять свои места, нам необходимо выполнить одно задание. Посмотрите на экран. Найдите одинаковый звук в этих словах:

Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета.

Дети: Звук [г]

Учитель:   Дайте характеристику этому звуку?

Дети: Согласный, твердый, звонкий, парный.
Учитель:   Какой буквой этот звук обозначается на письме?

Дети: Буквой «гэ»

Учитель:  Давайте, разомнем наши пальчики.

ФИЗМИНУТКА

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.                                        (Сжимать и разжимать кулачки)

Учитель:   Напишите красиво и правильно заглавную букву Г столько раз, сколько хлопну в ладоши (4 раза), пропишите рядом строчную букву «гэ» столько же раз.

Молодцы! С заданием справились.

Все по местам, Скорее в путь, мои друзья.

Повторение изученного.

Учитель:   А вот и первая остановка.

Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?

Дети: это слова.

Учитель:   По какому признаку можем объединить эти слова? Или (К какой части речи относятся эти слова?)

Дети: К имени существительному.

Учитель:  Докажите?

Дети: Все слова обозначают предмет и отвечают на вопрос: КТО? И ЧТО?

Учитель:   На какие 2 группы можно разделить данные слова?

Дети: одушевленные и неодушевленные.

Учитель:   Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Дети: есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.

Учитель:   Какие слова относят к именам собственным?

Дети: К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.

Учитель:    Как нужно писать имена собственные?

Дети: с заглавной буквы.

Учитель:   А сейчас я проверю какие вы внимательные

«Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!» .

Собака, Дружок, корова, Буренка, село, река, Свирь, Иванов, Олег, фамилия, зяц, медведь, город, Подпорожье.

- Молодцы, тихонько сели.

Словарная работа. Картинный диктант.

Учитель:  Продолжаем наше путешествие.

Станция  «Грамотейкино».

Учитель: Отгадайте загадки, запишите словарные слова в дневнике наблюдений в столбик. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

  1. Эту птицу каждый знает,
    В теплый край не улетает.
    Эта птица - круглый год,
    Во дворе у нас живет.
    И чирикает она,
    Громко с самого утра:
    - Просыпайтесь поскорей. -
    Всех торопит 
    (Воробей)
  2. Летом ходит без дороги
    Возле сосен и берёз,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос.  
    (Медведь.)
  3. Вертится, стрекочет,
    Весь день хлопочет.
    (Сорока)
  4. У косого нет берлоги,
    Не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода – кора. 
    (Заяц.)

Слова: воробей, медведь, сорока, заяц.

- Подчеркните опасные места и поставьте ударение. (Самопроверка по образцу)

Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы в фамилиях людей.

Учитель: Образуйте от этих словарных слов фамилии и запишите их в свой дневник наблюдений. (Один ученик работает «за доской».)

Воробьёв, Медведев, Сорокин, Зайцев. (Самопроверка)

Учитель: Как записали фамилии?

Дети: с заглавной буквы.

Учитель: Подчеркните заглавную букву в словах.

Фамилии на Руси появились сравнительно недавно.

И об этом нам расскажет……..

Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.

Например: Рязанов, Донской, Болотин.

Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.

Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.

С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.

Запомните, что фамилии пишутся с большой буквы.

Упражнения в написании заглавной буквы в именах людей.

Учитель: Ребята, а вот и вторая остановка.

    Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же,  ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли, как их зовут и не могут сесть в поезд.

Учитель:  Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.

Выступление учащегося об имени.

Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.

Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям.

Учитель: У каждого из вас есть ИМЯ.  А вот, что значат ваши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку№1, найдите свое имя, прочитайте, что оно обозначает.

- Запишите свое имя в дневник наблюдений, рядом с вашей фамилией.

- Как записали свое имя?

Дети: с заглавной буквы.

Ольга  (скандинавс.) — «святая»

Алина (фр.-герм) - благодарная

Данил (др. евр.) – «бог – мой судья»

Андрей (греч.)  — «мужественный» «храбрый»

Егор (греч.) – «земледелец»

Дмитрий «принадлежащий Деметре, богине земледелия»

Виталий (лат.) – «жизненный»

Виктория (лат.)  -  победа

Владислав - “владеющий славой”

Милена (слав.) - «милая»

Максим (лат.) - превеликий

Артем(греческое) -  «безупречное здоровье»

Милана (итальян.) - «модница»

Анна - «Божья милость, благодать»

Никита (греч.) – победитель

Руслан (тат.) – лев

Кирилл (др.гр.) – «господин» «владыка»

Мария (др.евр.) – любимая, упрямая

Александр (греч.) – мужественный защитник

Юлия (лат.) – кудрявая, пушистая

Елена (древнегреч.) – солнечная, светлая, сияющая

Светлана – светлая.

Учитель: Давайте, узнаем имена наших потерявшихся пассажиров, если известно, что имя нашего пассажира имеет значение «победитель», а имя его сестры означает «светлая»

(Дети находят в карточках имена)

Дети: Никита и Светлана.

Учитель: Как напишите имена людей?

Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы.

Физкультминутка. Проводят дежурные.

 Упражнения в написании заглавной буквы в отчествах людей.

         

Учитель: Вот мы и подъехали к сказочной школе.  Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло.

Учитель:  Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка? А как следует обращаться к взрослым?

Дети: По имени и отчеству.

Учитель:  Откуда же появились отчества? Об этом нам расскажет………..

Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени.

Учитель:  Давайте узнаем, а какое отчество у наших героев Никиты и Светы, если их папу зовут Юра?

Поработаем в парах. Выполните задание по карточке № 2

Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

Виктор                                   Игоревич

Василий                                Алексеевич

Алексей                                Юрьевич

Ирина                                   Викторович

Юрий                                    Васильевич

 Проверка.

Учитель:  А какую ловушку я вам приготовила?

Дети:  Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.

Учитель:  Какой вывод вы можем сделать?

Дети: отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.

Запишите рядом со своей фамилией и именем свое отчество. Как записали? Подчеркните заглавную букву в отчестве.

Запомните: Отчества людей пишутся с заглавной буквы.

Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие. Мы проезжаем село Составляйкино.

 Предположите, что нужно сделать, чтобы вернуться домой?

Дети: составить из слов предложения.

Составьте предложения, запишите его в свои дневники наблюдений, подчеркните в словах  заглавную букву.

Выполните взаимопроверку.

Работа над предложением.

на сосне сидит пушистая белка

собака белка сторожит дом

Учитель: Какие правила написания предложения вы знаете?

Дети: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.

Учитель: Что вы можете сказать о словах в предложениях, которые произносятся одинаково?

Дети: в 1 предложении слово «белка» нарицательное, а во  2 предложении это слово собственное.

Учитель:  Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи являются главные члены в предложении?

Итог урока.

Наше путешествие  подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы  учились на уроке?

- Какова была цель нашего урока?

Дети:

  • обобщить и закрепить знания о правописании заглавной  буквы

      в именах собственных;

  • узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
  • развивать свою речь, грамотно и красиво писать.

- Достигли мы своей цели? Докажите.

- Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах, которые относятся к собственным именам – имена, фамилии, отчества людей. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы. Вы очень хорошо поработали.

Домашнее задание (творческое, дифференцированное)

Задание по выбору:

  • Записать названия улиц нашего города.
  • Придумать сказку о большой букве.

Рефлексия.

Все вы были внимательными, активными, Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.

- Посмотрите у вас на парте лежат конфеты, (Конфета нарисована на бумаге) на  них написаны  ваши  имена без первой буквы, запишите  ее.

Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям положите конфету в желтую вазу.

Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать –положите конфету в красную вазу.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…
  • научился, смог…
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2классе

Урок русского языка во 2 классе, на котором проводится обобщение и систематизация знаний и умений учащихся  по теме "Парные согласные". На уроке развиваются умения распознавать слова, которы...

урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"

Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. "Школа России" "Письмо строчной и заглавной буквы В, в"

Данный урок содержит  алгоритм организации уроков русского языка в период обучения грамоте....

Конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме «Путешествие по стране Языкознания».

Данный урок является заключительным уроком в обучении грамоте. Проводится как уроук отчёт для родителей, знакомит их с достижениями учащихся....

Урок русского языка во 2 классе «Какие слова пишутся с заглавной буквы»

Цели урока: продолжать формировать умение писать имена собственные с заглавной...

Урок русского языка 1 класс УМК школа России №5.25. Заглавная буква в словах

Цель :Познакомить учеников  с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и актуализировать способность к использованию изученного   правила   на письме.Задачи :Организов...