урок русского языка
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Солдатенко Светлана Вячеславовна

4 класс. Урок русского языка по теме «Правописание суффиксов -ик-, -ек-».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Солдатенко С.В. МАОУ СОШ № 5, учитель начальных классов.

30.11.2016г.

Урок русского языка по теме: «Правописание суффиксов -ик-, -ек-».

Цели: формировать  у учащихся представление о правописании суффиксов  –ик-, -ек-, умение применять это правило.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к  русскому языку, осознавать себя частью  учебного коллектива.

Регулятивные: ставить учебную задачу, сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Предметные: устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы, обосновывать её написание; устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове; использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

--Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете?

-Откройте тетради и запишите число, классная работа.

 Отвечают на вопросы.

Личностные: проявлять интерес к  русскому языку, осознавать себя частью  учебного коллектива.

Актуализация знаний.

- К сегодняшнему уроку я просматривала задания и прочитала предложение, которое заставило меня задуматься.

СИНИЙ КОЛОКОЛ КАЧАЕТСЯ В ПОЛЕ.  - Какую ошибку вы заметили в тексте данного предложения?

Какие слова нужно изменить, чтобы исправить эту ошибку?

-Подберите к данным словам однокоренные, чтобы они имели уменьшительно-ласкательное значение.

- Какое предложение теперь получилось?

СИНЕНЬКИЙ КОЛОКОЛЬЧИК КАЧАЕТСЯ В ПОЛЕ.

 Запишите в тетради.

Сделайте синтаксический разбор предложения.

Проверьте правильность выполнения  своей работы и оцените её.

Какая часть слова участвовала в образовании новых слов?

- Выделите суффиксы.

- Давайте вспомним, что мы знаем о суффиксе.

-С какими суффиксами мы познакомились? Какое они имеют значение?

Колокол не может быть синим. Не встречали колокол в поле.

Колокол, синий

Колокол – колокольчик, синий – синенький

СИНЕНЬКИЙ КОЛОКОЛЬЧИК КАЧАЕТСЯ В ПОЛЕ.

-Один ученик разбирает предложение на доске.

Проверят, оценивают свою деятельность и деятельность одноклассника.

 

Суффиксы

 Результаты на карточках выставляются на доске.

-Онок,  -ёнок, –еньк,- ик.

Уменьшительно - ласкательное

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию; анализировать.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: осознавать себя частью  учебного коллектива.

Регулятивные: ставить учебную задачу, сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель,

анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Постановка учебной задачи. 

Самоопределение к деятельности.

 На доске предложение:

        Этот ключик откроет хитрый  замочек.

– Найдите существительные с ласкательным значением. Выпишите эти слова. Выделите в них суффикс.

– Какую особенность суффиксов заметили?

– Какой возникает вопрос?

-Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков

-Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

-Что вы заметили? В каком положении находится, гласная? 

Какие орфограммы вы знаете на безударную гласную?

-А в какой части слова у нас пропущенная гласная?

-Можем ли мы с вами помочь Вите?

 -Сформулируйте тему урока

-Какие задачи поставим перед собой?

-У каждого на столе лежит лист самооценивания. Оцените свое умение писать суффиксы -ик_ и -ек-

-

ключик замочек.

Проверят по слайду, оценивают свою деятельность.

 

Разные буквы гласных в суффиксе.

Ученики формулируют вопрос, Почему в суффиксах существительных ­ек­, ­ик­ пишутся разные буквы – е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ­ек­, ­ик­?

Просмотр фрагмента, где перед Витей Перестукиным встаёт проблема открытия ворот.

В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ­ек­, ­ик­?

Гласная находятся в безударном положении

Буква непроверяемого безударного гласного в корне слова. Буква проверяемого безударного гласного в корне.

В суффиксе

Нет. Мы не знаем такого правила

Суффиксы пишутся не всегда так как произносятся.

Формулируют тему урока: «Правописание суффиксов -ик-, -ек-».

Формулируют задачи урока:

1.Познакомиться с новой орфограммой.

2. Находить слова с данной орфограммой в тексте.

3.Научиться правильно записывать слова с суффиксами –ик-, -ек-.

Личностные: осознавать себя частью  учебного коллектива.

Регулятивные: ставить учебную задачу, сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель,

анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Открытие нового знания.

Наблюдение и решение проблемы.  

 Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

Как мы можем узнать как правильно записывать слова с суффиксами –ик-, -ек-.

 Какой путь вы выбираете?

 

- Ребята, я предлагаю вам провести расследование.

- Понаблюдайте за словами с суффиксами –ик- и –ек- и сделайте выводы о том, когда  в словах пишется суффикс –ик-, а когда – суффикс -ек-.

         

Групповая работа

 – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

 (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей.

Карточка № 1

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик               (нет) кармашка

садик                            (нет) пенёчка

кармашек             (нет) садика

пенёчек                (нет) билетика

Карточка № 3

3 уровень

Поставьте существительные в форму Р.п.  подставляя к ним слово нет.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Карточка №4

4уровень

Измени число имен существительных подставляя к ним слово  много

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек.

ключик – ключиков

кораблик –

замочек –

сыночек–

Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». 

Как разрешил проблему Виктор Перестукин? 

Формулирование орфографического правила и сравнение его с правилом учебника на с.101

Если гласная сбежала,

Это «Е» была сначала:

Нет замочка, есть замочек-

Пишем «Е» без проволочек

Если гласная осталась,

То конечно, оказалось,-

Это «И», а суффикс –ик—

Это понял ученик.

    Составление алгоритма действий

   Давайте составим алгоритм определения гласной в суффиксах –ек- и –ик-. 

Какой первый шаг вы сделаете? (читаем слово)

-В какой форме вы поставите имя существительное? (родительного падежа или множественного числа)

-За какой частью слова будем наблюдать? (за суффиксом)

-Сколько вариантов ответа и, какие могут возникнуть? (два: гласный может сохраниться, а может исчезнуть)

-Какой выбор вы сделаете? (Если гласный сохранился, то -Давайте попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы пишем суффикс - ик-, в противном случае -ек-)

На доске:

1 шаг.         Измени форму слова

2 шаг.        Определи «беглая» ли гласная

Да ( пиши –ек)                                  Нет (  пиши – ик).

 Можно прочитать правило в учебнике.

Можно самим вывести это правило.

Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

В группах наблюдают за словами с суффиксами –ик- и –ек- и делают выводы о том, когда  в словах пишется суффикс –ик-, а когда – суффикс -ек-.

делают выводы и выступают у доски

Приблизительные выводы учеников, которые сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов:  есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–,  а во втором слове мы его не увидели.

2группа.

А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а  во  втором слове его нет, он исчез, пропал.

3 группа:

Поставили существительные в форму Р.п.  подставляя к ним слово нет.

Например:

ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.

4 группа:

мы изменили число имен существительных, подставляя  к ним слово много. Сделали вывод, что если изменив число слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-

Читают правило.

Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике

Составляют алгоритм определения гласной в суффиксах –ек- и –ик-.

учатся составлять алгоритм;

Личностные: проявлять интерес к  русскому языку, осознавать себя частью  учебного коллектива.

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения .

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Предметные: устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы, обосновывать её написание; составить алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Физминутка.

Первичное закрепление  

-Пользуясь алгоритмом, выполните упр.171 на стр.101

Деятельность учителя

-управляет первичным закреплением;

- создает условия для самоконтроля и самооценки;

- организует самостоятельную работу детей;

- наблюдает за деятельностью  детей;

-отвечают на вопросы;

- создает условия способствующие успешности детей.

Выполняют работу в парах  по образцу.

-решают типовые задания на новый способ действий;

- осуществляют самоконтроль и самооценку результатов действий;

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель.

Предметные: устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы, обосновывать её написание; использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

 Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материа

Работа по теме урока.

Рефлексия.

-Сейчас нам предстоит интересная работа на  стр.101 из упр.172

- Повторите тему нашего урока.

- Выпишите из упражнения слова, написание которых подходит к теме нашего урока.

Творческая работа.

Составление предложения путём моделирования.

- Отгадайте слово.

ОКЩНЕ  ( щенок)

Произнесите ласково. Щеночек. Какую гласную напишете в суффиксе?

Составьте предложение по схеме.

Где? Как? Что делал? Какой? Щеночек.

( Во дворе радостно прыгал пушистый щеночек.

В саду весело бегал лохматый щеночек.

В саду звонко лаял маленький щеночек.

Во дворе весело резвился пузатенький щеночек. И т. д.)

Самостоятельная работа  по карточкам

 Карточка № 1

супч_к

укропч_к

перч_к

помидорч_к

клубоч_к

звоноч_к

денёч_к

калач_к

ножич_к

цветоч_к

Количество ошибок: _____

-Все ли задачи урока мы выполнили?

Оцените на шкале своё умение писать слова с суффиксами –ик, -ек.

.

Открывают учебник на стр.101, выполняют задание.

Выполняют проверку.

Проводят самооценку.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют по эталону.

Оценивают свою работу на уроке.

Высказывают своё мнение

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…

Мне захотелось…

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения .

Познавательные: сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Предметные: устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы, обосновывать её написание; использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Личностные: осознавать себя частью  учебного коллектива.

Регулятивные: оценивать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: осознавать себя частью  учебного коллектива.

Регулятивные: оценивать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Домашнее задание.

Стр.101 упр 172 по заданию

Записывают домашнее задание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....