Технологическая карта "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта "Однокоренные слова" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.1._odnokorennye_slova.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Однокоренные слова» 3 класс

Тип урока: "открытие нового знания"

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • распознавать однокоренные слова;
  • выделять корень в однокоренных словах;
  • различать однокоренные слова и слова-синонимы;
  • приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку;
  • выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из текста.

Коммуникативные:

  • - умение оформлять свои мысли в устной речи;
  • - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивные:

  • - принимать и сохранять учебную задачу;
  • - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • - адекватно воспринимать оценку учителя;
  • - освоение способа решения проблемного поискового характера.

Ресурсы: учебник УМК «Школа России» Канакина В.П, Горецкий В.Г. с. 61 Русский язык, наглядный материал:

План работы

1.Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2мин)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2мин)

3. Этап выявления места и причины затруднения (1мин)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (7мин)

5.Этап реализации построенного проекта (10мин)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1-2 мин.)

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Наш родной язык – русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи :

  • «великолепие испанского»
  • «живость французского»
  • «крепость немецкого»
  • «нежность итальянского».

       Александр Сергеевич Пушкин считал, что «язык славяно - русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. Знать свой родной язык обязан каждый человек!

Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам  изучать его?

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, а для этого нужно его изучать!  

формирование способности к организации своей деятельности

Слушать и понимать речь других

Строить рассуждения в форме связи простых суждений

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин).

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Работа в тетрадях.

Число

Классная работа.

Посмотрите, какую букву будем прописывать?

б бе бр

б…рёзка

б…рёзовый

б…резняк

б…реза

-Пропущена гласная? Орфограмма?

Работают в тетрадях, прописывают буква Б в словах. Над каждым словом прописывают часть речи.

Пропущена непроверяемая гласная в корне

Планировать свою деятельность на уроке, организовать выполнение заданий учителя

Уметь слушать и слышать, выстраивать

осознанное речевое высказывание в устной форме

Самостоятельное выделение познавательной цели.

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин).

Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Что общего вы заметили в данных словах

Посмотрите на данные слова. (горох, яблоня, мак, одуванчик, смородина)

Каким общим словом вы их назовёте?

Какая часть растения является главной?

 

Как интересно получается, и в словах, в у растений есть корень.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

В них одинаковый корень

Все эти слова можно назвать одним словом – растения

Главная часть растения – корень

Сегодня мы поговорим об однокоренных словах

Принимать и сохранять учебную задачу

Слушать и понимать речь других

Умение сравнивать, делать выводы;

IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1—2 мин).

Цель  - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

 Еще раз прочитаем слова: березка, березовый, березняк, береза. Как называются эти слова?

Значит тема нашего урока?

Какие цели перед собой поставим?

Читают слова.

Это однокоренные слова, в них есть общая часть –корень

Тема урока: «Однокоренные слова»

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Устанавливать причинно-

следственные связи

V. Реализация построенного проекта (10-15 мин)

Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Выполним упр. 108. Прочитайте предложения, произнесите однокоренные слова и их корень. Какой сделаем вывод?

Прочитаем правило, убедимся правы мы или нет?

Работа в парах: на карточках записаны общие слова. Первая группа выписывает однокоренные слова с корнем ГУС, другая группа с корнем ВОД

Слова: гусёнок, гусыня, водица, водитель, гусеница, водный, гусь, вода.

Почему вы не взяли слова гусеница, водитель, ведь там тот же корень ?

Выполняют упр. устно

Корень в однокоренных словах пишется одинаковый.

Читают правило

1.гусь, гусыня, гусёнок

2. вода, водица, водный.

Они имеют разное лексическое значение

Действовать по алгоритму, правилу

Аргументировать свое мнение

Использовать информацию для решения учебной задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"

Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»

Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»...