Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Заикина Арина Вячеславовна

Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение Г.

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Заикина Арина Вячеславовна

2. Класс: 2 Д Дата: Предмет: Русский язык

3. Тема урока: «Слова и их дальние родственники»

4. Место и роль урока в изучаемой теме: новая

5. Цель урока: рассмотреть способ проверки слов с учетом их происхождения.

6. Задачи урока:

  • обучающая - научить детей находить способы проверки слов с учетом их происхождения, научить пользоваться этимологическим словарем, углублять представление о словах, являющихся родственными на основе общей части, общей по смыслу и обычно по написанию, расширять словарный запас учащихся;
  • развивающая - развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас.
  • воспитательная - воспитывать интерес к родному языку, к предмету, сознательное отношение к учёбе, ответственность за выполненную работу.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умеют работать со словарём происхождения слов; осуществлять проверку слов различными способами; самостоятельно находить с помощью словаря происхождения слов дальних родственников.

Познавательные УУД: умение делать выводы; умение строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и проблемные вопросы урока,

умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; умение организовывать рабочее место.

Коммуникативные УУД:

уметь высказывать свою точку зрения, взаимодействовать с одноклассниками.

Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

Методы обучения:

– метод проблемного изложения,

– частично-поисковый.

7. Оборудование: экран, компьютер, меловая доска, учебник «Перспективная начальная школа», карточки с заданиями.

Характеристика этапов урока

Этапы урока,

задача этапа

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

ФОУД

Деятельность ученика

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

#1054;рганизационный момент.

Задача: мотивация учения.

1мин.

- Добрый день, ребята!

Ну-ка, проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны раскрывать!

Ф.

Приветствуют

учителя, друг друга, проверяют

свою готовность к уроку.

Регулятивные:

уметь организовать свое рабочее место.

адекватная

мотивация к учебной

деятельности.

2. Актуализация знаний.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

4 мин.

Минутка чистописания: Фф ии оо

Фамилия имя отчество

- Какие правила написания имен собственных вы знаете?

- Запишите свое ИФО, с какой буквы напишите?

Повторение правописания безударных гласных в корне. Повторение слов-синонимов.

Ф.

Прописывают, отвечают на вопросы.

Вспоминают правила проверки слов с помощью ударения, изменения формы слова. Вспоминают слова-синонимы.

Знают часть речи правило написания имен собственных.

Позн-ные:

ориентироваться в своей системе знаний, определять

границы знания/незнания, извлекать необходимую информацию.

Регулятивные:

саморегуляция.

Коммун-вные:

уметь взаимодействовать

с одноклассниками.

3. Постановка и решение учебной задачи

Задача: подведение к теме урока: «Слова и их дальние родственники» .

4 мин.

- У кого такая же фамилия, как у вас? (мама, папа и т.п.)

- Верно, одинаковые фамилии бывают у родственников.

- Сегодня мы будем искать дальних родственников знакомых слов.

- Посмотрите на пиктограмму, что она обозначает? (Словарь происхождения слов).

Ф.

Отвечают на вопросы, делают предположения.

Знают, для чего нужен этимологический словарь.

Рег-ные:

целеполагание, планирование, прогнозирование

Комм-вные:

оформлять свои мысли в устной форме.

Позна-ные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4. Открытие нового материала.

Задача: формировать умение проверять слова с помощью словаря.

10 мин.

Работа по учебнику Ч. 1, с. 119-120

- Мы редко задумываемся о том, откуда произошло, как появилось то или иное слово.

- Посмотрите на картинку, что нарисовано слева? (Колокол)

- А справа? (колокольчик)

- Слово колокольчик произошло от слова колокол. Как вы думаете, почему растение получило такое название?

- Почему так названы цветы: гвоздика, кувшинка?

- Как вы думаете, сейчас слова гвоздь и гвоздика родственные? А кувшин и кувшинка? (Сейчас нет! – разные предметы)

- Какие слова называются родственными? Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

- Как узнать, от какого слова произошло слово сирень?

- Откройте словарь происхождения слов на стр. 155. (Про фамилии).

Ф., Г.

Умеют работать с словарем.

Регулятивные:

выдвигать

версии, выбирать средства

достижения цели.

#1060;изкультминутка

Задача: снятие

утомляемости детей.

2 мин.

«Шеей крутим осторожно-

Голова кружиться может.

Влево смотрим-раз, два, три.

Так и вправо посмотри.

Вверх потянемся, пройдемся,

И за парты вновь вернемся».

Ф.

Выполняют двигательные упражнения.

установка на здоровый образ жизни.

#1055;ервичное закрепление нового материала

Задача: формирование умения находить способы проверки слов с учетом их происхождения.

7 мин.

Работа по учебнику № 89, 90 с.121.

И.

Работают у доски и в тетради.

Определяют слова, от которых образовались фамилии.

Рег-ные:

саморегуляция,

алгоритмизация действий.

Позн-ные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Комм-ные:

уметь

высказывать свою точку

зрения, взаимодействовать

с одноклассниками

Формирование готовности к сотрудничеству и дружбе.

7. Запись домашнего задания.

Задача: обеспечение

понимания учащимися

цели, содержания и

способов выполнения

домашнего задания.

1 мин.

Тетрадь для с. р.№ 1: № 49 (с.41).

И.

Знакомятся с домашней работой.

Регулятивные:

саморегуляция.

8. Контроль

Задача: закрепление знаний.

7 мин.

Карточки (2 варианта) на самостоятельное выполнение.

Карточка 1

1. Подбери и запиши к словам синонимы.

Дорога–

Метель–

Стужа–

Драчун–

Лентяй–

2. От каких слов образовались эти фамилии? Запиши их, выдели корень.

Петров–

Гордеев–

Хитров –

Тихонов–

Карточка 2

1. Подбери и запиши к словам синонимы.

Отец –

Деревня–

Торжество–

Везение–

Чародей–

2. От каких слов образовались эти фамилии? Запиши их, выдели корень.

Иванов–

Морозов–

Мартынов–

Громов–

И.

Выполняют индивидуальное задание.

Умеют подобрать проверочное слово, слово-синоним, работают со словарем.

Регулятивные:

учиться работать по предложенному учителем плану, осуществлять самоконтроль.

9. Подведение итогов.

Задача: соотнесение

поставленных задач с достигнутым

результатом.

3 мин.

- Как же можно узнать происхождение слов?

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в корне слов? Какие слова называются родственными?

Ф.

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Рег-ные:

выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;.

10. Рефлексия.

Задача: сформировать личную ответственность за результаты своего труда.

1 мин.

«Светофор»
Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).

Ф.

Показывают мимикой или жестом на сколько понравилось занятие.

Регулятивные: анализировать проделанную

работу.

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Анализ урока:

8. Работа обучающихся на уроке: младшие школьники на всех этапах были активны. Каждый младший школьник участвовал в беседе при открытии нового материала.

9. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

10. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный. Младшие школьники работали самостоятельно у доски и при выполнении карточек на этапе «контроль».

11. Оценка достижения урока: цель и задачи урока были достигнуты, обучающиеся усвоили новый материал.

Цель урока: рассмотреть способ проверки слов с учетом их происхождения.

Задачи урока:

  • обучающая - научить детей находить способы проверки слов с учетом их происхождения, научить пользоваться этимологическим словарем, углублять представление о словах, являющихся родственными на основе общей части, общей по смыслу и обычно по написанию, расширять словарный запас учащихся;
  • развивающая - развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас.
  • воспитательная - воспитывать интерес к родному языку, к предмету, сознательное отношение к учёбе, ответственность за выполненную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова и их дальние родственники

Презентация к уроку по теме "Слова и их дальние родственники" по УМК "Перспективная начальная школа"...

Слова и их дальние родственники

Тема: «Слова и их дальние родственники»«Перспективная начальная школа»Цели: познакомить с происхождением слов; открыть ещё один способ проверки слов; уточнить представление о родственных словах; помоч...

"Слова и их дальние родственники. Происхождение слов"

Материал включает в себя документ и презентацию по русскому языку 2 класс на тему:"Слова и их дальние родственники. Происхождение слов"...

Урок русского языка: "Слова и их дальние родственники"

Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс...

Слова и их дальние родственники

Слова и их дальние родственники...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...