Конспект урока по русскому языку, 4 класс: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 19.04.19

ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет: 29

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов; познакомить с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица единственного числа.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать и называть изученные грамматические признаки глаголов;
  • уметь различать глаголы среди других частей речи;
  • уметь употреблять глаголы в неопределенной форме;

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2 ч., стр 85), презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Наступила весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению.

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Практичес

кий-  чистописа

ние)

5 минут

(проверка домашнего задания)

Минутка чистописания. Запишите в две строчки:

- е ет ем ете ешь ут ют

- и ит им ите ишь ат ят

Что вы записали?

Назовите окончания глаголов 1 лица
2 лица
3 лица.

Абсолютно верно. Мы еще вернемся к этому заданию.

(проверяют домашнюю работу)

(выполняют запись в тетрадь)

- Окончания глаголов настоящего и будущего времени 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.

-у, ю, ем, им;

-ешь, ишь, ете, ите;

- ет, ут, ют, ит, ат, ят.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

10 минут

Проспрягайте глаголы «идти, построить», поставив их в настоящее и будущее время. Называйте окончания глаголов. Используем таблицу спряжения глаголов. Работаем по цепочке.

Грамматическая задача. На доске записаны части речи. Их нужно распределить в 2 столбика по каким-то признакам. Подумайте, как это сделать?

Постучишь, промолчишь, дрожь, зашьешь, тишь, помощь, решишь, поможешь, тушь, читаешь, брошь, мелькаешь, сушь, синеешь, вещь, щебечешь, брешь, мышь.

 Выделите окончания, сделайте вывод.

Сформулируйте тему урока.

Какие цели перед собой поставим?
-узнать…
-познакомиться…
-повторить…
-узнать больше о…
-упражняться в…

Желаю вам удачи в достижении ваших целей!

-1 лицо: я иду, я построю мы идем, мы построим
2 лицо: ты идёшь, ты построишь вы идете, вы построите
3 лицо: он, она, оно идет, построит они идут, они построят.

(высказывают мнение)

(работают самостоятельно в тетради и у доски)

-Вывод: в 1 столбике – глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени; во 2 столбике – имена существительные женского рода с шипящей на конце.

-Тема урока: Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.

(формулируют цели урока)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV. Открытие нового знания

(Словесный – беседа)

(Практический – упражнение)

10 минут

Посмотрите на окончания глаголов, с которыми вы работали. Какая особенность в написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени?

Сравните свой вывод с выводом учебника на стр. 85.  Правильно ли вы сделали вывод?

С. 85 упр. 171.Прочитайте текст.

О каких цветах вы прочитали в тексте?
Видели ли вы их когда-нибудь? Какого они цвета?

С чем сравнивает их автор текста?

Выпишите выделенные глаголы, задайте к ним вопрос. Определите время, лицо, число и выделите окончания.

Какой вывод можно сделать?

Повторите правило, с которым мы познакомились, в полголоса.

-Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени имеют окончания – ешь, - ишь, на конце которых пишется мягкий знак.

-Да, все верно.

-О незабудках.

-Голубые.

-С небом, озером, глазами.

- Что сделаешь? – не забудешь. Что сделаешь? – увидишь. Что сделаешь? – вспомнишь. Что сделаешь? – встретишь. Настоящее время – что делаешь? – слушаешь, видишь. Будущее время – что сделаешь? что будешь делать? – поздравишь, будешь писать.
- Все глаголы 2 лица, будущего времени, единственного числа.
(повторяют правило вслух)

Р: саморегуляция

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

1 минута

Называю глаголы в неопределенной форме, а вы называете этот глагол во 2 лице единственного числа настоящего или будущего времени.

Платить – платишь

пожелать – пожелаешь

Кидать – кидаешь

проводить – проводишь

Бросать – бросаешь

покупать – покупаешь

Точить – точишь

запутать – запутаешь

Угощать – угощаешь

насолить – насолишь

(выполняют упражнения в соответствии со словами учителя)

Р.: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Включение практических упражнений (упражнения на описание объекта)

5 минут

С. 86 упр. 176

1 вариант списывает предложения под номерами 1, 2, 3.

2 вариант – 4, 5, 6.

Определите время, лицо, число каждого глагола и выделите личные окончания.

Поспешишь (буд. время, 2 лицо, ед. число) – людей насмешишь (буд. время, 2 лицо, ед. число).

Поживём (буд. время, 1 лицо, мн. число) – увидим (буд. время, 1 лицо, мн. число).

Слезами горю не поможешь (буд. время, 2 лицо, ед. число).

Соловья баснями не кормят (наст. время, 3 лицо, мн. число).

Маслом кашу не испортишь (буд. время, 2 лицо, ед. число).

И сокол выше солнца летает (наст. время, 3 лицо, ед. число).

Проверьте своего соседа, поставьте рядом с каждым глаголом плюс, если его время, лицо, число и окончание определены верно.

(выполняют задание самостоятельно в тетрадях по вариантам)

(выполняют взаимопроверку, взаимооценку деятельности)

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: синтез

VI. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический – упражнение)

(Имитативный – запоминание)

5 минут

Работа на карточках.

Вставь в пословицы глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Выделите окончания глаголов. Объясни смысл пословиц.

  1. Тише . . . , дальше … .
  2. Раньше …. , раньше и ….. .
  3. Что …. пером, не … и топором.
  4. Руки не …. , так и ложки не ….. .
  5. … минуту, … часы.
  6. Конь вырвется - …. , а слова сказанного не …. .
  7. … - людей …. .
  8. Корову не … , молока не …. .

Слова для справок: поспешишь – насмешишь, едешь – будешь, напишешь – не вырубишь, не протянешь – не достанешь, упустишь – потеряешь, начнёшь – кончишь, догонишь – не воротишь, поспешишь – насмешишь, не накормишь – не получишь.

Выполнив работу, проверьте по «ключу»:

  1. Тише едешь, дальше будешь.
  2. Раньше начнёшь, раньше и кончишь.
  3. Что напишешь пером, не вырубишь и топором.
  4. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.
  5. Упустишь минуту, потеряешь часы.
  6. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.
  7. Поспешишь – людей насмешишь.
  8. Корову не накормишь, молока не получишь.

Какие окончания глаголов выделили?

Оцените свою работу:

16 плюсов – «5»

15-13 – «4»

12-8 – «3»

Меньше восьми – «2»

(работают самостоятельно на карточках)

(выполняют самопроверку деятельности)

(выполняют самооценку деятельности)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

(Практический – дидактическая игра)

2 минуты

Образуйте от каждого глагола глагол в форме 2-го лица единственного числа. Выделите окончания.

Стоять – стоишь, нести - …, гореть - …, петь - …, постоять - …, принести - …, сгореть - …, запеть - ….

-Стоять – стоишь, нести - несёшь, гореть - горишь, петь - поёшь, постоять - постоишь, принести - принесёшь, сгореть - сгоришь, запеть - запоешь.

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

3 минуты

Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

Скажите, что же такое неопределенная форма глаголов?

Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Я повторил(а)…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

-Учебник, с.86 упр.175, правило.

-РТ, страница 48, 49.

Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания!

-«Неопределенная форма глаголов»

(высказывают мнение)

(выполняют самооценку деятельности)

(записывают домашнее задание)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте применяется технология проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени»

Урок-закрепления правописания безударных личных окончаний глаголов в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование умения грамотно писать безударные окончания имён существительных I и II склонения в единственном числе....

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание благоприятных  условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...

Спряжение глагола. 2 лицо глаголов настоящего и будущего времени.

Спряжение глагола. 2 лицо глаголов настоящего и будущего времени....

Конспект урока русского языка «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов; познакомить с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица един...