Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Текст-рассуждение" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 12.04.2019 | ФИО учителя: Гараина Светлана Ивановна |
Школа: 4 | ФИ студента: Хохрякова Полина |
Класс: 3а | ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна |
Кабинет: 8 |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Текст-рассуждение».
Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями текста-рассуждения, развитие умения употреблять в тексте глаголы.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать, что такое текст-рассуждение;
- знать особенности теста-рассуждения;
- уметь определять тип текста;
- уметь составлять текст-рассуждение.
Личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Оборудование: учебник по русскому языку (УМК «Школа России», Т.Г. Рамзаева, 3 класс, 2 часть), презентация, тетради для минутки чистописания, тетради для классной работы, раздаточный материал.
Этапы урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный – пословица, беседа | 2 мин | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. - Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу. Всякое решение любит рассуждение. - Как вы её понимаете? - Верно. А вы умеете рассуждать? - Это умение сегодня нам пригодится на уроке! | - Приветствуют учителя. - Читают. - Для того, чтобы что-то решить нужно уметь рассуждать. Если правильно рассуждаешь, то решение будет правильным. - Да. | Л: самоопределение. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный – беседа, объяснение; Наглядный – демонстрация слайда; Практический – минутка чистописания, предложения, | 6-7 мин | Минутка чистописания. - Откройте свои тетради по минутке чистописания и аккуратно каллиграфическим почерком пропишите сочетания букв, слова и предложение. - Закончили работу, в конце урока сдадите мне тетради. - Откройте тетради и запишите число (одиннадцатое апреля), классная работа. - Запишите предложение под диктовку. В космос полетела ракета. - Найдите грамматическую основу, подпишите, какими частями речи она выражена. - Есть ли в этом предложении словарное слово? Какое? - Как оно пишется, кто прокомментирует? Поставьте ударение, подчеркните букву а. - Молодцы. - Ребята, какие тексты вы знаете? - Что это за тексты? - Как вы думаете, а есть ли ещё какой-нибудь текст, о котором вы не знаете? - Вы сможете узнать, что это за текст, если отгадаете мой ребус. | - Выполняют минутку чистописания. - Записывают число, классная работа. - Записывают предложение под диктовку. - Полетела - гл., ракета – сущ. - Да. Ракета. - Ударение падает на 2 слог, в корне пишем безударную гл. а. - Текст-повествование и Текст-описание. - В тексте-повествовании рассказывается о каком-то случае, т.е. содержится ответ на вопрос что случилось?. В тексте-описании содержится ответ на вопрос какой? - Да. - Рассуждение. | Р: саморегуляция. П: анализ. П: построение речевого высказывания в устной форме. |
III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа. | 1 мин | - Верно. Значит, какой текст еще существует? - Теперь предположите тему урока. - Поставьте цель своей деятельности на уроке. | - Текст-рассуждение. - Текст-рассуждение. - Узнать особенности текста-рассуждения. | Р: целеполагание. |
IV. Открытие нового знания Словесный – беседа, объяснение; Наглядный – демонстрация слайда; Работа с книгой – чтение и изучение. | 11-12 мин | - Посмотрите на слайд. Прочитайте тест про себя. Дятел — это лесной лекарь ,потому что он лечит деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине .Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем. - Кто прочтет текст вслух? - Как вы думаете, что это за текст? - Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст ? - Давайте вспомним, сколько частей бывает в тексте? - О чём говорится в 1 части текста о дятле? - Такие предложения называются тезис. - Прочитайте 2 часть текста. О чём сообщается? - Это доказательство. В доказательстве можно использовать слова: во-первых, во-вторых, в-третьих. - Прочитайте 3 часть текста. О чем здесь говорится. - Эта часть называется вывод или итог рассуждения. Вывод может начинаться со слов: следовательно, значит, поэтому, итак можно утверждать, поэтому я считаю. - Какие 3 части есть в тексте-рассуждении? - Вы можете сказать, что такое текст - рассуждение? - Верно. Давайте прочтем правило в учебнике и проверим, правильно ли мы думаем. Стр. 77. Кто прочтет правило? - Правивильно ли определили, что такое текст-рассуждение? Динамическая пауза. | - Читают про себя - Один читает вслух. - Текст-рассуждение. - Почему? Причины, доказательства. - (3 части: вступление, основная часть, заключение) - Дятел — это лесной лекарь ,потому что он лечит деревья. - Рассуждают. - Подводится итог, как бы ответ на вопрос. - Тезис, доказательство, вывод. - Это текст, в котором объясняются какие-либо причины, события. Идет ответ на вопрос посему? - Читают правило. - Да. | П: подведение под понятие, выведение следствий. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П: анализ. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный – объснение; Практический –выполнение упражнения. | 6 мин | Давайте выполним упражнения в учебнике, но необычным способом. 1 Вариант будет выполнять упражнение 542, а 2 вариант – 543. - Выполните упражнения по заданию. Приготовьтесь отвечать устно, я могу спросить любого. - Итак, проверим, кто хочет ответить с 1 варианта? Прочитай тест. Какое задание у тебя было? Докажи. - Итак, проверим, кто хочет ответить с 2 варианта? Прочитай тест. Какое задание у тебя было? Докажи. - Молодцы, ребята. Вы поняли тему, поэтому поработаете самостоятельно. | - Слушают задание. - Выполняют упражнения. - Определить, какой это текст. Это тест-рассуждение, потому что есть тезис, который доказывается дальнейшими рассуждениями. Текст отвечает на вопрос почему? - Доказать, что это текст-рассуждение. Это тест-рассуждение, потому что есть тезис, который доказывается дальнейшими рассуждениями. Текст отвечает на вопрос почему? | П: анализ. П: построение речевого выказывания в письменной форме. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный – беседа, объяснение; Практический –упражнение. | 5 мин | - Посмотрите на слайд. Кто прочитает эти предложения вслух?. Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый. «Вора-бей!»-кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. Почему воробья так назвали? - Что вы заметили? - Как вы думаете, что вам нужно сделать? - Совершенно верно. Приступаем к работе. - Давайте проверим, что у вас получилось. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите на слайд. Проверьте друг у друга правильность со слайда. Если все правильно, поставьте 5, если есть ошибки, то 4. Оценки поставьте карандашом на полях. | - Читают вслух. - Это не текст, а набор предложений. - Поставить предложения так, чтобы получился текст-рассуждение и записать его в тетрадь. - Выполняют упражнение. - Выполняют взаимопроверку с эталона. | Р: саморегуляция. П: структурирование знаний. Р: контроль и оценка. |
VII. Включение в систему знаний Словесный –беседа; Наглядный – демонстрация слайда. Практический –упражнение. | 4 мин | - Поработаем в группах. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд - 2 группа, 3 ряд – 3 группа. Каждой группе я даю карточки с текстом, в котором пропущены слова. Ваша задача вставить пропущенные слова, чтобы получился текст-рассуждение. - Кто готов? Одна группа зачитывает текст. - Молодцы, ребята. Садимся на места. | - Слушают задание. - Работают в группах. - Проверяют. | П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный – беседа. | 3 мин | - Итак, какой новый вид текста вы для себя открыли? - Какие ещё тексты вы знаете? - Какова была цель на уроке? - Кто понял, что такое текст-рассуждение сможет его отличить от других, погладьте себя по голове. - Кто понял, но еще нужно потренироваться, погладь себя по плечу. - Кто не понял, поднимите руки. - Спасибо за урок. | - Текст-рассуждение. - Текст-описание, текст-повествование. - Узнать особенности теста-рассуждения. - Оценивают свою деятельность на уроке. | Р: оценка. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассуждение
Дятел — это лесной лекарь ,потому что он лечит деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине .Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем!
Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый. « Воро-бей! » - кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. Почему воробья так назвали?
« Воро-бей! » -кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Почему воробья так назвали? Дело в том, что он очень прожорливый. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. Так и зовут его с тех пор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"
Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме....
Конспект урока по русскому языку " Синонимы и антонимы" УМК "Школа России" 2 класс
Материал урока ставит цель совершенствовать умение учащихся подбирать синонимы и антонимы к словам, что приводит к расширению словарного запаса детей, обогащает их устную и письменную речь....
Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Алфавит" ," Школа России"
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по "Школе России"...
План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.
Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России». Тема урока: «Антонимы»
В данном урок используются игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технология проблемного обучения....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком....