Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Текст-рассуждение" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хохрякова Полина Владимировна

Предварительный просмотр:

Дата: 12.04.2019

ФИО учителя: Гараина Светлана Ивановна

Школа: 4

ФИ студента: Хохрякова Полина

Класс: 3а

ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна  

Кабинет: 8

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Текст-рассуждение».

Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями текста-рассуждения, развитие умения употреблять в тексте глаголы.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, что такое текст-рассуждение;

- знать особенности теста-рассуждения;

- уметь определять тип текста;

- уметь составлять текст-рассуждение.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Оборудование: учебник по русскому языку (УМК «Школа России», Т.Г. Рамзаева, 3 класс, 2 часть), презентация, тетради для минутки чистописания, тетради для классной работы, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – пословица,  беседа

2 мин

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу.

Всякое решение любит рассуждение.

- Как вы её понимаете?

- Верно. А вы умеете рассуждать?

- Это умение сегодня нам пригодится на уроке!

- Приветствуют учителя.

- Читают.

- Для того, чтобы что-то решить нужно уметь рассуждать. Если правильно рассуждаешь, то решение будет правильным.

- Да.

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Практический – минутка чистописания, предложения,

6-7 мин

Минутка чистописания.

- Откройте свои тетради по минутке чистописания и аккуратно каллиграфическим почерком пропишите сочетания букв, слова и предложение.

- Закончили работу, в конце урока сдадите мне тетради.

- Откройте тетради и запишите число (одиннадцатое апреля), классная работа.

- Запишите предложение под диктовку.

В космос полетела ракета.

- Найдите грамматическую основу, подпишите, какими частями речи она выражена.

- Есть ли в этом предложении словарное слово? Какое?

- Как оно пишется, кто прокомментирует? Поставьте ударение, подчеркните букву а.

- Молодцы.

- Ребята, какие тексты вы знаете?

- Что это за тексты?

- Как вы думаете, а есть ли ещё какой-нибудь текст, о котором вы не знаете?

- Вы сможете узнать, что это за текст, если отгадаете мой ребус.

- Выполняют минутку чистописания.

- Записывают число, классная работа.

- Записывают предложение под диктовку.

- Полетела  - гл., ракета – сущ.

- Да. Ракета.

- Ударение падает на 2 слог, в корне пишем безударную гл. а.

- Текст-повествование и Текст-описание.

- В тексте-повествовании рассказывается о каком-то случае, т.е. содержится ответ на вопрос что случилось?. В тексте-описании содержится ответ на вопрос какой?

- Да.

- Рассуждение.

Р: саморегуляция.

П: анализ.

П: построение речевого высказывания в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

- Верно. Значит, какой текст еще существует?

- Теперь предположите тему урока.

- Поставьте цель своей деятельности на уроке.

- Текст-рассуждение.

- Текст-рассуждение.

- Узнать особенности текста-рассуждения.

Р: целеполагание.

IV. Открытие нового знания

Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение.

11-12 мин

- Посмотрите на слайд. Прочитайте тест про себя.

Дятел — это лесной лекарь ,потому что он лечит деревья.

Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи.            Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине .Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить.

Вот почему называют дятла лесным лекарем.

- Кто прочтет текст вслух?

- Как вы думаете, что это за текст?

- Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст ?

- Давайте вспомним, сколько частей бывает в тексте?

- О чём говорится в 1 части текста о дятле?

- Такие предложения называются тезис.

- Прочитайте 2 часть текста. О чём сообщается?

- Это доказательство. В доказательстве можно использовать слова: во-первых, во-вторых, в-третьих.

- Прочитайте 3 часть текста. О чем здесь говорится.

- Эта часть называется вывод или итог рассуждения.

Вывод может начинаться со слов: следовательно, значит, поэтому, итак можно утверждать, поэтому я считаю.

- Какие 3 части есть в тексте-рассуждении?

- Вы можете сказать, что такое текст - рассуждение?

- Верно. Давайте прочтем правило в учебнике и проверим, правильно ли мы думаем. Стр. 77. Кто прочтет правило?

- Правивильно ли определили, что такое текст-рассуждение?

Динамическая пауза.

- Читают про себя

- Один читает вслух.

- Текст-рассуждение.

- Почему? Причины, доказательства.

- (3 части: вступление, основная часть, заключение)

- Дятел — это лесной лекарь ,потому что он лечит деревья.

- Рассуждают.

- Подводится итог, как бы ответ на вопрос.

- Тезис, доказательство, вывод.

- Это текст, в котором объясняются какие-либо причины, события. Идет ответ на вопрос посему?

- Читают правило.

- Да.

П: подведение под понятие, выведение следствий.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: анализ.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – объснение;

Практический –выполнение упражнения.

6 мин

Давайте выполним упражнения в учебнике, но необычным способом. 1 Вариант будет выполнять упражнение 542, а 2 вариант – 543.

- Выполните упражнения по заданию. Приготовьтесь отвечать устно, я могу спросить любого.

- Итак, проверим, кто хочет ответить с 1 варианта? Прочитай тест. Какое задание у тебя было? Докажи.

- Итак, проверим, кто хочет ответить с 2 варианта? Прочитай тест. Какое задание у тебя было? Докажи.

- Молодцы, ребята. Вы поняли тему, поэтому поработаете самостоятельно.

- Слушают задание.

- Выполняют упражнения.

- Определить,  какой это текст. Это тест-рассуждение, потому что есть тезис, который доказывается дальнейшими рассуждениями. Текст отвечает на вопрос почему?

- Доказать, что это текст-рассуждение. Это тест-рассуждение, потому что есть тезис, который доказывается дальнейшими рассуждениями. Текст отвечает на вопрос почему?

П: анализ.

П: построение речевого выказывания в письменной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – беседа, объяснение;

Практический –упражнение.

5 мин

- Посмотрите на слайд. Кто прочитает эти предложения вслух?.

Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый. «Вора-бей!»-кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. Почему воробья так назвали?

- Что вы заметили?

- Как вы думаете, что вам нужно сделать?

- Совершенно верно. Приступаем к работе.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите на слайд. Проверьте друг у друга правильность со слайда. Если все правильно, поставьте 5, если есть ошибки, то 4. Оценки поставьте карандашом на полях.

- Читают вслух.

- Это не текст, а набор предложений.

- Поставить предложения так, чтобы получился текст-рассуждение и записать его в тетрадь.

- Выполняют упражнение.

- Выполняют взаимопроверку с эталона.

Р: саморегуляция.

П: структурирование знаний.

Р: контроль и оценка.

VII. Включение в систему знаний

Словесный –беседа;

Наглядный – демонстрация слайда.

Практический –упражнение.

4 мин

- Поработаем в группах. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд - 2 группа, 3 ряд – 3 группа.

Каждой группе я даю карточки с текстом, в котором пропущены слова. Ваша задача вставить пропущенные слова, чтобы получился текст-рассуждение.

- Кто готов? Одна группа зачитывает текст.

- Молодцы, ребята. Садимся на места.

- Слушают задание.

- Работают в группах.

- Проверяют.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – беседа.

3 мин

- Итак, какой новый вид текста вы для себя открыли?

- Какие ещё тексты вы знаете?

- Какова была цель на уроке?

- Кто понял, что такое текст-рассуждение сможет его отличить от других, погладьте себя по голове.

- Кто понял, но еще нужно потренироваться, погладь себя по плечу.

- Кто не понял, поднимите руки.

- Спасибо за урок.

- Текст-рассуждение.

- Текст-описание, текст-повествование.

- Узнать особенности теста-рассуждения.

- Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: оценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 2

Рассуждение

Слайд 3

Дятел — это лесной лекарь ,потому что он лечит деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине .Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем!

Слайд 5

Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый. « Воро-бей! » - кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. Почему воробья так назвали?

Слайд 6

« Воро-бей! » -кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Почему воробья так назвали? Дело в том, что он очень прожорливый. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. Так и зовут его с тех пор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"

Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме....

Конспект урока по русскому языку " Синонимы и антонимы" УМК "Школа России" 2 класс

Материал урока ставит цель совершенствовать умение учащихся подбирать синонимы и антонимы к словам, что приводит к расширению словарного запаса детей, обогащает их устную и письменную речь....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Алфавит" ," Школа России"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по "Школе России"...

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России». Тема урока: «Антонимы»

В данном  урок используются игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технология проблемного обучения....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России»)  Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком....