Русский язык, 3 класс, "Изменение глаголов по числам", УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ярулина Алия Тахировна

Русский язык, 3 класс, "Изменение глаголов по числам", УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15.04.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:15.04.2019

Школа: «ОЦ №1»

Класс: 3-В

        ФИО учителя: Дёмина Е.Е.

      ФИ студента: Ярулина А.

                              ФИО методиста: Кондратьева И.И

                              Оценка____________

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Изменение глаголов по числам

Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов,  изменять глаголы по числам.

Планируемые результаты:

   Предметные:

  • уметь изменять глаголы по числам;
  • уметь различать глаголы в единственном и множественном числе;
  • уметь ставить вопросы к глаголам.

Личностные:

  • осознавать роль языка и речи в жизни;
  •  принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация.  

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

Здравствуйте ребята!

Чтобы хорошо учится,

С ленью нам не по пути,

К знаниям будем мы идти.

Ребята, настраиваемся на продуктивную работу.

Приветствие учителя

Слушать учителя

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

7 мин

-Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа.

Словарный диктант: шоссе, квартира, аккуратно, коллекция, сирень, огород, огурец, квартира, лестница, компьютер, кровать, ужин.

- Пишем красиво, спинки ровно.

Слушать задания

Выполнять задание

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Подводящий диалог

Словесный: учебный диалог 

Наглядный: презентация

5 мин

 -Посмотрите на слайд и прочитайте слова:

(Плывёт, читают, звенит, играют.)

— Чем они похожи? 

— Разделите слова на две группы. 

— По какому признаку вы разделили слова? 

-Как можно по-другому назвать, когда глагол обозначает действие одного предмета? А когда нескольких?

-Ребята, как вы думаете какова тема сегодняшнего урока?

-Какие цели мы перед собой поставим?

Слушать учителя

-Плывёт, читают, звенит, играют.

-Это глаголы

-1) Плывёт, звенит; 2) читают, играют.

-В первой группе глаголы, которые обозначают действия одного предмета, а во второй группе глаголы, которые обозначают действия нескольких предметов.

-Единственное и множественное число.

-Число глаголов

- научиться изменять глаголы по числам; научится различать глаголы в единственном и множественном числе, уметь ставить вопросы к глаголам.

Р: планирование;

Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: диалог  

Физминутка

6 мин

1 мин

-Откройте учебник на странице 109 №189. Прочитайте, что нам нужно сделать в этом упражнении?

-Витя, прочитай стихотворение?

-Что с чем сравнивается в данном стихотворении?

 -Найдите однокоренные слова и скажи, какими частями речи они являются?

 

-В чем сходство и различие глаголов в первом предложении? Прочитайте первое предложение.

-Назовите глаголы в данном предложении?

-В чем сходства данных слов?

- В чем различия глаголов?

-Почему вы так решили?

-Отлично, а теперь немного отдохнём.  

Встаньте дружно из-за парт

Повернитесь вправо, влево,

Наконец, присядьте смело!

Поработаем ногами,

Раз, два, три!

Поработаем руками!

Раз, два, три!

Улыбнёмся: день хороший,

И похлопаем в ладоши.

Слушать учителя

-Прочитайте. Что с чем сравнивают в стихотворении?

-Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зеленные лягушки

Песенки поют.

Ёлка –сноп зелёных свечек,

Мох-зелёный пол.

И зелёненький кузнечик.

Песенку завёл…

-Елка сравнивается со снопом зеленых свечек, мох с зеленым полом.

-Однокоренные слова: зеленеют (глагол),зеленые ( прилагательное), зелененьких (прилагательное)

- Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

-Зеленеют, зеленеет

-Это глаголы

-В том, что слово зеленеют множественного числа. А зеленеет единственного.

-Потому что в словосочетании зеленеют опушки, говорится о действии нескольких предметов. А в словосочетании зеленеет пруд о действии одного предмета.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа

Практический: упражнение

7 мин

- Открываем учебник на странице 109 №190

-Прочитайте задание

-По цепочки прочитайте пары глаголов. При этом объясняя различия пар и почему, вы так решили. Первая парта, первого ряда, начинает.

-Следующая пара.

-Ребята, как вы думаете почему пары имеют разные окончания ?

Слушать учителя

-Прочитайте. В чем различие каждой пары глаголов.

-Напишет-напишут ( ед.ч-мн.ч)Т.к в первом случае говорится о действии одного предмета, а во втором случае о действии нескольких предметов.

-Дружит –дружат ( ед.ч-мн.ч)Т.к в первом случае говорится о действии одного предмета, а во втором случае о действии нескольких предметов.

-Обидит-обидят( ед.ч-мн.ч)Т.к в первом случае говорится о действии одного предмета, а во втором случае о действии нескольких предметов.

-Помнил-помнили ( ед.ч-мн.ч)Т.к в первом случае говорится о действии одного предмета, а во втором случае о действии нескольких предметов.

Плавала-плавала ( ед.ч-мн.ч)Т.к в первом случае говорится о действии одного предмета, а во втором случае о действии нескольких предметов.

Выросло-выросли ( ед.ч-мн.ч)Т.к в первом случае говорится о действии одного предмета, а во втором случае о действии нескольких предметов.

-Потому что одни глаголы обозначают действие одного предмета, а другие действия нескольких. От этого и разные окончания.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

6 мин

 -Кто прочитает правило на странице 109 для всего класса.

-Все верно, мы говорили, что единственно обозначает единственное и множественное число. Итак, на ваших столах лежат карточки, ваша задача найти глаголы, определить число глаголов и выделить окончание.

Они ждали прилета скворцов.
Птицы заняли свои новые дома.
Ребята повесили на деревья скворечники.
Скворцы появились неожиданно.

-Какое число глаголов встречаются в данном тексте.

-Давайте поставим вопросы, действительно ли глаголы стоят во множественном числе.

-Глаголы не изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали?

Они ждали прилета скворцов.
Птицы заняли свои новые дома.
Ребята повесили на деревья скворечники.
Скворцы появились неожиданно.

-Глаголы во множественном числе.

-Они (что делали?). Птицы (что делали?). Ребята (что сделали?) повесели. Скворцы( что сделали?) появились

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

Практический: упражнение 

7 мин

-Откройте учебник на странице 110 №191.В парах подумайте, сколько предложений в данном тексте. Карандашом поставили точки.

-Маша и Вова, сколько предложений в тексте. Назовите их. Остальные проверяют.

-У кого не так? Хорошо, сейчас спишите, вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов. Укажите число глаголов.

-Обменялись работами со своим соседом по парте. Сравните с эталоном на доске.

Слушать учителя

Выполнять задание

-В траве трещат кузнечики. Скрипит жук. Воркуют дикие голуби. Стучит по деревьям дятлы. Пищат рябчики. Жужжит золотая пчелка. Поют певчие дрозды. Трещит сойка.  

В траве трещат (мн.ч) кузнечики. Скрипит (ед.ч) жук. Воркуют (мн.ч) дикие голуби. Стучит ( ед.ч)по деревьям дятлы. Пищат (мн.ч)рябчики. Жужжит (ед.ч) золотая пчелка. Поют (мн.ч) певчие дрозды. Трещит (ед.ч) сойка.  

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

4 мин

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. С. 111 (у) №194

-Давайте посмотрим, что вам нужно сделать в этом задание. Для начала вам нужно прочитать данное стихотворение, затем объяснить название данного стихотворения. Записать стихотворение по памяти, а также указать число глаголов.

-Итак, подведем итоге нашей работы на уроке.

-Над какой темой мы работали?

-Какую особенность глаголов вы можете назвать, исходя из нашей темы?

- На слайде вы видите фразы, вы можете выбрать любую из них и дополнить её.

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

 

Записывать домашнее задание

-Мы работали над темой: «Число глаголов» Я считаю, что цели урока были достигнуты.

- Глаголы не изменяются по числам

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

Р: давать оценку;

П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Всё о глаголе"3 класс "Школа России"

Обобщающий урок русского языка в 3 классе по теме:" Глагол"....

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Изменение глаголов по числам»

Цель: Помочь учащимся в усвоении знаний о единственном и множественном числе глаголов.Задачи:·        Формировать представления у детей об изменении глаголов по числ...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Глагол по числам" УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:Знать: как определять роль глагола в предложении и обосновыват...

Открытый урок по русскому языку "Второе лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени

Обучение правописанию окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени, закрепление навыков письма через взаимные диктанты...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение глаголов по числам»

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числам.Планируемые результаты:Предметные:-знать: правило определения формы глагола-уметь: опреде...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Изменение глаголов по числам (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: закрепление умения определять числа глагола; изменять  глаголы по числам.Планируемые результаты  Предметные:          - знать: числа глаго...