Конспект урока по русскому языку "Местоимение как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

✧ Савинова Анастасия Сергеевна ✧

Тема: «Местоимение как часть речи»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о местоимениях как части речи, об его роли в предложениях.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять местоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо существительных.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их

преодолению; проводить самооценку своих действий.

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_kak_chast_rechi.docx16.45 КБ
Файл mestoimenie_kak_chast_rechi.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.04.2019                                                                                                ФИО учителя: Теплякова Н.М.

Школа: 27                                                                                                  ФИО студента: Савинова А.

Класс: 2 а                                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 202 

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

Тема: «Местоимение как часть речи»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о местоимениях как части речи, об его роли в предложениях.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять местоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо существительных.

Личностные:  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование:  карточки с заданиями, презентация, УМК «Школа России» В.П. Канакина, 2 класс, ч.2, работая тетрадь.

Этап урока

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический

настрой

Рифмованное начало

5 мин

-Здравствуйте, ребята!

В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

-Как вы понимаете это высказывание?

-Откройте тетрадь, запишите число и классная работа.
(проверка д/з)

Слушают учителя

Записывают число, классную работу

К.: Владеть диалогической формой речи;

Л.: формирование позитивного отношения к учебному процессу.

II.Актуализация знаний и мотивации

М: словесный,

практический метод, проблемного изложения,
создание проблемной
ситуации

7 мин

Словарная работа

-Ребята, на экране вы видите пословицы, прочитайте их. Кто попробует объяснить, что они означают?
1.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
2. Где птиц нет, там и
лягушки за соловьев сходят.
3.
Урожай сам не придет, за посевами нужен уход.

-Выпишите из них словарные слова в строчку, они выделены у вас жирным. Какие это слова?

-Образуйте от слов однокоренные имена прилагательные и запишите их с подходящими по смыслу существительными.

-Поставьте ударение в прилагательных и обозначьте зеленой ручкой непроверяемую безударную гласную. Запомните их.

Читают пословицы

Объясняют их значение

-мороз, лягушка, урожай


орозный день, лягушачья икра, урожайное лето.

Р.: выполнять действие в соответствии с требованиями учителя;

Л.: мотивация к учебной деятельности.

III.Постановка

учебной задачи

М: словесный
(беседа)
Практический:

классификация

7 мин

(на экране написано предложение)

Сова - хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

-Прочитайте текст.

-Ребята, я допустила ошибку в тексте, попробуйте найти ее.

-А как мы можем исправить эту ошибку?

-Прочитайте без ошибок.

-Вместо какой части речи вы употребили словосочетание у нее?

-Ребята, часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.

-Назовите тему урока.

-Поставьте цели.

Читают текст

-повторяется слово сова

-заменить слово сова другим словом

-Сова — хищная птица. У нее мощные когти и чуткие уши.

-вместо существительного сова

-местоимение как часть речи

-узнать все про местоимение

П:структурирование знаний 

IV. Открытие нового знания

М: словесный Репродуктивный 

-Открываем учебник на с.100, прочитайте название раздела, название темы урока.

-Смотрим №171. Сейчас я прочитаю вам текст, а вы скажете мне, что это за сказка.

(учитель читает текст)

-И так, что это за сказка?

-Как вы думаете, с какой целью автор употребляет выделенные слова?

-Называют ли они конкретное лицо или предмет?

-На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких существительных употребляется слово они?

-Сейчас вы списываете только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.

-Какие слова вы вставили? А какие подчеркнули?

-Прочитаем правило на с.101.

-Что такое местоимение?

-Назовите местоимения.

-Какую роль они выполняют в предложении?

ФИЗМИНУТКА

-№ 172 выполним устно.

-В паре подготовьте ответ на вопрос: что такое местоимение? Приведите примеры.

Внимательно слушают

-теремок

-чтобы не повторялись имена существительные

-да

Отвечают на вопросы

Списывают текст

Подчеркивают словарные

Читают правило

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнение в паре

 К.: владеть диалогической формой речи;

Л.: формирование позитивного отношения к учебному процессу.

V. Первичное закрепление во внешней речи

М: словесный 

10 мин

-Ребята, посмотрите на №173. Прочитайте стихотворение.

-Определите главную мысль стихотворения.

-Какой частью речи являются выделенные слова?

-Для чего их использовал автор?

-Каких местоимений в стихотворении нет?

-Спишите это стихотворение, выделяя местоимения зеленой ручкой.

-Какие местоимения вы выделили?

Выполняют упражнение

Отвечают на вопросы

Списывают стихотворение

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: словесный, практический (беседа, упражнение)

7 мин

-Я раздала вам карточки. Вам нужно списать текст в тетрадь, заменяя повторяющиеся имена существительные местоимениями. Местоимения выделяем зеленой ручкой.

Белые медведи — замечательные пловцы. Медведи могут плавать в любом положении, вверх и вниз головой, на боку и даже на спине.

Выполняют упражнение самостоятельно

Л.: интерес к изучаемому предмету

VII.Включение в систему знаний

М:словесный(беседа)

2 мин

-Запишите д/з. Учебник на с.101, учить правило, с.102 №174. Вам нужно записать предметы, а в скобках написать местоимения, которыми можно заменить каждое слово.

-Посмотрите на образец.

Записывают д/з

Внимательно слушают учителя

Р.: принимают учебную задачу на следующий урок.

VШ.Рефлексия деятельности

М: словесный (беседа)

5 мин

-Какой была тема нашего урока?

-О какой части речи мы говорили?

-Что это такое? Перечислите местоимения.

-Встаньте те, кто сегодня хорошо поработал.

Отвечают на вопросы учителя

Л.: оценка собственного включения в работу



Предварительный просмотр:

Дата: 18.04.2019                                                                                                ФИО учителя: Теплякова Н.М.

Школа: 27                                                                                                  ФИО студента: Савинова А.

Класс: 2 а                                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 202 

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

Тема: «Местоимение как часть речи»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о местоимениях как части речи, об его роли в предложениях.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять местоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо существительных.

Личностные:  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование:  карточки с заданиями, презентация, УМК «Школа России» В.П. Канакина, 2 класс, ч.2, работая тетрадь.

Этап урока

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический

настрой

Рифмованное начало

5 мин

-Здравствуйте, ребята!

В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

-Как вы понимаете это высказывание?

-Откройте тетрадь, запишите число и классная работа.
(проверка д/з)

Слушают учителя

Записывают число, классную работу

К.: Владеть диалогической формой речи;

Л.: формирование позитивного отношения к учебному процессу.

II.Актуализация знаний и мотивации

М: словесный,

практический метод, проблемного изложения,
создание проблемной
ситуации

7 мин

Словарная работа

-Ребята, на экране вы видите пословицы, прочитайте их. Кто попробует объяснить, что они означают?
1.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
2. Где птиц нет, там и
лягушки за соловьев сходят.
3.
Урожай сам не придет, за посевами нужен уход.

-Выпишите из них словарные слова в строчку, они выделены у вас жирным. Какие это слова?

-Образуйте от слов однокоренные имена прилагательные и запишите их с подходящими по смыслу существительными.

-Поставьте ударение в прилагательных и обозначьте зеленой ручкой непроверяемую безударную гласную. Запомните их.

Читают пословицы

Объясняют их значение

-мороз, лягушка, урожай


орозный день, лягушачья икра, урожайное лето.

Р.: выполнять действие в соответствии с требованиями учителя;

Л.: мотивация к учебной деятельности.

III.Постановка

учебной задачи

М: словесный
(беседа)
Практический:

классификация

7 мин

(на экране написано предложение)

Сова - хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

-Прочитайте текст.

-Ребята, я допустила ошибку в тексте, попробуйте найти ее.

-А как мы можем исправить эту ошибку?

-Прочитайте без ошибок.

-Вместо какой части речи вы употребили словосочетание у нее?

-Ребята, часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.

-Назовите тему урока.

-Поставьте цели.

Читают текст

-повторяется слово сова

-заменить слово сова другим словом

-Сова — хищная птица. У нее мощные когти и чуткие уши.

-вместо существительного сова

-местоимение как часть речи

-узнать все про местоимение

П:структурирование знаний 

IV. Открытие нового знания

М: словесный Репродуктивный 

-Открываем учебник на с.100, прочитайте название раздела, название темы урока.

-Смотрим №171. Сейчас я прочитаю вам текст, а вы скажете мне, что это за сказка.

(учитель читает текст)

-И так, что это за сказка?

-Как вы думаете, с какой целью автор употребляет выделенные слова?

-Называют ли они конкретное лицо или предмет?

-На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких существительных употребляется слово они?

-Сейчас вы списываете только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.

-Какие слова вы вставили? А какие подчеркнули?

-Прочитаем правило на с.101.

-Что такое местоимение?

-Назовите местоимения.

-Какую роль они выполняют в предложении?

ФИЗМИНУТКА

-№ 172 выполним устно.

-В паре подготовьте ответ на вопрос: что такое местоимение? Приведите примеры.

Внимательно слушают

-теремок

-чтобы не повторялись имена существительные

-да

Отвечают на вопросы

Списывают текст

Подчеркивают словарные

Читают правило

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнение в паре

 К.: владеть диалогической формой речи;

Л.: формирование позитивного отношения к учебному процессу.

V. Первичное закрепление во внешней речи

М: словесный 

10 мин

-Ребята, посмотрите на №173. Прочитайте стихотворение.

-Определите главную мысль стихотворения.

-Какой частью речи являются выделенные слова?

-Для чего их использовал автор?

-Каких местоимений в стихотворении нет?

-Спишите это стихотворение, выделяя местоимения зеленой ручкой.

-Какие местоимения вы выделили?

Выполняют упражнение

Отвечают на вопросы

Списывают стихотворение

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: словесный, практический (беседа, упражнение)

7 мин

-Я раздала вам карточки. Вам нужно списать текст в тетрадь, заменяя повторяющиеся имена существительные местоимениями. Местоимения выделяем зеленой ручкой.

Белые медведи — замечательные пловцы. Медведи могут плавать в любом положении, вверх и вниз головой, на боку и даже на спине.

Выполняют упражнение самостоятельно

Л.: интерес к изучаемому предмету

VII.Включение в систему знаний

М:словесный(беседа)

2 мин

-Запишите д/з. Учебник на с.101, учить правило, с.102 №174. Вам нужно записать предметы, а в скобках написать местоимения, которыми можно заменить каждое слово.

-Посмотрите на образец.

Записывают д/з

Внимательно слушают учителя

Р.: принимают учебную задачу на следующий урок.

VШ.Рефлексия деятельности

М: словесный (беседа)

5 мин

-Какой была тема нашего урока?

-О какой части речи мы говорили?

-Что это такое? Перечислите местоимения.

-Встаньте те, кто сегодня хорошо поработал.

Отвечают на вопросы учителя

Л.: оценка собственного включения в работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"

Знакомство со служебными частями речи....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...

План-конспект урока по русскому языку 3кл "Части речи. Имя существительное"

Конспект урока 3 класса по теме " Части речи. Имя существительное" Программа " Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по теме «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о местоимении как части речи, его роли в предложении. Планируемые результаты: Предметные: знать: определение местоимения, правила пр...