Русский язык 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Безенкова Евгения Алексеевна

Тема: «Личные местоимения.»

Цели деятельности учителя: создать условия для определения местоимения как части речи; формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи; развивать умение правильно употреблять местоимения в речи .

 

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: как определять местоимение в предложении;

Уметь: выделять местоимение среди других частей речи; уметь выделять словосочетания с местоимением в речи.

Личностные:

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-проводить самооценку своих действий, поступков;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лично местоимения65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 29.04.2018                                                                                                                                                

ФИО студента Безенкова Е.А.

Школа: МОУ «Богдановская школа»  

ФИО учителя Оглобличева Л.Н.

Класс: 3 «а»                                                                                                                                                                  

ФИО методиста Солопова Т.В.        

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Личные местоимения.»

Цели деятельности учителя: создать условия для определения местоимения как части речи; формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи; развивать умение правильно употреблять местоимения в речи .

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: как определять местоимение в предложении;

Уметь: выделять местоимение среди других частей речи; уметь выделять словосочетания с местоимением в речи.

Личностные: 

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-проводить самооценку своих действий, поступков;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: УМК, учебник «Русский язык» 3 класс,2 часть. Школа России, компьютер, презентация, проектор

Этап урока

Методы  и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

3 мин

-Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

- В тетради запишем число, классная работа.

Восьмое апреля.

Классная работа.

Приветствуют учителя

Р.:саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Актуализация знаний и мотивация

словесный: ответы на вопросы

5 мин

—Ребята, давайте вспомним, какую большую тему мы начали изучать в 3 четверти?.

.— Вот и начнём наш урок с повторения пройденного.

Слайд №1

—На доске вы видите слова. Прочитайте внимательно. Ваша задача - распределить их на 3 группы по грамматическим признакам.

Весна ,звонкий, я ,птицы, яркая, ты, она, ручей, весёлые.

—Давайте сначала обсудим, как бы вы могли  это сделать

—Нет, так нельзя. Здесь нет ср. рода. А как определить род  у слов я, ты?

- У кого будут ещё предположения?

—Распределите слова по частям речи.

(самостоятельная работа детей в паре)

Проверка выполненной работы: на доске написаны слова по группам:

1)Весна,птицы, ручей—сущ.

2).Звонкий, яркая, весёлые—прил.

3)Я, ты, она — ?...

У.—Проверьте правильность выполненной работы. Приготовьтесь  объяснить,почему  вы так распределили слова.

Критерии оценки на доске:

!—выполнил без ошибок.

+—допустил 1-2 ошибки.

—  допустил более 2 ошибок.

- Почему слова  я,ты,она  вы отнесли в отдельную группу?

У.—Ребята, а кто из вас помнит, как называется эта часть речи?

- Мы начали изучать части речи

Ответы детей

. —Можно распределить их  по родам, потому что на доске есть слова весна

 - распределить слова по частям речи.

Слова 1 гр.— это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

—Слова звонкий, яркая, весёлые-имена прилагательные, потому что отвечают на вопросы какой? какая ? какое? какие? и обозначаютпризнак предмета.

—А слова 3 гр. хотя и  отвечают на вопросы  кто? и что?,но не обозначают предмет.

Это местоимения.

К:  строят понятные речевые высказывания.

Постановка учебной задачи

- словесный: повторение изученного;

3 мин

Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете  сказать о ней?

- Значит, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

- Когда в речи мы употребляем  местоимения - это тоже важно знать.

А теперь проверьте, правильно ли мы определили  наши цели.

Слайд №2

-Мы должны узнать что-то новое о местоимении.

-Что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает.

-Как изменяется, как отличить её от других частей речи.

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Открытие нового знания

- словесный: чтение текста;

- словесный: беседа;

- словесный: анализ текста

7 мин

Ролевая игра

У.—Чтобы поближе  узнать, что такое местоимение, давайте послушаем один телефонный разговор.

(Выходят  две  девочки.В  руках  у  них  телефонные  трубки.)

—Алло! Здравствуй, Влада. Это я – Лера. Ты хорошо меня слышишь?

—Привет, Лера.

—Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она дома?

—Нет, она ушла в магазин.

—А Саша? Где он?

—Саша ушёл на секцию по футболу.

—А они скоро придут домой?–

—Не знаю.

У.—Удалось ли девочкам  построить телефонный разговор без местоимений? Какие местоимения они использовали во время телефонного разговора?

Д.—Я запомнила местоимения: она, я.

—А ещё ты, он, они.

У.—Скажите, как назвала себя Лера, начиная разговор?

У.—Это 1 лицо, участвующее в разговоре . А если бы Лера  назвала себя и Владу одним словом, какое бы местоимение она употребила?

У.—Как  Лера обратилась к  Владе,  ко 2-му участнику диалога?

У.— А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора?

 У.—Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними?

У.—Сделайте вывод , о том , можно ли в разговорной  речи обойтисьбез местоимений?

Слайд № 4

2)Работа по учебнику.

У.—Откройте учебник  на стр.92.Прочитайте тему урока.

Найдите упр. 156. Рассмотрите  рисунки, назовите  местоимения

Выполните задание, обсудив выбор верного утверждения

Кто считает правильным  1-ое утверждение? 2-оеТеперь давайте убедимся, кто прав.

Слайд № 5

Так что же такое  местоимение? В учебнике у нас тоже есть правило. Прочитайте его и скажите, что нового вы узнали об этой части речи из правила?

Слайд №7

У.—Работаем дальше. Смотрим  и читаем  задание на стр.93упр.157.(чтение по ролям)

Какие местоимения встретились в этом стихотворении?

У.—Что вы о них можете сказать? Чем вы можете воспользоваться?

 Слайд № 8(стихотворение о местоимении)

- Она назвала себя - я.

- Лера назвала бы  себя и Владу -   мы

- Она сказала  ей – ты

- Если несколько человек, то нужно обратиться к ним – вы.

- Девочки употребили местоимения  он, она, они.

- Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи— будут повторы.

Работа в парах

Д.—Местоимения имеют лицо.

—У местоимений 3 лица-1, 2, 3.

—А ещё у местоимений есть число: единственное и множественное.

Местоимения –я, ты.

Таблицей учебника.

Местоимение « я» 1л., ед. ч; местоимение «ты» 2л., ед. ч.

П.общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о различных формах слов.

Первичное закрепление во внешней речи

- словесный: чтение текста;

10 мин

А теперь вспомните, какие ещё цели мы ставили в начале урока.

Д.— Надо понять, зачем мы в нашей речи употребляем местоимения.

У.—Чтобы разобраться в этом, предлагаю выполнить следующую работу.

На доске записан текст.

- выполняют задание

П.: осуществляют поиск необходимой информации

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич: выполнение задания

3 мин

Ночью выпал снег. …  покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. … подняла в воздух лёгкие снежинки. … закружились в воздухе.

У.—Как вы думаете, в чём заключается задание?

(Ученик, выполнивший работу раньше  других, работает у доски.)

Самоконтроль.

(Кто справился с работой, ставит на полях тетради «!»)

У.—Какие местоимения вы употребили?

У.—Подробнее  о них мы будем говорить на следующих уроках.

Выполняют работу

Нужно заменить подчеркнутые существительные местоимениями, которые подходят по смыслу

Это местоимения 3-го лица ед. и мн. ч.

Р.:  оценивание качества и уровня усвоения материала.

Включение в систему знаний

- практический: запись текста в тетрадь;

- словесный: беседа

4 мин

У.—Переходим к « весёлой» страничке. Местоимения в загадках.

Слайды № 13, 14,15,16,17.

У. 1)Первый слог- личное  местоимение, второй слог-звук, который издаёт лягушка. А целое - овощ.

    2)Первый слог—личное местоимение, второй слог— детская болезнь. Его поднимают, когда он не нужен и опускают, когда он  нужен.

    3)Какие два местоимения мешают движению, если стоят рядом.

    4)Сколько личных местоимений в слове семья?

    5)Какое личное местоимение составлено из двух предлогов?

       Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила у дочери: «Они чистые?

-ты-ква

-я-корь

-я-мы

-семь-я

О-на

Они вы-мы-ты

П.: осуществ. поиск необх. информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

Рефлексия деятельности (по продукту)

М:словесный

5 мин

Подведение итогов урока 

—С какой частью речи познакомились?

—Почему местоимения так называются?

—Зачем мы используем местоимения в речи

- местоимение

- они используются вместо имени

- чтобы указать на кого-то или что-то, при этом не повторяясь

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....