Русский язык 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Безенкова Евгения Алексеевна

Тема: «Составление текста-описания в научном стиле»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, как составляются тексты в научном стиле; обобщение и систематизация знаний и умений в составлении текста-описания.

 

Планируемые результаты:

      Предметные:

знать алгоритм написания теста-описания в научном стиле;

уметь составлять текста-описание в научном стиле.

Личностные:

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-проводить самооценку своих действий, поступков;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст-описание110 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:11.04.2018                                                                                                                                                

ФИО студента Безенкова Е.А.

Школа: МОУ «Богдановская школа»  

ФИО учителя Оглобличева Л.Н.

Класс: 3 «а»                                                                                                                                                                  

ФИО методиста Солопова Т.В.        

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Составление текста-описания в научном стиле»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, как составляются тексты в научном стиле; обобщение и систематизация знаний и умений в составлении текста-описания.

Планируемые результаты:

      Предметные:

знать алгоритм написания теста-описания в научном стиле;

уметь составлять текста-описание в научном стиле.

Личностные:

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-проводить самооценку своих действий, поступков;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс,  2 часть (УМК «ШР»); учебная презентация;  раздаточный материал; видеофрагмент.

Этапы урока, методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап самоопределения к деятельности.

Словесный: беседа.

2 мин.

- Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

- Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

- Молодцы.

Готовят рабочее место.

Настраиваются на работу.

Слушать учителя и отвечать на вопросы.

Высказывать свое мнение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с учебником.

5 мин.

- Сейчас я вам прочитаю загадку, а вы подумаете, о чем она.

Лепестки белы, как снег,

Серединка желтый мех!

Что за глупые замашки,

Не гадайте на  (Ромашке)

- Молодцы. Именно об этом растении пойдет разговор дальше.

- Откройте учебник на странице 68. Обратите внимание на упражнение 119. Что нам нужно сделать в этом упражнении?

- Верно. Ребята, а что такое текст?

- Сейчас прочтем эти два текста.

Читают два человека.

- К какому типу относятся  эти тексты?

- Почему?

- Какой текст описывает предмет наиболее точно, а какой – более образно?

- Где можно встретить каждый из текстов?

- Верно.

Слушать учителя.

- Эта загадка о ромашке.

- Прочитать два текста о ромашке.  

- Текст – это 2 или более предложения, связанные по смыслу.

- Эти тексты относятся к описанию.

- Потому что описываются предметы и герои.

- Второй текст более точный, так как в нем рассказывается и о строении, и внешнем виде.

- Первый можно встретить художественной литературе, а второй текст в научной.

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Словесный: беседа.

Наглядный:учебная презентация.

7 мин.

Посмотрите на слайд. На нем два текста. Сейчас мы их прочтем. Ваша задача определить, какой текст относится к научному стилю:

1. Подорожник.

Подорожник всегда рос вдоль тропинок и хоженых дорог, но прежде люди не обращали внимания на его крупные листья с прожилками.  Нередко звери лесные прибегали к дорогам за подорожником, чтобы свои раны им полечить…

(«Сказочный справочник здоровья» А. Лопатина, М. Скребцова).

2. Подорожник.

Подорожник растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах…

Обычно листья собраны в прикорневую розетку. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в густой колос или головку.

(«Википедия» - свободная энциклопедия).

- Какой текст относится к научному стилю?

- По каким признакам догадались о том, что этот текст составлен в научном стиле?

- Верно. А мы можем сами описать какой-нибудь предмет?

- Итак, как вы думаете какая тема нашего урока?

- Верно. Какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок?

- Замечательно!

Слушать учителя.

Читать текст с слайда.

- Второй текст относится к научному стилю.

- В нем употребляются  термины, точные, научные сведения о предмете.

- Да можем.

- Составление текста-описания в научном стиле.

- Написать текст-описание в научном стиле, рассказать его други.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Практический: работа в парах, разгадывание ребуса.

6 мин.

- Как вы думаете, текст-описание составляется по какому-либо плану?

- Все верно. При составлении текста - описания вам поможет план.

- В парах сейчас продумайте из каких пунктов состоит план текста-описания научного стиля.

- Сейчас мы с вами проверим. Как вы думаете, о чем стоит рассказать в первую очередь?

- Отлично. Первый пункт плана: название предмета и его история. В основе появления названий у многих предметов лежит какая–то причина.

- После этого, как вы считаете, о чем можно рассказать?

- Отлично. Нужно рассказать, как выглядит тот или иной предмет, его какие-либо особенности.

- И третий пункт плана будет называться?

- Замечательно. Использование человеком. Как этим предметом пользуется человек, полезен или вреден он для человека.

- Итак, теперь мы с вами знаем план, по которому будем описывать предмет. Но в мире много разных предметов. Поэтому я предлагаю вам разгадать загадку, а ответом будет тема наших текстов.

Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение).

- Верно. Описывать мы будем конкретное растение. А для того, чтобы узнать какое растение, вам необходимо разгадать ребус.

http://fb.ru/misc/i/gallery/36079/1374323.jpg

- Как вы думаете, какое растение мы будет описывать?

- Верно!

- Да.

- О том, почему данный предмет так назван.

- О строении и внешнем виде предмета.

- Как человек использует данный предмет.

- Ответ: растение.

- Подснежник.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Реализация выбранного проекта.

Словесный: слово учителя.

Наглядный: видеоматериал, рабочая тетрадь, памятка, учебная презентация.

10 мин.

- Но для начала мы с вами немного разомнемся.

- Молодцы. Садитесь, пожалуйста. Сейчас откройте свои тетрадки. Запишите число, 13 марта. Классная работа. У вас на парте лежит план работы по составлению текста-описания научного стиля. А так же памятка о подснежнике. На слайде пример текста-описания научного стиля. Ваша задача самостоятельно написать свой текст.

- Сейчас прочтем памятку. По одному предложению по цепочки с 1-го ряда.

- Научное название растения образовано из греческих слов, что может пониматься как «молочный цветок», дано по окраске цветов. Название «подснежник» связано с ранним цветением растений - цветы появляются сразу из-под снега ранней весной и живут совсем недолго (не более месяца). Подснежник является многолетним растением.

- Подснежник имеет всего два, очень редко три листа до 10 см высотой и всего один единственный цветок диаметром до 3 см.

Растение начинает цвести с первыми лучами весеннего солнца, с началом таяния снега. Отсюда и его название - «Подснежник».

Луковица яйцевидная или в форме конуса, диаметром до 1,5 см и длиной 1,5–2 см.

Стебель в форме цинидра, высотой 7–12 см.

- Подснежник белоснежный и препараты из него применяются при остаточных явлениях после перенесенного полиомиелита, при миастении и миопатии, полиневритах и радикулитах, связанных с травматическими поражениями нервной системы.

Вещества, выделенные из подснежника, уже несколько лет используют в медикаментах

- Молодцы. Как вы думаете, что будет относится к первому пункту нашего плана?

- Верно. А ко второму пункту, что мы может отнести?

- Отлично. И наконец последний пункт плана?

- Замечательно. Сейчас самостоятельно начинаете составлять свой текст-описания научного стиля про подснежник в тетради. Как вы думаете, нужен ли тексту заголовок?

- Верно. А как вы будете отделять пункты плана?

- Отлично. Каждый пункт плана с красной строки. И в конце обобщить и сделать небольшой вывод.

- Кому не понятно, что нужно сделать?

- Тогда приступаем к заданию. Если у кого-то будут вопросы, то поднимайте руку, и я подойду.

Слушать учителя.

Записывать число и классная работа.

Читают памятку.

.

- Заголовок обязательно нужен.

- По абзацам.

Приступить к выполнению задания.

Р:саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

Этап самостоятельной работы и с проверкой по эталону.

Словесный: беседа.

5 мин.

- Сейчас мы с вами проверим ваши тексты. Кто хочет зачитать их?

Несколько человек выходят к доске и зачитывают свои тексты.

Проанализировать ответы выступающих.

- Итак, скажите мне, пожалуйста, почему подснежник имеет такое название?

- Отлично. А как выглядит этот цветок?

- Замечательно. Человек использует где-нибудь данный цветок?

-Молодцы. Итак, скажите мне, пожалуйста, какова была тема нашего урока?

- Какие цели мы ставили на урок?

- Мы достигли целей?

- Молодцы. Скажите, чем отличается все таки научный стиль от художественного?

- Отлично.

Слушать учителя и зачитывать свои тексты.

- Цветы появляются сразу из-под снега ранней весной и живут совсем недолго (не более месяца).

- Луковица яйцевидная или коническая. Стебель (цветонос) цилиндрический, высотой 7–12 см, заканчивается одним поникающим цветком. Листья травовидные, покрыты сине-зелёным налётом, мясистые. Имеется два отдельных прикорневых листа. Листья появляются одновременно с бутонами.

- Подснежник белоснежный и препараты из него применяются при остаточных явлениях после перенесенного полиомиелита, при миастении и миопатии, полиневритах и радикулитах, связанных с травматическими поражениями нервной системы.

- Составление текста-описания в научном стиле.

- Написать текст-описание в научном стиле, рассказать его другим.

- Да, достигли.

- Научному стилю характерны ясность и предметность толкований, логическая последовательность и доказательность изложения, обобщенность понятий и явлений.В художественном стиле широко используются синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

Этап рефлексии деятельности.

Словесный: беседа.

Наглядный:дневник, учебная презентация.  

5 мин.

- Откройте, пожалуйста, ваши дневники. Запишите домашнее задание. Выбрать одно какое-нибудь растение и подобрать про него два текста: одно – художественного стиля, а второй текст научного стиля. Выписать их в тетрадь.

- Обратите внимание на доску. Здесь изображена полянка. А у каждого из вас на парте по подснежнику. Если вам понравился урок, то прикрепите подснежник на полянку, если урок не понравился и вам было скучно, то рядом с полянкой.

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку?

-Полностью согласна. Спасибо вам за урок. До свидания!

Записывать домашнее задание.

Анализировать свою деятельность на уроке.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

План составления текста-описания в научном стиле:

  1. Название и история происхождения.
  2. Внешний вид.
  3. Применение человеком.

Памятка про подснежник.

Научное название растения образовано из греческих слов, что может пониматься как «молочный цветок», дано по окраске цветов. Название «подснежник» связано с ранним цветением растений - цветы появляются сразу из-под снега ранней весной и живут совсем недолго (не более месяца). Подснежник является многолетним растением.

В России местами своего обитания подснежники выбрали, прежде всего, Ставропольский и Краснодарский края.

Подснежник имеет всего два, очень редко три листа до 10 см высотой и всего один единственный цветок диаметром до 3 см.

Растение начинает цвести с первыми лучами весеннего солнца, с началом таяния снега. Отсюда и его название - «Подснежник».

Луковица яйцевидная или в форме конуса, диаметром до 1,5 см и длиной 1,5–2 см.

Стебель в форме цинидра, высотой 7–12 см.

Листья травовидные, покрыты сине-зелёным налётом. Имеется два отдельных листа рядом с корнем. Листья появляются одновременно с бутонами.

Цветок подснежника имеет 3 оттопыренных лепестка длиной 12–30 мм и 3 - более коротких с зелёным пятном в виде подковы. Тычинок 6.

Плод - коробочка с тремя створками, семена продолговатые.

Подснежник опыляется бабочками, жуками, мухами и пчёлами.

Подснежник белоснежный и препараты из него применяются при остаточных явлениях после перенесенного полиомиелита, при миастении и миопатии, полиневритах и радикулитах, связанных с травматическими поражениями нервной системы.

Вещества, выделенные из подснежника, уже несколько лет используют в медикаментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....