Русский язык 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Безенкова Евгения Алексеевна

Тема: "Родовые окончания имен прилагательных"

 

Цели деятельности: знакомство с изменением имен прилагательных по родам; развитие умения определять род имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.

 

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: род имен прилагательных; алгоритм определения рода имени прилагательного.

Уметь: согласовывать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам; определять род имен прилагательных.

Личностные: -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-проводить самооценку своих действий, поступков;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:18.04.2018                                                                                                                                                

ФИО студента Безенкова Е.А.

Школа: МОУ «Богдановская школа»  

ФИО учителя Оглобличева Л.Н.

Класс: 3 «а»                                                                                                                                                  

               

ФИО методиста Солопова Т.В.        

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: "Родовые окончания имен прилагательных"

Цели деятельности: знакомство с изменением имен прилагательных по родам; развитие умения определять род имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: род имен прилагательных; алгоритм определения рода имени прилагательного.

Уметь: согласовывать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам; определять род имен прилагательных.

Личностные: -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-проводить самооценку своих действий, поступков;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: урок рефлексия

Оборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

Рифмованное начало урока

1 мин

- Доброе утро, дорогие ребята!

Прозвенел звонок. Начался урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно.

Работаем старательно!

-  В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и  ручку.

Приветствуют учителя

Р.:саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Игровой: загадки

4 мин

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду, используя имена прилагательные. Какой сегодня день? 

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

1. Второй месяц весны

2. Самая близкая звезда к Земле

3. Смело в небе проплывает,

    Обгоняя  птиц полет.

     Человек им управляет.

     Что такое?

  4. Неживая, а идет,
   Неподвижна, а ведет

5Какого цвета одуванчик?  

6. В два ряда дома стоят –
  Десять, двадцать, сто подряд,
  И квадратными глазами
  Друг на друга глядят. 

7. Я румяную матрешку
  От подруг не оторву,
  Подожду, пока Матрешка
  Упадет сама в траву. 
                                           

8. Днем спит на ней подушка,
  А по ночам –    Андрюшка. 
                                           

9. Белое, да не снег,
   Вкусное, да не мед.
   От рогатого берут
   И ребятам дают.

10. Хозяин лесной, просыпается весной,
     А зимой, под вьюжный вой,
    Спит в избушке снеговой.

- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

- Назовите «лишнее» слово.

-  Почему оно лишнее?

- Что общего у оставшихся слов?

-Докажите.

- Определите род  имен существительных.

- Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово желтый.

- Скажите, а сможем ли мы определить род  этого слова?

- Почему возникло это затруднение?

- А могут ли изменяться по родам  прилагательные?

- Вы уже знакомились с этой темой?

Отвечают на вопрос.

Отгадывают загадки, записывают отгадки в тетрадь. Один ученик идет к доске, записывает отгадки .

апрель

солнце

самолет

                                              дорога

Желтый

                                              Улиц)

Яблоко

Кровать

                                            молоко

                                           Медведь

Сравнивают слова.

-желтый

-Это имена существительные

-Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет.

-да, но не сразу

-Другая часть речи

-да

-да

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

 ІІІ. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

3 мин

- Посмотрите на доску: на доске - словосочетания

жёлтый     песок        

жёлтая      краска        

жёлтое      платье  

Интерактивное упражнение "микрофон": учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.                 

- Прочитайте вопросы на слайде и хорошо подумайте. На это у вас есть 2 минуты. После того, как вы будете готовы, любому ученику я дам микрофон, в который он должен будет ответить на данные вопросы и сделать вывод. 

(на слайде)

- Определите род и число имен существительных.

- Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и существительное?

- Поставьте вопрос к каждому прилагательному.

- Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? 

-Спасибо, вы большие молодцы.

-Ребята, попробуйте сформулировать тему урока?

-Верно, сегодня на уроке, мы продолжим знакомиться с темой род имен прилагательных.

-Какова будет цель урока?

Читают словосочетания.

-М.р., ж.р., ср.р.

-да

-какой? какая? какое?

-окончание

-Продолжим знакомство с темой "Род имен прилагательных".

-закрепить знания по теме "Род имен прилагательных".

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока.

Динамическая пауза

3 мин

Видео

Выполнять задание

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

IV. Первичное закрепление во внешней речи

Линейный

Практический

Звукобуквенный анализ

5 мин

Давайте вспомним алгоритм определения рода прилагательных.

Алгоритм.

1. Найди сущ., определи его  род.

2. Задай от сущ. вопрос к прил.

3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

4.  Выдели окончание

м. р. – ый, - ий, - ой

ж. р. – ая, - яя

ср. р. – ое, - ее

-Давайте откроем учебник на странице 76, упр. 131. Прочитайте задание. Записываем словосочетания на доске, по цепочке, остальные на местах.

C:\Users\Андрей\Desktop\Безымянныйegdfg.jpg

 

-Еще у нас цифра 1 над словом весть.

-Что нам нужно сделать?

-Правильно, звуко-буквенный разбор слова.

-Следующее упражнение 133 на странице 77.

Прочитайте задание.

Давайте первую строчку разберем вместе.

C:\Users\Андрей\Desktop\Безымянныйdfgdfg.jpg

-

Открывают учебник, читают задание.

Радостная весть - ж.р. окончание ая, яя.

Зимняя дорога- ж.р. окончание ая, яя.

Дремучий лес- м.р. окончания ый, ий, ой

Северный ветер- м.р. окончания ый, ий, ой

Веселая песня- ж.р. окончание ая, яя.

Утренняя роса- ж.р. окончание ая, яя.

Трескучий мороз- м.р. окончания ый, ий, ой

Горячее молоко- ср.р. окончание ое, ее

Верхняя одежда- ж.р. окончание ая, яя.

Вечерняя заря- ж.р. окончание ая, яя.

Интересная книга- ж.р. окончание ая, яя.

Лёгкий туман- м.р. окончания ый, ий, ой

Домашнее задание- ср.р. окончание ое, ее

Ближнее озеро- ср.р. окончание ое, ее

-звуко-буквенный анализ слова

Транскрипция слова: [в’эс’т’]

в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный)
е — [э] — гласный, ударный
с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
ь — не обозначает звука

В слове 5 букв и 4 звука.

Добрый человек (м.р. окончания ый, ий, ой), доброе имя(ср.р. окончание ое, ее), доброе дело(ср.р. окончание ое, ее).

Горячий утюг (м.р. окончания ый, ий, ой), горячее солнце (ср.р. окончание ое, ее), горячая пора (ж.р. окончание ая, яя.)

Высокое здание (ср.р. окончание ое, ее), высокий урожай (м.р. окончания ый, ий, ой), высокая награда (ж.р. окончание ая, яя.)

Свежий воздух (м.р. окончания ый, ий, ой), свежее мясо (ср.р. окончание ое, ее), свежая рубашка (ж.р. окончание ая, яя.)

Сладкий пирог (м.р. окончания ый, ий, ой), сладкое яблоко (ср.р. окончание ое, ее), сладкая речь (ж.р. окончание ая, яя.)

Раннее утро (ср.р. окончание ое, ее), ранняя зима (ж.р. окончание ая, яя.), ранняя птичка (ж.р. окончание ая, яя.).

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:

беседа

Взаимопроверка

4 мин

 Мы повторили, как определить род имен прилагательных и сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу по карточкам.

Вам нужно вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

   Пришла ………… весна.      …………. солнышко согнало …………. снег. На поляне расцветает …………… цветок. Это подснежник.

Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте задание.

Выполняют самостоятельную работу.

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

VI. Включение в систему знаний

6 мин

Сейчас я предлагаю вам интересное задание.

Интерактивное упражнение: "Карусель".

Вам нужно встать в 2 круга, друг напротив друга. Вам нужно обменяться информацией, о прилагательном, об определении его рода. После того,  как вы поделитесь своими мыслями, учащиеся внешнего круга передвигаются по часовой стрелке к следующему партнеру и вы так же обмениваетесь информацией. Так же вы можете задать вашему партнеру интересующий вас вопрос по теме.

 

Выполняют задание "Карусель", делятся своими знаниями.

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

VII. Рефлексия деятельности

Словесный: ответы на вопросы, самооценка

2 мин

-Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог урока.

-Какова была тема нашего сегодняшнего урока?

-А какие цели мы ставили перед собой? Мы достигли их?

- Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать.

Проводят рефлексию своей работы на уроке.

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....