Технологическая карта по русскому языку на тему "Сочинение" УМК "Перспектива" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Панова Алёна Дмитриевна

Цели деятельности учителя:

·        формирование умения составлять устно рассказ-повествование по плану, писать сочинение по плану основываясь на собственных наблюдениях.

Планируемые результаты     

Предметные:

- знать алгоритм написания сочинения;

- уметь строить план предстоящего сочинения;

- уметь писать сочинение повествование на основе собственных наблюдений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.19                                                                                                                       ФИО учителя: Никитина М.Н.

Школа: № 1                                                                                                                       ФИО студента: Першина А.Д.

Класс: 3                                                                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т.В

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Сочинение»

Цели деятельности учителя:

  • формирование умения составлять устно рассказ-повествование по плану, писать сочинение по плану основываясь на собственных наблюдениях.

Планируемые результаты        

Предметные:

- знать алгоритм написания сочинения;

- уметь строить план предстоящего сочинения;

- уметь писать сочинение повествование на основе собственных наблюдений.

Личностные: 

  • осознавать личностный смысл учения;
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, 2 часть, Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина (Перспектива), карточки с

заданиями, презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Давайте настроимся на плодотворную работу.

- Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова соседу по парте, и с хорошим настроением начинаем урок.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте!

Слушают учителя

Выполняют задание

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

2 мин

- Чтобы узнать, о чём мы с Вами сегодня будем говорить на уроке, послушаем стихотворение (выразительное чтение стихотворения заранее подготовленного ученика):

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.


Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

- О чём это стихотворение?

- О чём мы сегодня мы с Вами будем говорить?

- Ребята, все ли птицы улетают зимой в тёплые края?

- А какие птицы остаются?

- Почему некоторые птицы не улетают на юг?

- Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением, он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода, большинство птиц улетают по другой, более существенной причине — недостатку еды в зимние месяцы.

- Основной рацион большинства птиц составляют насекомые, которые зимой или умирают, или впадают в спячку. Поэтому птицам становится трудно добывать себе еду.

- Что нам необходимо делать, что бы помочь тем птицам, которые не улетели на юг?

Птицы наши меньшие друзья!

Слушают учителя

Внимательно слушают стихотворение

- Это стихотворение о птицах

- О птицах

- Есть птицы, которым холод нипочем, они круглый год находятся на родине и не совершают перелетов

- Воробьи, голуби, вороны, снегири, синицы, сороки

- Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением, он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода, большинство птиц улетают по другой, более существенной причине — недостатку еды в зимние месяцы.

- Нам необходимо мастерить кормушки и развешивать их на деревьях

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: включение в учебную деятельность

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Что бы сформулировать тему урока, разгадайте ребус (приложение 1)

- Верно. Сочинение. А что такое сочинение?

- Чем отличается сочинение от изложения?

- Какие отличительные черты?

- Тема нашего урока: «Учимся писать сочинения»

- А теперь поставим цели урока:

- узнать больше про птиц;

- учиться составлять план сочинения;

- учится писать сочинения.

- Слово «сочинение»

- Это письменный рассказ

- Изложение – это пересказ уже существующего текста, а сочинение – это собственный текст

- узнать больше про птиц;

- учиться составлять план сочинения;

- учится писать сочинения.

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

Л: включение в учебную деятельность

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

7 мин

- Ребята, посмотрите на слайд, эти птицы вам хорошо знакомы. Мы с ними встречаемся каждый день на прогулке. Кто это? Правильно, это голуби.

- Голубь - крупная птица, не так пуглива, как другие птицы, поэтому их легко рассматривать, наблюдать за ними.

- Голубь с незапамятных времен считается птицей мира. Он запечатлен в виде памятника более чем в 30 городах планеты. Эти удивительные птицы полны загадок и тайн, которые очень интересно раскрывать многим людям.
- На всей планете Земля существует более 300 видов этих птиц. Они живут в каждой части мира.

- Скажите, дети, что есть у голубя на голове?

- У голубя есть глаза - ими они видят все, что их окружает, видят корм, который им насыпают.

- Есть клюв - они им клюют крошки.

А что голуби едят?

- Что еще есть у голубя? Да, у него есть ножки - они ходят и при каждом шаге кивают головой; они клювиком чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривая друг с другом.

- У голубя есть хвост, крылья - они летают. Чем покрыто тело голубя? Правильно, перьями.

- Перышки у голубей разные - разного цвета и разной величины.

Эту птичку вы узнали? Это воробей.

  • Скажите, дети, а воробей - большая птица?
  • А какие у него перышки?  
  • А ножки? Как воробей прыгает?
  • А что они едят?
  • Воробьи селятся и по отдельности, и стаями. Когда их много собирается на одном дереве, они могут поднять невообразимый шум! Так чирикают, что не слышно ничего вокруг. Гнездо строят оба родителя: и воробей, и воробьиха. Иногда воробышки устраиваются под крышами домов.
  • Воробышки часто драчливы и задиристы. Они очень ловкие и юркие. Если кормить крошками голубей, всегда появится воробей, который будет выхватывать крошки из-под носа у неуклюжих птиц.

- Как себя ведут воробьи и голуби, когда им дают корм?

- Кто из них чувствует себя хозяином? И почему?

- Кому больше достаётся корма и почему?

  • Перед тем, как начнём писать сочинение, давай те вспомним, что такое текст?
  • Из каких частей состоит текст?
  • Какие типы текстов вы знаете?

- Вам предстоит работа в парах.

- Я выдам Вам карточки, посмотрите и сформулируйте задание.

- Хорошо, приступайте к заданию 

(Приложение 2)

- Задание выполнили, можем приступать к проверке.

- Назовите первый тип текста? Какие черты присущи данному типу текста?

- Назовите второй тип текста? Какие черты присущи данному типу текста?

Молодцы!

- Это голуби

Слушают учителя

Интересные факты о голубях

- У голубя есть глаза - ими они видят все, что их окружает, видят корм, который им насыпают.

- Семена, ягоды, зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др)

- Ножки

- Есть хвост, крылья, тело покрыто перьями

- Это воробей

- Маленькая

- Коричневые

- Ножки маленькие

Слушают учителя

- Воробышки часто драчливы и задиристы. Они очень ловкие и юркие. Если кормить крошками голубей, всегда появится воробей, который будет выхватывать крошки из-под носа у неуклюжих птиц

-  Текст – это группа предложений связанных по смыслу

-  Начало, основная часть, заключение

- Типы текстов: повествование, описание

Выполняют задание

- Текст – описание: описывает что-то или кого-то; больше слов-названий признаков.

- Текст – повествование: рассказывает о событиях; больше слов-названий действий.

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: анализ объектов с целью выделения признаков

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Сейчас я прочитаю Вам свое сочинение.

- Приготовьтесь внимательно слушать! И догадайтесь, какой тип текста в этом сочинении (приложение 3)

- Давайте перечислим, какие интересные случаи мы можем описать в сочинении:

1. как птицы добывают еду

2. как ведёт себя голубь (воробей) с другими птицами

3. как ведёт себя голубь (воробей) с людьми

- Вспомните какой – либо интересный или забавный случай с этими птицами. Расскажите о нём соседу…

Составим план, по которому будем писать сочинение:

  1. Вступление (что это за птица (воробей, голубь)?)
  2. Как выглядит? (окрас)
  3. Где мы можем эту птицу встретить? Я часто наблюдаю в своём дворе (возле школы, возле дома), как …..
  4. Какие повадки у птицы? (они плетут гнёзда, не летают стаями, голубь не пуглив (воробей – хитрый)…)
  5. Итог. Чем закончилось?

- Сейчас, кто желает по нашему плану устно рассказать интересный случай с этими птицами?

- Отлично! Молодцы.

Анализ устного сочинения.

- О чём этот текст (тема)?

- Можно ли мы так озаглавить текст?

- А если текст про голубей? (какое название)

Слушают сочинение учителя

1. как птицы добывают еду;

2. как ведёт себя голубь (воробей) с другими птицами;

3. как ведёт себя голубь (воробей) с людьми.

Выполняют задание

Работают в парах

Составляют план вместе с учителем

Несколько учеников рассказывают свои случаи

Анализируют устные сочинения

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

2 мин

- А сейчас давайте проведём физминутку

- Встаём все

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку

Руки в стороны согнули

Вверх подняли – помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки поднялись

Опустили руки вниз.

Повторяют движения за учителем

Выполняют физические упражнения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: самостоятельное выполнение задания

10 мин

- А теперь переходим к написанию Вашего сочинения в тетради.

- Открыли тетрадь, записали число, классная работа, сочинение (ниже тему сочинения).

- Планом вы можете пользоваться.

- Соблюдайте все правила, не забывайте про орфограммы русского языка.

- Приступайте к работе. Желаю удачи!

Слушают задание

Приступают к написанию сочинения

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

VII. Включение  систему знаний

Словесный: учебный диалог

3 мин

- Закончили работу.

- Кто желает прочитать своё сочинение вслух?

- Анализ прочитанных сочинений (соответствие заявленной теме, соответствие пунктам плана, логика построение сочинения).

Зачитывают вслух получившиеся сочинения и анализируют их

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

- Я сегодня узнал…

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

- Я могу …

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Выполняют задание

Заканчивают фразы

Отвечают на вопрос

Р: самоанализ, самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме «Умножение и деление на 2. Учитель: Лобзова Т.И. 2 А класс

Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).Педагогические задачи: Создать условия для формирования умений выполнять умножение и деление на 2. Составить таблицы умножения числа 2...

Технологическая карта урока математики на тему « КЛАСС МИЛЛИОНОВ И КЛАСС МИЛЛИАРДОВ»

Предмет: математика  Класс: 4 классТип урока: Освоение новых знаний и способов действий...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 класс Автор УМК «Rainbow English» 4 класс. Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В.

Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития коммуникативных умений по теме «Мое любимое время года»Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития комму...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...