Технологическая карта урока по теме "Великий круговорот жизни"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока по теме "Великий круговорот жизни" 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_okr.mir_.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Класс: 3
  2. Предмет: окружающий мир
  3. Тема: Великий круговорот жизни
  4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
  5. Цель  урока: создать условия для формирования представлений о круговороте жизни на Земле и основных звеньев этого круговорота.
  6. Задачи:
  • Образовательные: способствовать формированию понимания у учащихся понятий «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители»;
  • Развивающие: содействовать развитию умения составления схем, умения сравнивать, классифицировать, обобщать и формулировать самостоятельно выводы, переносить знания и умения в новую ситуацию;
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение всматриваться в красоту природы; воспитывать культуру поведения на уроке, доброжелательность.
  1.  Дидактические средства:
  • Для учителя: средства ИКТ, раздаточный материал, технологическая карта урока.
  • Для учащихся: учебник, карточки.

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

работы

Результат

1.

 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам взяться за руки и вместе, дружно прочитать девиз нашего урока со слайда.

Я пришел сюда учиться,

Не лениться, а трудиться!

Только тот, кто много знает

В жизни что-то достигает.

Ребята, нам поступило предложение о том, чтобы открыть детективное агенство.

Скажите, кто такой детектив?

Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий детектив?

Приветствуют учителя, гостей и одноклассников.


Сыщик

Быть внимательным, уметь слушать  и слышать, иметь хорошую смекалку.

фронтальная

Формирование УУД:

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками..

2.

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Беседа

Первое, что нам нужно сделать – это провести оперативное совещание. Проверим, какой сообразительностью, памятью вы обладаете.

Вспомните, какая бывает природа?

Что относится к неживой природе? 

Что относится к живой природе?

 
В чём отличие живой природы от неживой? 


Живая и неживая

Вода, воздух, солнце, камни

Животные, растения, грибы, микроорганизмы

Живые существа дышат, питаются, развиваются, приносят потомство, умирают.

 

Фронтальная

Формирование УУД:

Личностные: интерес к изучению истории своей семьи.

Регулятивные: самостоятельно находить способ решения учебной задачи.

Познавательные: строить сообщение в устной и письменной форме.

Коммуникативные: строить понятное для партнеров монологическое высказывание.

3

 Открытие нового(реализация построения)

 

Изучение нового материала

Посмотрите на этих героев из сказки. Вы их узнали?  

Верно, это герои сказки «Король Лев».

Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну. Сейчас мы это услышим.

Король лев:
– Всё, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп. 
Симба воскликнул
– Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев:
– Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!

Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм и мы с вами являемся его частицей.

Попробуйте, сформулировать тему урока.

Итак, юные детективы по электронной почте пришло письмо. В письме прописан план работы детектива и сейчас мы с вами с ним познакомимся.

Сегодня на уроке мы узнаем, как происходит круговорот жизни на Земле, научимся различать «организмы – производители», «организмы – потребители» и «организмы – разрушители», а также выполним задания по теме урока.

Круговорот жизни.

Узнаем, как происходит круговорот жизни на Земле.

Научимся различать «организмы – производители», «организмы – потребители» и «организмы – разрушители».

Выполним задания по теме урока.

фронтальная

Личностные: осознание ответственности человека за благополучие членов своей семьи. Интерес к предметно – исследова-тельской деятельности по изучению традиций и истории семьи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: проводить аналогии между изу-чаемым материалом и собственным опытом. Выделять информацию в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные: строить понятное для партнеров монологическое высказывание. Формулировать собственное мнение и позицию.

4.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Открываю работу нашего агенства, расследуем дело №1 «Круговорот жизни на Земле».

Основу круговорота составляют три группы организмов:

1. организмы - производители;

2. организмы - потребители;

3. организмы - разрушители.

- Вам что-нибудь понятно? Мне нет. Я предлагаю вместе разобраться.

Посмотрите на схему «Круговорот Жизни».

Как вы думаете, кого называют организмами – производителями? Почему?

Организмами-производителями учёные называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества  (сахар и крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).

Как вы думаете, кого называют организмами – потребителями? Почему?

Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.


Как вы думаете, кого называют организмами – разрушителями? Почему?

Организмы-разрушители – это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. Но каждое из этих звеньев необходимо.

Огромную роль в круговороте жизни играет почва. В ней накапливается перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием грибов и бактерий превращаются в перегной. Из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.
Вот так вещества «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет хотя бы одно звено.

Мы раскрыли дело №1, узнали о круговороте жизни на Земле. Я довольна работой своих детективов.

Внимание! Приступаем к новому делу №2. Мы с вами уже знаем «важные улики» организмов-производителей, потребителей и разрушителей. Теперь должны научиться их различать.

Работая в парах вам нужно найти и отметить зеленым цветом – организмы-производители, желтым – организмы-потребители, красным – организмы разрушители.

В парах

Карточки

Фронтально

Формирование УУД:

Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Регулятивные делать вывод на основе полученных результатов.

Познавательные: обобщать.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Воспринимать другое мнение и позицию.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Сейчас нам нужно подтвердить найденную «важную улику» в виде наших знаний. Давайте проведем их экспертизу.

1 группа - Интерактивная доска

Составьте схему Великого круговорота жизни.

2 группа – Умный пол

Найдите и отметьте компоненты, относящиеся к Великому круговороту жизни, галочкой, крестиком – все, что не относится.

Детективы замечательно справились со своей работой и провели экспертизу.

Групповая

Формирование УУД:

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6

Итог работы на уроке

Беседа по теме урока

Работа детективного агенства подходит к концу. Раскрытые дела отправим в архив. Подведем итоги проделанной работы.

Назовите основные звенья круговорота жизни. 

Почему растения называют организмами-производителями, а животные – организмами-потребителями?

Какие организмы названы организмами-разрушителями? Какова их роль в круговороте жизни?

Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни, например растений. Что произойдёт?

Что же надо делать для того, чтобы не нарушился круговорот жизни?

Верно, ведь мы с вами тоже являемся частью природы и для жизни нам нужен свежий воздух, чистая вода, свет солнца. Природа радует нас своей красотой. Так давайте же будем природе другом!

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Самооценка работы на уроке

Детективы, оцените свою работу. Поднимите зеленую карточку, если у вас не возникло трудностей при раскрытии дел, желтую – если все трудности были решены, красную – если вы не усвоили новую информацию.

.

фронтальная

Личностные: Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Дуб, волк, заяц, подосиновик, вяз,  лиса, подорожник, чистотел, ясень, бактерии, сыроежки, тополь, сайгак, опята, ковыль, василек, белка, мухомор, клен.

Дуб, волк, заяц, подосиновик, вяз,  лиса, подорожник, чистотел, ясень, бактерии, сыроежки, тополь, сайгак, опята, ковыль, василек, белка, мухомор, клен.

Дуб, волк, заяц, подосиновик, вяз,  лиса, подорожник, чистотел, ясень, бактерии, сыроежки, тополь, сайгак, опята, ковыль, василек, белка, мухомор, клен.

Дуб, волк, заяц, подосиновик, вяз,  лиса, подорожник, чистотел, ясень, бактерии, сыроежки, тополь, сайгак, опята, ковыль, василек, белка, мухомор, клен.

Дуб, волк, заяц, подосиновик, вяз,  лиса, подорожник, чистотел, ясень, бактерии, сыроежки, тополь, сайгак, опята, ковыль, василек, белка, мухомор, клен.

Дуб, волк, заяц, подосиновик, вяз,  лиса, подорожник, чистотел, ясень, бактерии, сыроежки, тополь, сайгак, опята, ковыль, василек, белка, мухомор, клен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Правила твоей жизни"

Цели деятельности: формирование умения расставлять жизненные ориентиры как необходимость условия в выстраивании межличностных отношений.Планируемые результатыПредметные:знакомство с жизненными ориенти...

Технологическая карта урока "Зимняя пора в жизни животных"

Технологическая карта урока включает: цели и задачи урока окружающего мира по теме "Зимняя пора в жизни животных", планируемые результаты, план урока, поэтапные действия. На уроке использова...

Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь насекомых весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с насекомыми, формирование умения видеть их многообразие и красоту.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь земноводных весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с земноводными, формирование умения видеть их многообразие и понимать значение.Задачи урокаДи...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Милосердие – закон жизни" (А. И. Шамшурина, 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о значении этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.Задачи урока:Дидактические:Осознание ценности человеческой жизни;Понимание значения «Милосер...

Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни"

В технологической карте урока окружающего мира представлены планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные. Чётко прописаны этапы урока, виды,формы и методы работы, содержание педагоги...