урок русского языка в 4 классе по теме "Глагол как часть речи"( Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока русского языка в 4 классе."Школа России". Тема "Глагол как часть речи" первый урок по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.77 КБ

Предварительный просмотр:

1.Ф.И.О учителя: Хибель Анна Максимовна

2. Класс: 4

3. Предмет: русский язык

4. Тип урока: «Повторение пройденного»

5. Тема урока: «Глагол  как часть речи»

6.Цели урока: (образовательные, развивающие, воспитательные)

              1)  актуализировать имеющиеся знания о глаголе как части речи; развить представление о грамматическом значении глагола;

              2) повторить морфологические  признаки глагола
             3) развивать коммуникативные навыки обучения

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- осознание лексического и грамматического богатства русского языка, ответственности за написанное; интерес к изучению языка;  стремление к речевому совершенствованию;

- позитивная моральная самооценка

Метапредметные УУД:

- извлечение актуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации,  соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий; оценка достигнутых результатов; осуществление самостоятельного поиска информации ;

Познавательные УУД:

- знать грамматические особенности глагола,  уметь отличать их от других частей речи.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Регулятивные УУД:

- оценивают достигнутый результат.

Предметные УУД

- знания о глаголе как о части речи (характеристики глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли),

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Образовательные ресурсы:учебник, компьютер,проектор,презентация, карточки для работы в паре и группе, цветы для рефлексии.

Этапы. Методы и приемы

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.

Словес.: слово учителя.

Настраивает на урок

Добрый день, дорогие ребята!

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний

Практич.:  выполнение словарной работы

Словес.: учебный диалог

А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Пятое марта.

Классная работа.

Словарная работа.

-Что нужно сделать?

Б.гаж, б.реза, дев.чка, в.рона, г.ризонт, за.ц, гор.д, з.вод, ин.й, к.пуста, беседовать

(записаны на доске)

Один ученик вставляет буквы на доске.

-Какое слово лишнее?  Прочитать

-Подберите синонимы.

-Придумайте предложение.

 (Новое слово, это глагол)

Записывают в тетради число.

Пишут в тетради словарные слова

Участвуют в учебном диалоге

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: чтение,

Учебный диалог

(Ученик рассказывает стихотворение)

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто  что делает, расскажет.

Чертит, пишет   иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

 всё расскажет нам …   (глагол)

-Чем является глагол в русском языке? (часть речи)

- Что обозначают глаголы? (обозначают действия)

-Сформулируйте тему урока.

-Чему будем учиться на уроке?

Самостоятельно ставят цели урока и формулируют тему урока.

4.Работа по теме урока.

Слайд.

Прочитайте тексты. Сравнить.

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.


Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.

- Выделите грамматическую основу предложения. Каким членом предложения являются наши глаголы? (сказуемое)

 

 

Попробуем сделать вывод, что такое глагол? Продолжите высказывания:

ГЛАГОЛЫ

обозначают….

отвечают на вопросы…

в предложении … 

-Как теперь ответите на вопрос?

-Что такое глагол?

Читают,сравнивают тексты,делают выводы.

5).Физминутка.

Практическая работа

 «Котята спят»

6)На доске слова:

Съел, убегает, посеял, взлетает, поиграет, поет, заговорит, моет, играл, бросит, будет петь.

-Прочитайте слова, и на какие три группы их можно разделить?

-На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени, прошедшего и будущего времени?

-На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени, прошедшего, будущего времени?

Что делает?                 Что делал?                             Что будет делать?

                                       Что сделал?                           Что сделает?  

-Сформулируйте задание, которое вы будете выполнять в тетради .

убегает                         съел                                        поиграет

взлетает                        посеял                                    заговорит

поет                               играл                                      бросит

Проверка. Зачитать.

Делят слова на три группы.

Глаголы настоящего,прошедшего,будущего времени.

Работа в парах

 

7) Найди лишнее слово (работа в парах): устно

Трещит, скрипит, воет, скулил.

Прочитает, запишет, удивил, нарисует.

  Встречает, визжал, поскрипывал, дул

8)устно .На доске отрывок.

Ледоход. Тает лед.

Он по речке плывет.

Он от солнышка бежит.

Объяснить орфограммы.

С помощью каких слов автор показал, что происходит на реке?

Что такое глагол ?

В каком числе  эти  употреблены глаголы?

А можно их поставить во множественном числе?

Число глаголов

Физкультминутка

 

 Учитель называет глаголы, а учащиеся выполняют действия.

 

Практическая работа.

 

Работа в группах

 

9) Предложение из 3 задания.(устно) с.68 упр.141

. (разобрать по членам)

-Каким членом предложения является глагол? (сказуемое).

10) Ученик читает стихотворение.

Глаголы с частичкой НЕ.

Составить пословицу. (Пословица разрезана на слова)

Работа в группах.


Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил - не делай,
Не знаешь - не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу не пиши.. 

-Какое правило вспомнили?

Участвуют в учебном диалоге

Составить пословицу

Стихотворение читает ученик

 

Игра

11)Поиграем в игру “Верю – не верю”

1. Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что? кому? откуда? (Нет, часть речи, которая отвечает на вопросы; что делать? что буду делать? что сделать? что сделал?)

2. Обозначает действие предмета? (Да)

3. В предложении чаще всего является определением? (Нет, сказуемым)

4. Изменяется по числам? (Да)

5. В предложении глагол является второстепенным членом. ( Нет. Главным)

6. Глагол в предложении обычно бывает сказуемым?   (да)

Глагол

Что делать?

Что сделать

Наст.вр.

Прош.вр.

Будущ.вр.

Ед.ч.

Мн.ч

Сказуемое

-Что такое глагол?

-Что знаете о глаголе?

-Как думаете, мы все знаем о глаголе?

Итог урока. Рефлексия.

Словес.: учебный диалог, хоровая работа

Рефлексия.-Кому легко было работать? Задания не вызывали затруднения? (розовы еи оранжевые цветы,у кого были затруднения –синий цветок)

Д/з  придумать три предл. на тему «Весна»

Записывают д. з.

Анализируют урок.

Оценивают учебный процесс и свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Урок русского языка 2 класс "Предлог как служебная часть речи".

1.Организационный момент- Прозвенел звонок, начинаем мы урок.Психологический настрой.Игра «Пожелание» - стоя в кругу, дети говорят своему соседу, что ему пожелают.2.Сообщение темы и целей урокаНа доск...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....

Урок русского языка 3 класс Имя существительное – как часть речи.

МКОУ Тойдинская СОШ    Урок русского языка3 классИмя существительное – как часть речи.  Учитель начальных классов: Гусейнова Е.А.     2018 ...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...