Технологическая карта урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хаблиева Ирина Таймуразовна

Урок фиксации и систематизации нового знания. Цель: формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtorostepennye_chleny_predlozheniya._opredelenie.docx44.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Беслан

        

Технологическая карта

урока русского языка

в 3 «А» классе

по теме:

«Второстепенные члены предложения. Определение»

Составила:

Хаблиева И.Т.,

учитель начальных классов

2017-2018 уч.год

Технологическая карта

Учебный предмет

русский язык

Учебник

Иванов С.В. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2013

Программа

«Начальная школа XXI века»

Класс

3

Тип урока

урок фиксации и систематизации нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Определение

Цель урока

формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания

Основные термины, понятия

Части речи, значение слова, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, на какие вопросы отвечает

Планируемые результаты

Предметные:

- дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения;

-познакомить с алгоритмом нахождения определения в предложении;

-развивать умение графически выделять определения на письме.

развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему, анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения; отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться.

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах, в группах;

  - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

 По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии

исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Самоопределение к деятельности

Настрой на позитивное восприятие урока.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд

№ 2

-Прозвенел звонок. Начинаем наш урок русского языка.

- Русский писатель К.Г.Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

-Этот сундук хранит все неизведанные вами тайны языка.

(На сундуке надпись «Русский язык»)

- А в этой шкатулке – то богатство, которым вы уже обладаете – ваши знания.

-Как вы думаете, сегодня ваши знания пополнятся?

-Я не жадная, я поделюсь с вами частичкой богатства, которое находится в этом сундуке, но для этого вы должны быть очень наблюдательны и внимательны.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II. Актуализация знаний

III. Постановка учебной задачи

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Предметные:

- называть предметы и их действия;

- знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;

Метапредметные (УУД):

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения.

Предметные:

- определять второстепенные члены предложения

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 Метапредметные(УУД)

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование
знания.

 

Слайд

№3

Слайд

№ 4

Слайд

№ 5

Слайд

№ 6

Слайд №7

Слайд № 8

Слайд №9

Слайд №10

- Объясните орфограммы в названии числа. Запишите число, «классная работа».

- Прочитайте орфографически верно слово на слайде:

                    МЕДЛЕННО

- А как оно произносится орфоэпически?

-Определите опасные места в слове МЕДЛЕННО. 

–Проверить можем?

-Что может сказать Фонетика об этом слове?

-Назовите подряд гласные звуки, согласные звуки.

-Какие задания, связанные со словом «медленно», можете предложить своим одноклассникам?

        

-Составьте предложение, ставя слова в той же последовательности, как стоят вопросы:

Как? Что делают? Какие? Какие? Что?

Осенний, медленно, деньки, уходить, последний.

Медленно уходят последние осенние деньки.

-Докажите, что это предложение.

- Спишите предложение и подчеркните уже известные члены предложения.

-Проверьте по образцу.

-Дайте характеристику этого предложения.

-Назовите   главные члены предложения.

-Прочитайте слова на доске и подумайте, что их объединяет?

Существительное

Глагол

Прилагательное

Местоимение

-А кто расскажет, как связаны главные члены предложения с частями речи?

-Как одним словом назвать все остальные члены?

- Какой известный второстепенный член предложения нам встретился?

-Что обозначает обстоятельство?

-Какими словами ещё распространяется предложение?

-Какие вопросы можно задать к ним?

-От какого члена предложения задается к ним вопрос? Поставьте крестик над ним и проведите стрелочки к этим словам.

-Вы можете обозначить их  в предложении? Почему?

-Вы сами признались, что не знаете, как назвать эти члены предложения. Значит, какова цель сегодняшнего урока?

-Давайте спланируем нашу дальнейшую работу и попробуем сами объяснить новую тему.

-Прочитайте вопросы, на которые нам предстоит ответить на уроке:

  • Как называется второстепенный член предложения?
  • Что обозначает второстепенный член предложения?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какой частью речи выражается?
  • Как подчёркивается?

-На какие вопросы вы легко можете дать ответ сами, без помощи учебника?

- Перечитайте ещё раз слова из предложения.

-Сделайте вывод по известной информации.

-Что нам нужно еще узнать?

 -Как же называется этот неизвестный член предложения?

- Откройте учебник стр. 95, прочитайте и сами расскажите друг другу, как называется этот член предложения, как подчёркивается, что обозначает и на какие вопросы отвечает?

-Так какова тема нашего урока?

Из сундука достаю карточку со словом «Определение».

-Запишите тему.

– На какие интересующие нас вопросы получили ответ? Расскажите по плану:

1. Что такое определение?

2. Что обозначает? Записывают в тетрадь

3. На какие вопросы отвечает? Записывают в тетрадь

4. От какого члена предложения задавали вопрос? Подлежащее + определение

5. Как подчёркивается при разборе?

- На какой вопрос не получили ответ в учебнике?

По ходу высказываний, учащихся на экране появляется опорная схема.

-Проверим на нашем предложении.
- Подчеркните определения в предложении.

-Значит, чему будет посвящена дальнейшая рота?

В тетради делают запись числа и классной работы

-Нужно запомнить.

-Сколько букв? Звуков? Слогов? На какой слог падает ударение? 

-На какой вопрос отвечает?

-Чем является в предложении?

-Можно назвать родственные слова, синонимы, антонимы, составить словосочетание, предложение.

- Состоит из слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

Выполняют синтаксический разбор предложения самостоятельно.

Взаимопроверка по образцу на слайде.

-По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное. Грамматическая основа – деньки уходят, по наличию второстепенных членов -  распространённое.

-Подлежащее и сказуемое.

- Части речи.

(Упражнение на развитие зрительно-художественной образности.

Рассказ от имени подлежащего и сказуемого.

Соединяют на доске карточки с членами предложения с карточками частей речи)

-Второстепенные члены.

-Обстоятельство.

  Рассказывают правило

«последние, осенние»

-Какие?

-Нет, мы не знаем какие члены предложения отвечают на вопрос «какие?»

-Познакомиться с новым второстепенным членом предложения.

  • На какие вопросы отвечает?
  • Какой частью речи выражается?

-Данные члены предложения обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какие?

  • Как называется второстепенный член предложения?
  • Как подчёркивается?
  • Что обозначает второстепенный член предложения?

Читают правило

-Второстепенный член предложения. Определение.

-Какой частью речи выражено?

V. Физминутка

-Мы немного устали. Давайте отдохнем.

Покажите движениями рук, как подчёркивают подлежащее? Сказуемое? Обстоятельство? Определение?

Выполняют упражнения физкультминутки.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

-Откройте учебники на стр. 96, прочитайте задание к упр. 1

(Устная фронтальная работа)

- К какому члену предложения заданы вопросы? Что он обозначает?

- От каких слов задавали вопросы к определению?        

- Сделайте вывод.

- Найдите лишнюю пару. Почему?

Усвоение учащимися нового материала.

Для реализации этой цели учащиеся фронтально выполняют задание, устанавливают причинно-следственные связи, приводят доказательства.

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд № 11

Слайд

№ 12

 

Слайд №13

Слайд

№ 14

 - Прочитайте задание к упр. 2.

Спиши предложения. Подчеркни в них грамматическую основу, затем второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего. Что он обозначает в данных предложениях?

Лесное озеро покрылось рябью. Это шаловливый ветер выбежал из чащи. Пугливые водомерки устремились к берегу. Они испугались свежего ветерка.

-Можем ли мы назвать это текстом? Докажите.

-Определите тип текста? Докажите.

-Как можно озаглавить? (Узкая тема и широкая тема) Шаловливый ветер.

- Я предлагаю вам алгоритм выполнения этого упражнения.

-Прочитайте его и скажите, верно ли он составлен.

1. Спишу в тетрадь.

2. Прочитаю предложение.

3. Выделю грамматическую основу.

4. Определю, каким членом предложения является

5. Задам вопрос от подлежащего к второстепенному члену.

6. Подчеркну.

-Что бы вы поменяли в этом алгоритме? Докажите своё мнение.

Поменять 1 и 2, 4 и 5

- Теперь можно пользоваться таким алгоритмом? Приступайте к работе.

(Самостоятельная работа ).

- Назовите слова, которые вы подчеркнули, как определения.  

(Лесное, шаловливый, пугливые, свежего)

-Оцените эту работу сами. Если вы верно подчеркнули все 4 определения, поставьте на полях тетради - «!», подчеркнули верно 3 определения - «+», сильно затруднялись - «?».

-От какого слова задавали вопрос к определению в последнем предложении?

- Чем оно является в предложении? Сделайте вывод.

Определение зависит не только от подлежащего, но и от других второстепенных членов, выраженных существительным.

-Какое предложение является подтверждением этому?

- А теперь представьте, что в русском языке нет определений. Они исчезли.

- Прочитайте этот текст без определений.

- Какой текст получился? Выскажите своё мнение.

-Какую роль играют определения в предложении? Сделайте вывод.

Самостоятельно  выполняют задания.

Осуществляют самопроверку своих решений по эталону.

Высказывают мнения

-Делают предложения более точными, понятными, красочными.

VIII. Рефлексия

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд

№ 15

-Что нового и интересного ты унесёшь с собой в своей шкатулке знаний?

-Расскажите об определении, пользуясь опорной схемой.

-Где можно применять новое знание?

-Вспомним слова русского писателя Паустовского, с которых мы начали свой урок: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

-Найдите определения в этом предложении.

-Как называются в литературе такие красочные определения?

Выявляют и фиксируют границы применимости нового знания,  учится использовать его в системе изученных ранее знаний.

-Эпитеты

IX. Домашнее задание

Слайд

№16

-Запишите эпитеты, которыми будете поздравлять своих мам с Днем Матери в это воскресенье.

Записывают ДЗ в дневниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс на тему: "Определение"

Материал содержит технологическую карту урока с целями,универсальными учебными действиями на каждом этапе урока.Урок разработан с применением элементов технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Цель урока: создание условий для развития представления о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; для распознавания группы слов и предложения; умения выделять предложения в тексте; ...

Технологическая карта урока русского языка во 3А классе. Тема: «Определение падежей имен существительных» УМК Школа России Автор учебника: М.И. Моро, С.В. Степанова, С.И. Волкова.

Технологическая карта урока русского языкаво 3А классе.Тема: «Определение падежей имен существительных»УМК Школа РоссииАвтор учебника: М.И. Моро, С.В. Степанова, С.И. Волкова....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...

Технологическая карта урока Русского языка:" Разбор по членам предложения"( 4 класс, УМК: "Начальная школа 21 века")

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разборе предложения по членам.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с разбором предложений по чл...