Методическая разработка урока по теме " Несклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Методическая разработка урока  по теме " Несклоняемые  имена существительные", 4 класс, образовательная программа «Школа 2100»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

УМК:      Образовательная программа «Школа 2100»

Тема урока: Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

Ф.И.О. учителя: Никитенко В.Н.

         Цели:

1.Познакомить   с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи, с их

с происхождением и значением несклоняемых существительных;

2. Формировать  умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного;

3.Ообобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

4.Учить правильному употреблению  несклоняемых существительных  в речи;

5.Развивать орфографическую зоркость;  

           6. Воспитывать интерес к языку и культуре учебного труда;

           7.Формировать чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля и самоконтроля.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки для работы в парах и группах, учебник.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа и работа в парах.

           Базовый учебник: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина Е.В., Русский язык. Учебник для 4-го класса

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Организационный момент

 -Начнем  урок русского языка со строк, которые прочитаем хором.

Учите русский год от году:

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда-

И та награда, в нем самом…

- Интересно, какая награда может быть  от урока русского языка? (высказывание детей)

(Обобщение: награда – это грамотность и образованность, умение правильно излагать свою речь, мысли, тогда все тебя будут понимать, считать культурным.)

-   Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию

2. Формировать  умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника и словаря.

7. Находить ответы на вопросы в  в дополнительной информации.

8. Развивать орфографическую зоркость

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом ученым материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу .

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё суждение и мнение.

2. Развивать умение оценивать определённую учебную ситуацию.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Положительное отношение к изучению русского языка, умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметный

результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.

Предметный результат:

Знать: несклоняемые имена существительные

Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.

II.Актуализация знаний

-К какому государственному празднику относится  этот слайд? (День Конституции)

-В нашей стране 12 декабря 1993 года была  принята новая Конституция,  Основной закон – такой Закон, который признал высшей ценностью человека, его права и свободы.

- Вспомните права человека  и допишите предложение.

Каждый человек имеет право на  ……………………………. ( свободу слова, бесплатное образование, на работу, на бесплатную медицинскую помощь, на собственную неприкосновенность, на  неприкосновенность жилья и имущества)

Орфографическая минутка.

- Прочитайте слова и определите, какое задание мы  должны выполнить. (Вставить безударную гласную)

-Какое правило вам поможет выполнить  это задание?

 (Примеры слов: разговор, хвальба, храбрец, червяк, верхушка,  землица, мясник, вражда, доброта, пятёрка.)

Взаимопроверка с эталона

 III.Актуализация знаний.

(Продолжение. Работа в парах)

IV.Физминутка

-Давайте еще раз вспомним, какую тему мы изучали на предыдущих уроках? ( имя  существительное)

-Вспомните на какие  вопросы по этой теме  вы отвечали?

-Предлагаю вам  обсудить и подготовить вопрос для своих одноклассников.

-Помните, вопрос должен быть четко сформулирован.

Примеры вопросов.

  1. Склонение имен существительных это постоянный или непостоянный признак?  (постоянный)
  2. В какой форме должно  стоять сущ-ое, чтобы  у него можно было определить склонение? ( начальной, И. п)
  3.  На какие 2 признака нужно постоянно обращать внимание, чтобы правильно определить склонение? ( Род и окончание)
  4.  Какие существительные относятся к 1 склонению?
  5. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
  6. Какие существительные относятся к 3 склонению?
  7. Есть ли склонение в том иностранном языке, который ты изучаешь?

Гимнастика для глаз. Время — 2 минуты. Презентация.

V. Формулирование проблемы

-Возьмите карточку, прочитайте  и выполните задание.

         В предложении на месте пропусков вставить слово КИНО в нужном падеже, падеж указать.

  Вчера мы  всем классом ходили в _________.( В.п. )    Из ______( Р.п.) мы пришли поздно.

 Мои одноклассник были очень довольны этим  ________(Т.п). Они всем рассказывали о _________(П.п.)

VI. Открытие новых знаний

-Что у вас получилось? Что вы заметили?

- Но ведь падежи разные, значит  существительное  кино должно изменяться?

-Изменяется ли  слово  кино по падежам?

-Чтобы ответить на данный вопрос,  что должны сделать? (просклонять)

-Проверим так ли это?

-Просклоняем  существительное  кино,  некоторые другие. Выполните  задание, работая в группах.

Образование групп:  определите склонение имен существительных и распределитесь по группам.

1 группа –берёзка,  Костя

2- рисунок, озеро

3-  радость, речь

4 группа – кенгуру,  какаду

Задание для всех групп: просклоняйте имена существительные и  выделите у них окончания.

1 группа – село

2 группа – ведро

3 группа – лото

4 группа – пальто

Проверка:  все группы показывают  и объясняют выполненное задание

(В  3 и 4 группе выполнение задания вызвало  затруднение.  Обсуждают  коллективно)

-Можно ли слова лото и пальто просклонять?

- Почему нет?

-Да, нельзя, все слово посмотрите – является основой. Слово застыло, нет окончания, не изменяется, значит не склоняется.

-Какой  вывод можно сделать конкретно по этому заданию.

(Сущ. село и ведро склоняются, а сущ. – лото и метро – не склоняются.)

- Раз они не склоняются, как их тогда можно назвать: НЕСКЛОНЯЕМЫЕ.

-Вспомним   проблемный  вопрос? Ответили мы на него?

VII.Уточнение темы урока

-Теперь назовите тему урока? (Несклоняемые  имена существительные)

-Мы узнали, что в русском языке есть несклоняемые имена существительные.

Теперь мы должны научиться отличать несклоняемые имена существительные  от склоняемых.  А еще важно  правильно употреблять несклоняемые имена существительные в  устной речи.

VIII. Развитие умений.

- Используя свой жизненный опыт,  выпишите только несклоняемые имена сущ.

( Окно, метро, пианино, поле, какао, молоко, шоссе,  седло, лото, сено, филе)

 -Проанализируйте и ответьте на вопросы:

-Какого рода они  всего бывают?

-Какую особенность имеют? (Окончание не имеют, но в конце слова может  находиться буквы  о или е.)

IX.Из истории слов

- Как вы думаете, почему одни существительные по падежам изменяются,  другие нет?

- Как появились эти слова, вам интересно узнать? Узнайте из текста.

     Несклоняемые имена существительные - слова иноязычного происхождения. Слов, пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Их заимствовали из других  иностранных языков. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они иноязычные: библиотека, флот, шарф, антилопа и другие.  Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая их часть. Чаще всего эти существительные имеют на конце гласную. Среди них есть имена нарицательные и собственные,  например:  бюро, депо, какао, метро, радио, кафе, жюри, колибри, какаду, кенгуру, шимпанзе, кофе,; Токио, Чикаго, Баку, Тбилиси; Гете, Дюма, Гюго.

-Что вы узнали, прочитав этот текст?

(Несклоняемые им. сущ. – это иноязычные слова, чаще всего они ср р.)

X.Прослушивание отрывка из передачи «Радионяни»

-Послушайте песенку  о несклоняемых именах существительных.

- Какие несклоняемые существительные  запомнили?(называют)

-Эта песенка есть в дидактическом материале на  С. 42 № 77. Я предлагаю вам её выучить наизусть.

XI.Словарная работа

Можете ли вы объяснить значение слов: бюро, пенсне,   кашне. 

-Давайте  попробуем вместе.(появляются картинки, дети определяют слово)

Бюро – название некоторых учреждений или конторка, стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, защемляющей переносицу.

Кашне – шейный шарф, платок.  Некс.  Ср.р

Филе – кусок мяса или рыбы, очищенный от кости.

Работа со словарём

 -Как быть, знаете значение существительного, но не можете определить – оно склоняется или не склоняется?(Обратиться к словарю. Достаточно орфографическому)

  -Откройте по закладкам словари,  какие условные сокращение нам подскажут,  что это существительные несклоняемые? (Нескл)

XII.Закрепление

- Вспомним вторую задачу.(Учиться  правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные.)

- Вы много узнали нового и наверное, уже готовы  выполнить самостоятельную работу на  с . 148,  упр. № 170 .

Проверка с комментированием

XIII. Итог урока

- Что нового для себя вы сегодня открыли?(Несклоняемые имена существительные.)

XIV. Рефлексия

-Какие можно подобрать синонимы к  теме сегодняшнего урока?(Заимственные,  неизменяемые,  склоняемые, интересные, непонятные, распространенные, несклоняемые)

XV. Домашнее задание

Дидактический материал. с. 42,   упражнение  №77. Дополнительно   для желающих : выписать   из словаря 10 слов по изученной теме.

XVI.Самооценка

Ф.И.

Я умею

  Оценка (+ или -)

1

Проверять безударную гласную.

2

Находить  нужную информацию в тесте, словаре.

3

Отличать  несклоняемые имена существительные.

4

Работать  в паре, группе.

5

Слушать и слышать другого

-Заполните таблицу и оцените свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учите русский год от году: С душой, с усердием, с умом. Вас ждет великая награда- И та награда, в нем самом…

Слайд 2

12 декабря 1993 года в нашей стране была принята новая Конституция.

Слайд 3

Каждый человек имеет право на.…

Слайд 5

Понятие о несклоняемых именах существительных.

Слайд 6

Отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи .

Слайд 8

бюро , пенсне, кашне

Слайд 9

Кашне – нескл., с р.

Слайд 11

з аимственные неизменяемые склоняемые интересные распространенные несклоняемые

Слайд 12

Дидактический материал. С. 42, у пражнение 77 ( наизусть) Дополнительно для желающих : выписать из словаря 10 слов по изученной теме.

Слайд 13

Ф.И. № Я умею Оценка (+ или -) 1 Проверять безударную гласную. 2 Находить нужную информацию в тесте, словаре. 3 Отличать несклоняемые имена существительные. 4 Работать в паре, группе. 5 Слушать и слышать другого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Тесты "Знак"."Имя существительное".3 класс

Тесты "Знак" помогут как молодым специалистам, так и опытным педагогам провести диагностику обучености по данной теме, выявить сложности в усвоении учебного материала, наметить пути устранен...

Методическая разработка раздела программы Имя существительное

Методическая разработка раздела программы Имя существительное...

Методическая разработка на тему "Упражнения в распозновании одушевленных и неодушевленных имен существительных".

Цель:,формировать умение ставить вопросы к именам существительным и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительныеЗадачи урока: продолжить знакомство с понятиями «одушевленные...