Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Перспективная начальная школа" (пояснительная записка).
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Ежова Наталья Александровна

Пояснительная записка по русскому языку составлена согласно требованиям ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn._russ._moi.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса  по русскому языку для 4 класса «Б» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373);  примерной основной образовательной программой начального общего образования; на основе авторской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, М.Л. Каленчук,  «Русский язык» 4 класс, входящей в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» «Программы по учебным предметам» 1-4 кл: в 2 ч., составитель Р.Г.Чуракова- М:Академкнига/Учебник, 2014- ч.1: 240 с.(Проект: «Перспективная начальная школа»)

Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе.

         Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, что составляет 170 часов (34 недели) в учебный год.

       

Планируемые результаты освоения обучающимися программы              по русскому языку к концу 4-го класса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

•  ориентация на понятия образца «хорошего ученика»;                                                                  •  интерес к познанию русского языка;                                                                                                   •  предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности;                                                                                                                                               •  осознание ответственности человека за общее благополучие;                                                      •  развитие чувства гордости за свою родину, народ, историю;

Обучающийся научится:

•  принимать и сохранять учебную задачу;    

•  принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;  

 •  в  сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;  

 •  осуществлять пошаговый контроль по результату под  руководством учителя;

•  адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;  

•  принимать роль в учебном сотрудничестве;    

•  выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

 Обучающийся получит возможность научиться:

•   контролировать и оценивать свои действия  при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

• свободно ориентироваться в содержании учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

•  свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений;

•  находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

•  находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

• работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), «Рабочей тетрадью» и дополнительными источниками информации: другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся должны уметь:

•  работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

• понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

•  находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

•  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.

                                     ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

ФОНЕТИКА И ГРАФИКА

Обучающийся научится:

  • выполнять звуко-буквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударный слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять звукобуквенный разбор слова,  определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию;
  • находить ударные и безударные слоги;
  • соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, характеризовать согласные и гласные звуки.  

ОРФОЭПИЯ

Обучающийся научится:

  • применять правила правописания слов с приставками на з,с;
  • правильно писать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне слов (словарные слова, определенные орфограммой);
  • применять правила написания слов с буквами о,ё после шипящих в корнях слов, и букв и, ы после шипящих и ц в различных частях слова, а также безударные гласные  в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных;
  • правильному написанию предлогов с местоимениями и практическому применению  знаков  препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического    минимума, отобранного для изучения в 3 классе (что, чтобы и т. д.)

СОСТАВ СЛОВА

Обучающийся научится:

  • сравнивать слова, связанные соотношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования ( с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительными гласными);
  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
  • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).

ЛЕКСИКА

Обучающийся научится:

  • отличать прямое и переносное значение слова;
  • находить в тексте синонимы и антонимы;
  • отличать однокоренные слова от антонимов и синонимов.

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  • различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
  • различать на письме приставки и предлоги;
  • изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
  • различать названия падежей;
  • изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
  • изменять глаголы по временам и числам, в прошедшем времени — по родам. В настоящем и будущем — по лицам.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
  • находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
  • задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой) с помощью системы заданий в линии под названием «Азбука вежливости».;
  • владению ценностно-смысловой ориентацией (наблюдательности, способности любить и  ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном) на базе текстов и заданий, при обнаружении которых в методическом аппарате наряду с анализом их языковых и структурных особенностей (описание, повествование, научный или научно-популярный текст, главная мысль и главное переживание и т.д.) затрагиваются нравственно-этические и экологические проблемы;  
  • накапливать базовые эстетически е ценности (эстетические переживания, эстетический вкус, представление о красоте и целостности окружающего мира) на основе анализа литературных текстов, также на основе заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями;
  • владеть опытом  нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) с помощью вопросов и заданий, цель которых опереться на социальный и личностный опыт ребенка.

ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Обучающийся научится:

применять правила правописания (в объеме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю

  учебника;

безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с

  изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять

  орфографические и пунктуационные ошибки.

  Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое,

  чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и  

  определять способы действий, помогающие предотвратить ее в

  последующих письменных работах.

           СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4 класс (170 ч)

Фонетика и орфография (25 ч.)

      Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).

      Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.

     Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.

     Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

    Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-,про-,на-).

    Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и-ов-).

    Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.

    Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).

     Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).

    Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на букву -и-.

    Звукобуквенный разбор слова.

Морфемика и словообразование (15ч.)

     Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным  словотворчеством в поэзии и детской речи.

      Морфемная структура русского слова.

      Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.

      Разбор слов разных частей речи по составу.

Морфология и лексика (70ч.)

     Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.

      Имя существительное. Категориальное значение имен существительных.

      Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

     Морфологический разбор имени существительного.

     Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных.

     Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.

     Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

     Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.

     Синтаксическая роль местоимений в предложении.

     Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.

     Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний.

     Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.

     Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.

     Правописание глаголов в прошедшем времени.

     Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете выпишите.

     Синтаксическая функция глаголов в предложении.

     Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.

      Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.

      Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.

      Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.

      Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.

      Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.

      Общенародная и необщенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями.

      Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

      Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.

Синтаксис и пунктуация (25ч.)

      Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.

     Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.

     Разбор простого предложения по членам предложения.

     Представления о сложном предложении (наблюдения).

     Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

      Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.

Развитие речи с элементами культуры речи (35ч.)

     Освоение изложения как жанра письменной речи.

     Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

     Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.

     Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».

      Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.

      Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.

     Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).

    Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.

Словарь.

Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костёр, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор.

(45 слов).              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню под...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК Перспективная Начальная школа

Рабочая программа по русскому языку 1 класс. УМК ПНШ...

Рабочая программа по Русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по Русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждения...