Что такое имя прилагательное? 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шегай Наталья Александровна

Урок русского языка во 2 классе

 

 

Название раздела, темы: Части речи. Имя прилагательное.

 

Тема урока: что такое имя прилагательное?

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.

 

Цель урока:

- познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

 

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с новой  частью речи, формировать  мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний, формировать умения ставить к  имени прилагательному вопрос
  • Развивающие: развитие умения определять роль имени прилагательного в нашей речи, обогатить и расширить словарный запас учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку

Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

  • научатся находить прилагательные в тексте;
  • ставить вопросы от существительных к прилагательным,
  • устанавливать связь между прилагательными и существительными,
  • подбирать примеры имён прилагательных.

Личностные:

формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

• умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную
  • умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными  задачами);

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
  • выполнять практические упражнения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

Познавательные УУД:

  • определение цели своего обучения;
  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
  • анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

 чтение текста, выполнение  задания , ответы на вопросы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Название раздела, темы: Части речи. Имя прилагательное.

Тема урока: что такое имя прилагательное?

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.

Цель урока:

- познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с новой  частью речи, формировать  мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний, формировать умения ставить к  имени прилагательному вопрос
  • Развивающие: развитие умения определять роль имени прилагательного в нашей речи, обогатить и расширить словарный запас учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку

Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

  • научатся находить прилагательные в тексте;
  • ставить вопросы от существительных к прилагательным,
  • устанавливать связь между прилагательными и существительными,
  • подбирать примеры имён прилагательных.

Личностные:

формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

• умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную
  • умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными  задачами);

Коммуникативные УУД: 

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
  • выполнять практические упражнения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

  • определение цели своего обучения;
  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
  • анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

 чтение текста, выполнение  задания , ответы на вопросы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент 

Цель:. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

 создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

  - Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!»

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу.

УУД

Коммуникативные УУД

 настроиться на совместную работу и  общение с одноклассниками и учителем.

Личностные УУД

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: 1) актуализировать знания об изученных орфограммах;  изученных частях речи;

2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

На доске записаны слова:

Прочитайте записанные на доске слова:

Бежит, трава, кричат,  зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное,  живые.

 - Какое задание предложим для этих слов?

– Распределите  слова в два столбика.  В первый столбик   – имена существительные,

 во второй глаголы.

 - Обозначьте изученные орфограммы.

Проверка:

Оцените свою работу у доски.

 - Кто допустил ошибки? Исправьте.


– Что обозначают слова первого столбика?
– На какие вопросы они отвечают?
– Что обозначают слова второго столбика?
– На какие вопросы они отвечают?


- Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик?

 - Что они обозначают?

Дети читают слова

2 человека работают у доски, остальные – в тетради.

1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой – глаголы. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек.

Предмет

Кто? Что?

Действия предмета

Что делает?...

 зеленая, прозрачное, живые

Признак предмета

Познавательные УУД

Ориентироваться в системе знаний;применять их на практике.

Познавательные УУД

Расширение кругозора

3. Формулирование проблемы,

 планирование деятельности

Цель: правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи.

 

Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока.

Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.)

Тема: слова-признаки предметов.

Слайд1.

  1. Как называются слова?
  2. На какие вопросы отвечают?
  3. Что они обозначают?
  4. Какую роль в нашей речи играют?

Регулятивные УУД

Определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя.,ставить перед собой задачи и выполнять их.

4. . Открытие новых знаний. 

Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Устно:  К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов.

- На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки.

Проверка

Сверяем с эталоном на доске. Слайд 2.
 - На какой вопрос отвечают слова-признаки?

 - Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи.

Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки.

- Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном.

 - У вас на столах карточки зелёного цвета, сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном.

ИМЯ прилагательное -ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ

ОБОЗНАЧАЕТ_______ __________

 И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.

НАПРИМЕР:_________________________________________________________________

        

-  Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.     

                                                                                                                                       

Где мы можем проверить наш вывод?

 - На какой вопрос осталось получить ответ?

                 

         

 Исследование данной проблемы.

Работа по теме

  - Возьмите карточку 2.

   - Прочитайте текст №1.                                                                                                                                        

1. Наступила  весна.  

 Тает снег.                

Журчат ручьи.    

Светит солнце.      

Летят птицы.      

   

2. Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

 Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце.

Летят голосистые птицы.

-  О чем этот текст?

 - Нравится ли он вам?

 -А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать?

 - Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения?

- Распространите предложения.

- А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его.

 - Сравним два текста.

-  Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

-  Что же отличает первый текст от второго?

 - Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных?

- Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи?

                                                                                                                                           

А  теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

 - Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге?

-  Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

 - Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией.

 

   

 

Работа в парах на карточках.

Трава (…………….?) зелёная.

Стекло (……………?) прозрачное

Цветы (……………..?) живые.

Отвечают на вопросы какой? Какая?  какое?

Имя прилагательное.

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

Работают

с правилом, с. 86. 

Какую роль  играют в речи имена прилагательные?

(О весне)

Добавить слов, распространить предложения.

Прилагательные.

Дети составляют предложения.

Нет.

(Наличие прилагательных)

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Тает последний снег.

Прилагательное  ПОСЛЕДНИЙ.

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Познавательные УУД

Ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов.

 

Метапредметные УУД:

Окружаю-щий мир

Коммуникативные УУД:

Умение высказывать своё мнение и отстаивать его

5.Физкультминутка

 Цель: предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук.

   

Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите  ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс.

САДЫ, РЕБЕНОК, ХОЛОДНАЯ, ЛЕТО, КУДРЯВЫЙ, СТРАНА, ТОПОЛЬ, МОЛОДЫЕ, РУЧЕЙ, ЗВОНКОЕ, КАПЛЯ

Коммуникативные УУД       использо-вать упражнения для снятия усталости.

  1. Первичное закрепление

Цель: зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.

        

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

-  Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

1) Игра. Отгадай кто это?       

Бурый, мохнатый, косолапый.                                        

Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      

Серый, хищный, жадный.                                                

Белый, пушистый, холодный.                                                            

Круглое, сладкое, сочное.    

                                             

2) Работа в группах.

На столах у вас конверты с картинками: яблоко, лимон и клубника. Внутри конверта – карточка.

Опишите предмет, определяя    его    форму, цвет,  вкус, размер.                                      

Проверка

 - Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- О чём в нём говорится?

- Так с какой частью речи дружат имена прилагательные?

« Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного.

Медведь

Лиса

 Волк

 Снег

Яблоко

Работа в группах.

 Представители от групп зачитывают получившиеся имена прилагательные

1 группа лимон(овальный,жёлтый,кислый, небольшой)

2 группа яблоко(круглое, красное,сладкое,большое)

3группа клубника(овальная,красная,сладкая,небольшая)

Имя существительное.

речь идёт об именах прилагательных

 с существительными

Познавательные УУД

Ориентиро-ваться в системе знаний.

 

Коммуникативные УУД:уметь слушать мнение другого,отстаивать свое мнение.

Метапредметные УУД:

Знание русских сказок и их содержания,устно народное творчество.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель:  1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их втексте.

Работа с разноуровневыми карточками.

 - Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как?

  1. Задание:  Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________________ апрель.  Выдался _________________день.Светит ________________солнце.  Небо сегодня _____________.  Весело бежит _____________ ручей.  

Слова для справок:  тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое.

2. Задание:  Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________________ апрель.  Выдался _________________день.Светит ________________солнце.  Небо сегодня _____________.  Весело бежит _____________ ручей.  

Проверка:

1.  Слайд 4. – первый уровень.

2.  - Обменяйтесь тетрадями, сверьтесь с эталоном и оцените работу товарища. – 2 уровень.

Работают самостоятельно.

Сверяют с эталоном.

Взаимопроверка.

Личностные УУД:

Воспитание положитель-ных качеств, полезных привычек и норм поведения.

Метапредметные УУД:

Устное народное творчество и пословицы русского народа.

6.Рефлексия

Цель: 1) осознавание цели учения, его необходимость,

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

3) наметить направления будущей учебной деятельности;

7.Домашнее задание

Цель: закрепление и углубление знаний учащихся.

  - Какую тему изучали сегодня?

Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили Слайд

На все ли вопросы ответили?

Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них.

- Кому что-то осталось непонятным?

 - Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках?

  1. кто всё понял и может помочь другим: с. 86, № 148.

2) Кто испытывает затруднение: с. 86. № 149,

 3) выучить правило, с.46.

Повторяют вопросам.

Регулятивные УУД:

саморегуляция, рефлексив-ный опыт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: что такое ДОБРО и что такое ЗЛО? 4 класс

учНа уроке ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;ученики смогут дать определение добра и зла, какие...

Классный час на тему: что такое ДОБРО и что такое ЗЛО? 4 класс

На уроке ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;ученики смогут дать определение добра и зла, какие к...

Классный час о нравственности «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». 1 класс.

Классный час о нравственности «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». 1 класс....

Луд и Горка - такие разные и такие похожие. Мастер-класс

Данный мастер класс направлен на демонстрацию культурологического подхода в преподавании коми языка. Рассматриваются праздники коми ижемцев "Луд" и устьцилем "Горка". Учитель находит главные отличия п...

Конспект классного часа «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?» (2 класс)

Класс: 2Тема: «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?»Цель:формирование умения у учащихся анализировать свои поступки....

Конспект классного часа «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?» (2 класс)

Класс: 2Тема: «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?»Цель:формирование умения у учащихся анализировать свои поступки....