Особенности овладения учебным материалом детьми с ТНР. Русский язык
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Рекомендации по особенностям овладения учебным материалом детьми с ТНР " Русский язык"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности овладения учебным материалом детьми с ТНР

                                          ( русский язык) 

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта речи. Тяжелое нарушение речи (ТНР), общее нарушение речи (ОНР) -5.1 и 5.2.

Речевые нарушения негативно сказываются на развитии умственных способностей. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Дети с речевыми проблемами отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Но эти дети имеют право на особую заботу и образование (инклюзивное), которое помогут им развиваться и вести полноценную жизнь.

Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого дефекта у детей с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость учащихся по всем другим предметам.

 У детей с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. У школьников с ТНР оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, сенсомоторный. Однако ведущим в структуре речевого дефекта этих детей является недоразвитие языкового уровня речевой деятельности, которое ГБУ НСО «ОЦДК» проявляется в нарушении усвоения языковых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в нарушении использования закономерностей языка в процессе речевого общения.                                     Нарушения речевого развития у учащихся с ТНР проявляются как на уровне практического использования языка, так и на уровне осознания правил языка. Особенно страдает осознание языковых правил (формирование языковых обобщений): фонематических, лексических, морфологических, синтаксических.                                                                                                                                    В связи с этим в процессе обучения русскому языку учащихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью корректирование недостатков речевого развития, создание предпосылок для овладения школьными знаниями, умениями и навыками .                                                                                  В связи с этим в процессе преподавания русского языка ставятся следующие задачи:

 повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

  осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;

 закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;

 сформировать фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках русского языка, литературного чтения, развития речи;

 формировать «чувство» языка, умение отличать правильные языковые формы от неправильных;

 выработать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;

  развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

  обеспечить коррекцию нарушений устной речи, профилактику и коррекцию дислексии и дисграфии.

Каждый раздел программы должен включать перечень тем, расположенных в определенной логической последовательности, охватывать круг основных грамматических понятий, умений, орфографических и пунктуационных правил и навыков. Система ГБУ НСО «ОЦДК» подачи материала должна обеспечивать условия осознания языковых закономерностей и формирования языковой системы.

Учитывая особенности нарушений речи у обучающихся с ТНР, а также психологическую характеристику процессов овладения чтением и письмом, содержание программы в I подготовительном (дополнительном) и I классах по данному разделу предусматривает формирование следующих умений:

  анализировать предложения на слова;

  определять слоговую структуру слова;

  правильно артикулировать звуки;

  правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов, особенно многосложных и со стечением согласных в соответствии с правилами орфоэпии;

 различать звуки, особенно сходные акустически и артикуляторно, на слух;

  определять различия  гласных и согласных, ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких, а также свистящих, шипящих, характеризовать звуки по их основным признакам (согласный - гласный, звонкий - глухой, твердый - мягкий)

  осуществлять звуковой анализ слов;

  сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу;

  различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие; синтезировать слоги в слова, слова в предложения;

 овладевать слитным по слоговым чтением; правильно понимать читаемые слова, предложения, тексты;

  каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.

Процесс обучения грамоте в I дополнительном классе подготовительный, в I классе подразделяется на два периода: подготовительный или добукварный; букварный.

В подготовительный период формируются необходимые речевые и неречевые предпосылки обучения грамоте. Для успешного овладения чтением и письмом дети должны анализировать предложения на слова, осуществлять слоговой и фонематический анализ, дифференцировать звуки на слух и в произношении, иметь достаточный словарный запас, владеть грамматическим строем речи. Овладение буквенными обозначениями предполагает умение дифференцировать зрительно-пространственные образы букв, а также выработать графомоторные навыки, необходимые для их воспроизведения. ГБУ НСО «ОЦДК»

В подготовительный период обучения грамоте необходимо привлечь внимание детей к речи, ее звуковой стороне, научить детей выделять из речевого потока отдельные слова, познакомить с основной функцией слова - обозначением предмета, действия, признака предмета. Дети учатся определять общие, повторяющиеся слова в предложениях, дополнять предложение словом, определять место того или иного слова в предложении.

Лишь после закрепления представлений о слове как значимой единице речи рекомендуется переходить к анализу звукослогового состава слова.

 Одним из важных звеньев процесса обучения грамоте является формирование у обучающихся с ТНР зрительно-пространственных функций и развитие тонкой ручной моторики.

 Начальный курс русского языка для обучающихся с ТНР включает следующие разделы: «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Лексика (состав слова, морфология)», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация» «Развитие речи», что соответствует программе по русскому языку общеобразовательной школы и обеспечивает возможность перехода обучающихся с ТНР в общеобразовательную школу.

 Распределение количества часов по разделам и темам в каждом классе осуществляется учителем самостоятельно с учетом коррекционно- развивающих задач, уровня речевого развития и подготовленности школьников.

Для обеспечения системности в обучении разделы программы по грамматике и правописанию (по содержанию, последовательности изучения тем) тесно связаны с программами по развитию речи, обучению грамоте, литературному чтению.

 Большое внимание при обучении русскому языку учащихся с ТНР должно быть уделено повторению. Повторение изученного учащимися материала предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое, является базой для изучения нового материала, содействует углублению и расширению знаний, умений, навыков, делая их осознанными, прочными и более системными.

 Формирование у учащихся связной речи и ее анализ является важнейшим направлением обучения детей с ТНР на уроках русского языка. Это обусловлено тем, что связная речь, как сложная форма речевой деятельности, нарушена у школьников с ТНР. Вместе с тем для успешности школьного обучения необходим достаточный уровень ее развития. ГБУ НСО «ОЦДК»

Содержание программы по развитию связной речи на уроках русского языка самым тесным образом связано с развитием речи на логопедических занятиях, на уроках обучения грамоте, уроках литературного чтения, развития речи. Программой предусматривается анализ структуры тех речевых высказываний, которые закреплены на уроках развития речи. Работа над связной речью служит логическим продолжением той системы работы над словом, словосочетанием, предложением, которая проводится на уроках русского языка.

 Сочетание систематической работы над развитием речи в практической речевой деятельности обучающихся с изучением грамматики и с осознанием простых закономерностей построения текста способствует осуществлению тех коррекционно-развивающих задач, которые ставятся в процессе обучения русскому языку детей с ТНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к конкурсу "Знатоки русского языка" 4 класс

Данный материал можно использовать в качестве олимпиадного задания для выявления одарённых детей....

Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка

Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка...

Тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год.СО "Школа 2100".Русский язык.3 класс.

Примерное тематическое планирование по русскому языку для 3 класса на 2013-2014 учебный год готовое к использованию....

Материалы ля проведения Неедли русского языка и литературы в начальной школе

Мероприятия дня русского языка и литературы в начальной школе:Конкурс классных стенгазет «Великий и могучий русский язык»Проведение олимпиад по русскому языку и литературе.Конкурс чтецов. Приглашаются...

Использование электронного приложения к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык» при проведении учебного курса «За страницами учебника «Русский язык»

Использование электронного приложения  к  учебнику В.П.Канакиной «Русский язык» при проведении учебного курса «За страницами учебника «Русский язык»...

Выявление и особенности работы с одаренными детьми на уроках английского языка. (обобщение опыта работы)

Урок иностранного языка является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей.Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Следовательно, перед современной ...